Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка и литературного чтения»
2021
45.00 BYN
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка и литературного чтения
Организация: Средняя школа № 5, ГУО (г. Вилейка)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностическая методика «Нерешаемая задача».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностической методики «Нерешаемая задача».
ПРИЛОЖЕНИЕ В План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Сущность и содержание дидактической игры, виды игр
1.2. Сущность и особенности познавательной деятельности младших школьников
1.3. Роль дидактической игры в развитии познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
1.4. Особенности применения дидактических игр с целью повышения интереса к уроку литературного чтения
Вывод по первой главе
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование работы по использованию дидактических игр как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения на констатирующем этапе
2.2. Содержание дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в педагогике, также как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом образовательных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися. Необходимость повышение уровня знаний учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам. Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра – один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения [38, с. 45].
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Г.Н. Казаручик [25], А.Ю Кождаспиров [24], А.Н. Леонтьев [25], О.В. Островская [34], Н.И. Семяшкина [38].
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме игровых методов обучения, способствующих повышению активизации познавательной деятельности младших школьников; что и определило актуальность темы настоящего исследования [33, с. 65].
Объект исследования: дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: виды дидактических игр, особенности их применения в процессе активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения.
Цель работы заключается в следующем: теоретически изучить и эмпирически обосновать эффективность применения дидактических игр как средство активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Сущность и содержание дидактической игры. Виды игр.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра всегда интересовала детей ещё с раннего детства и на протяжении нескольких классов в школе. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Изучением игры занимались А.В. Запорожец [17],Т.М. Недвецкая [31], С.В. Зеленко [18], В.В. Горгун [12].
В 1-2 классах у учащихся на уроках в большей мере преобладает непроизвольное внимание, из-за которого учебный материал не усваивается в полном объёме. Дидактические игры помогают сконцентрировать внимание младших школьников на изучаемой теме, задании.
И.А. Зимняя отмечает, что в начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые умения и навыки, развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Однако, несмотря на то, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, для него по-прежнему сохраняет свою актуальность ведущая деятельность дошкольного периода – игра [19, с. 76].
Ш.А. Амонашвили пишет: «самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям» [4, с. 98].
Использование дидактических средств в обучении открывают перед учеником и учителем большие возможности в обучении. Так как многие дети имеют нежелание учиться, возможно создать такую атмосферу на уроке, которая увлечёт в учебный процесс ребёнка. Когда дети испытывают трудности в усвоении учебной программы, можно ему предложить проиграть действие, тем самым ощутить решаемое действие. То есть дидактические игры предоставляют педагогу возможность варьировать различные цели и задачи урока, не мешая учебному процессу. С помощью дидактических игр младшие школьники развивается полноценной всесторонне развитой личностью [19, с. 54].
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Исследование работы по использованию дидактических игр как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения на констатирующем этапе
В теоретической главе мы определили, что дидактическая игра на уроках литературного чтения в начальных классах должна занимать определенное место, обеспечивающее зону ближайшего развития, оказывающее развивающие воздействие для стимулирования формирования знаний по данному предмету.
База исследования: ГУО «Средняя школа № 5» г. Вилейки, 3 класс. В исследовании приняли участие 15 детей младшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено само эмпирическое исследование, были получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель исследования: изучить особенности познавательной деятельности учащихся младших классов.
Исследование было проведено с учащимися 3 «А» класса (15 учащихся).
Все учащиеся были поставлены в одинаковые условия, перед началом выполнения задания, мы объяснили правила выполнения заданий.
Для изучения познавательной деятельности нами были выбраны диагностические методики «Нерешаемая задача» [3], «Таинственное письмо» (А.М. Прихожан) [36] (Приложение А).
Для диагностики уровня самостоятельности была использована методика «Нерешаемая задача». Методика представляет собой задачу-головоломку. Испытуемым предлагается решить сначала легкую задачу, а затем такую, которая не решается. При проведении методики, необходимым условием является наблюдение за испытуемыми: сколько минут они действовали самостоятельно; когда обратились за помощью; кто пытался решать до конца; кто, поняв, что решить не могут, бросили работу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время современное обучение диктует новые задачи, призывает развивать интеллектуально-творческие качества личности. Одним из важных путей решения этой задачи является развитие познавательной деятельности учащихся уже на начальной ступени образования. Для того, чтобы процессы развития и саморазвития младшего школьника шли интенсивно, учителю необходимо стимулировать познавательные процессы школьников, формировать и развивать исследовательские умения, стимулировать познавательную активность и жажду новых впечатлений и знаний.
Проблема сформированности знаний по литературному чтению у младших школьников актуальна и значима в настоящее время, так как уровень её сформированности определяет полноту познания учебного материала.
В теоретической части исследования было раскрыто понятие «дидактическая игра», а также значение и роль её на уроках.
Дидактические игры, которые учитель сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с учениками. Основной источник, питающий детей – это игры, которая помогаем им освоить знаний, которые учитель стремится передать ученику.
При обучении математике с целью повышения интереса к предмету можно предлагать задания в игровой форме, задачи с занимательным сюжетом, познавательные игры и упражнения, не только на внеклассных мероприятиях, но и на различных этапах урока литературного чтения: мотивационно-организационном, объяснении нового и закреплении пройденного материала, а также при проверке знаний, умений и навыков.
