Использование межпредметных связей на уроках Человек и мир при обучении младших школьников с нарушениями зрения
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование межпредметных связей на уроках Человек и мир при обучении младших школьников с нарушениями зрения»
по дисциплине: «Тифлопедагогика»
2021
45.00 BYN
Использование межпредметных связей на уроках Человек и мир при обучении младших школьников с нарушениями зрения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Тифлопедагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Научно-теоретические аспекты использования межпредметных связей на уроках «Человек и мир» при обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
1.1 Значение предмета «Человек и мир» для детей с нарушениями зрения
1.2 Характер учебной деятельности младших школьников с нарушениями зрения
1.3 Использование различных видов межпрежметной деятельности на уроках «Человек и мир» при обучении младших школьников с нарушениями зрения
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава 2. Методические рекомендации по использованию межпредметных связей младших школьников на уроках «Человек и мир»
2.1 Анализ программных требований по использованию межпредметных связей младших школьников на уроках «Человек и мир»
2.2 Разработка план-конспектов в рамках использования межпредметных связей младших школьников на уроках «Человек и мир»
2.2.1 Межпредметные связь ЧиМ с ИЗО
2.2.2 Межпрежметная связь ЧиМ с литературой
2.2.3 Межпредметные связи с русским языком
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире большое внимание уделяется вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Данная категория детей нуждается в специфической форме организации учебного процесса в рамках изучения основных предметов в общеобразовательной школе.
В кодексе Республики Беларусь «Об образовании» важным является термин «специальное воспитание обучающихся, которые имеют нарушения здоровья и иные дефектологические нарушения». Для детей с нарушениями зрения разрабатываются специальные программы, направленные на формирование навыков обучения. Основной задачей обучения детей с нарушениями зрения является обеспечение высокого уровня знаний по учебным предметам, а также формирование навыков применения тех или иных знаний на практике.
Для данной категории обучающихся характерными являются такие особенности как формирование неполного и неточного мнения о собственных знаниях и наличие определенной несостоятельности в процессе повседневной образовательной практики.
При анализе особенностей проведения образовательной деятельности в специальной школе, необходимо отметить наличие практического контроля и формирование определенного направления в рамках практико-ориентированного подхода.
Процесс обучения детей с нарушениями зрения ориентирован на формирование высокого уровня внимания к процессам изучения предметов природоведческого характера. Педагоги уделяют большое внимание процессам развития навыков наблюдения, восприятия, умения анализировать различные особенности в рамках отношения детей к определенным природным объектам.
Согласно учебной концепции «Человек и мир» у детей с нарушениями зрения формируются такие компетенции как опыт познавательной деятельности, опыт репродуктивной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений при организации учебной деятельности.
Многие исследователи уделяют большое внимание процессам включения в систему обучения детей с нарушениями зрения межпредметных связей, которые являются наиболее эффективными в процессе обучения детей. Межпредметные связи указывают на наличие необходимости формирования нестандартного подхода к системе преподавания предмета «Человек и мир» [1, с.78].
Глава 1. Научно-теоретические аспекты использования межпредметных связей на уроках «Человек и мир» при обучении детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
1.1 Значение предмета «Человек и мир» для детей с нарушениями зрения
Дисциплина «Человек и мир» является важным предметом в рамках обучения детей с нарушениями зрения. Данный предмет формирует высокий уровень потенциальных возможностей для реализации основных аспектов обучения, развития и воспитания учащихся. Для данного предмета характерными являются такие особенности как комплексное взаимодействие коррекционных, воспитательных и развивающих задач.
Целью предмета «Человек и мир» является развитие коррекционных и компенсаторных способностей детей с нарушениями зрения, их социализация и адаптация к окружающему миру, что обеспечивает их естественную интеграцию в современное общество в дальнейшем.
По мнению С.В. Алехиной: «Основная функция предмета «Человек и мир» – научить детей приобретать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и эффективного отношения к окружающей природной и социальной среде, и создать условия для формирования этого отношения. Главным условием реализации этой функции является создание соответствующей образовательной среды» [2, с.78].
При изучении предмета «Окружающий мир» необходимо отметить формирование научного мировоззрения у детей. При определении особенностей изучения элементарной информации, направленной на изучение живой и неживой природы, выявляются особенности взаимосвязи между определенными объектами и происходит изучение особенностей труда человека в рамках влияния на процесс развития природы. При формировании данных аспектов характерными являются такие особенности, как проведение основных мероприятий по адаптации детей с нарушением зрения. Основные направления данной работы:
– социокультурное;
– гражданско-правовое;
– семейно-бытовое;
– субъективное;
– гигиеническое;
– коммуникативное [3, с.21].
Е. И. Бережкова утверждает: «Осуществляется эстетическое, экологическое, нравственное, правовое, семейное, санитарно-гигиеническое воспитание (быт, охрана здоровья, профилактика заболеваний и т.д.), трудовое и экономическое воспитание (доходы семьи, семейный бюджет и его рациональное использование). Есть география (планы и карты, глобусы и карты, формы поверхности Беларуси) и астрономия (небо, звезды, планеты), развивается логическое мышление, формируются элементы логической грамотности, обогащается сенсорный опыт, развивается язык, память, мышление, воображение, восприятие у глухих детей, обогащаются их представления о национальных традициях, особенно о календаре и обрядовых циклах белорусов» [4, с.55].
Глава 2. Методические рекомендации по использованию межпредметных связей младших школьников на уроках «Человек и мир»
2.1 Анализ программных требований по использованию межпредметных связей младших школьников на уроках «Человек и мир»
Предмет «Человек и мир» в специальной школе обеспечивает социальное и личностное развитие учащихся на основе знакомства с окружающим миром. Основной целью предмета является формирование важных знаний, навыков и практических действий в системе «человек-социум-природа», обеспечивающих личностное развитие учащихся с нарушениями интеллекта и их успешное функционирование в основных сферах жизни.
Программные задачи межпредметного взаимодействия «Человек и мир» с другими предметами:
- Уточнение, расширение и систематизация представления учащихся об объективном, природном и социальном мире.
- Обогащение представления о самовосприятии тела, о себе как о человеке и как о личности.
- Знакомство с природой окрестностей, образом жизни, условиями жизни растений и животных, способами адаптации к условиям окружающей среды, формирует основные элементы экологической культуры.
- Формирование положительного социального опыта, обучение способам взаимодействия с окружающими людьми и выполнения практических действий с окружающими реальными предметами.
- Дать учащимся первоначальное понимание связей системы «человек-природа-общество».
- Для обогащения сенсорного опыта, развития и коррекции областей когнитивного функционирования и эмоциональных колебаний.
- Создать условия для усвоения учащимися норм, ценностей и установок социального развития, которые важны для формирования систем внутренней регуляции, положительных личностных качеств и социально приемлемого поведения.
- Социальные и коммуникативные навыки формируются в процессе участия ученика в различных видах деятельности (общение, предметная практика, игра, обучение и т.д.), в естественных и специально организованных ситуациях, в которых происходит социализация личности.
Предмет «Человек и мир» ориентирован на практическую подготовку к самостоятельной жизни, укрепление их всестороннего развития и активизацию языковой и рассудочной деятельности. Вопросы социальных и естественных наук тесно переплетаются и взаимно обогащают учебную программу. В среде обучения