В дидактических играх знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Для изучения познавательной деятельности учащихся нами были выбраны 2 методики. Результаты по методике «Нерешаемая задача»: высокий уровень 40%, средний 27% и низкий 33%; методика «Таинственное письмо»: высокий уровень 40%, средний 47% и низкий 13%., что говорит о недостаточном развитии познавательной деятельности учащихся.
Использование дидактической игры положительно сказывается на процессе обучения, так как каждый ученик является часть одной большой игры и принимает в ней активное участие, поэтому нами были подготовлены дидактические игры и конспекты уроков литературного чтения.
Важность развития и обучения в игре вызывает большие затруднения и при спонтанном развитии не достигает уровня развития, который достигается благодаря работе учителя. Специальные поиски методических путей и средств формирования знаний на уроках литературного чтения с использование дидактических игр имеют важное значение для всего образовательного процесса в школе.
1.Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход / Т.П. Авдулова. – М: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
2.Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа. – 1998. – № 4. – С. 80-81.
3.Александрова, Н.Н. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Не решаемая задача» / Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга // Вопр. Психологии, 1987. – № 6. – С. 45-47.
4.Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. – М., 1983. – 211 с.
5.Аникеев, Н.П. Воспитание игрой. / Н.П. Аникеев. – М : Просвещение, 2009. – 236 с.
6.Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова – М : Изд-во «Речь», 2005. – 128 с.
7.Букатов, В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика Дисциплина. – СПб : Речь, Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты. – М : Сфера. – 2010. – 203 с.
8.Воропаева, В.А. Литературное чтение: учеб. пособие для 3-го класса учреждение общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения: в 2 частях / В.С. Воропаева, Т.С. Куцанова, И.М. Стремок. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017. – Ч.2. – 148 с.
9.Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А.Г. Волостникова. – М : Изд-во «Просвещение», 2004. – 86 с.
10.Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Кн. Для учителя / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М : Просвещение, 1991. – 96 с.
11.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2003. – 312 с.
12.Горгун, В.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики / Горгун В. В. – 2019. – 40 с.
13.Губанова, О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках / О. В. Губанова, И.С. Левкина // Начальная школа. – 1997. – № 6. – С.67-69.
14.Дубова, Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках чтения / Т.А. Дубова // Начальная школа. – № 11. – 2001. – С.81-83.
15.Дубровина, И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей» / И.В. Дубровина. – М: Изд-во «Просвещение», 2007. – 180 с.
16.Жикалкина, Т.К. Игровые занимательные задания по литературному чтению / Т.К. Жикалкина. – М: Просвещение, 1989. – 47 с.
17.Запорожец, А.В. Психология действия : избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Издательcтво НПО 'МОДЭК', 2000. – 736 с.
18. Зеленко, С.В. Дидактические игры и упражнения в 1 классе: введение в школьную жизнь. Математика. Обучение грамоте. Человек и мир / С. В. Зеленко // Пачатковая школа. – Минск : 2010. – С.54-56.
19.Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М : Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
20.Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках литературного чтения / В.Г. Коваленко. – М : Просвещение. – 1990. – 165 с.
21.Козлова, О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – № 11. – С.45-48.
22.Кларин, М.В. Образовательные возможности игры / М. В. Кларин // Советская педагогика. – 1985. – № 3. – С.76-78.
23.Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. – Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995 – 176 с.
24.Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / А.Ю Коджаспиров, Г.М. Кождаспиров. – М : Изд-во «МарТ», 2000. – 176 с.
25. Кузаручик, Н.Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников: (старший дошкольный возраст): пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.Н. Казаручик. – 2-е изд. – Мозырь : Белый ветер, 2007. – 88 с.
26.Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во «Эксмо», 2009. – 176 с.
27.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во «Просвещение», 2005. – 352 с.
28.Литвиняк, Е. Они хотят учиться / Е. Литвиняк, Е. Хилтунен // Первое сентября. – 2000. – 8 апреля. – 65 с.
29.Минскин, Е.М. От игры к знаниям / Е. М. Минскин. – М.: Просвещение. – 2004. – 126 с.
30.Миронов, Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н.П. Миронов // Начальная школа. – 2004. – № 6. – С.54-55.
31.Недвецкая, Т.М. Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста в игровой деятельности: монография / Т.М. Недвецкая. – Минск : Минский областной институт развития образования, 2016. – 162 с.
32.Немов, Н.С. Психология. Книга 2. – М., 2001. – 154 с.
33.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. –М. : Академия, 2001. – 192 с.
34.Островская, О.В. Использование игровых приемов на учебных занятиях как средство повышения познавательной активности младших школьников / О.В. Островская // Приложение к журналу "Пачатковае навучанне: сем'я, дзіцячы сад, школа". – 2013. – № 5. – С.64-66
35.Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И.П. Подласый. – М : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с.
36.Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст, 2-е изд.: ил. / А. М. Прихожан. – (Серия «Детскому психологу»). – СПб : Питер, 2009. – 192 с.
37.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
38.Семяшкина, Н.И. Значение дидактических игр на уроках /Н.И. Семяшкина//Начальная школа. 2000. - №2.
39.Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик. – Минск : «Экоперспектива», 2010. – 196 с.
40.Смирнова, Н.Е. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 101 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностическая методика «Нерешаемая задача».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты выполнения диагностической методики «Нерешаемая задача».
ПРИЛОЖЕНИЕ В План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты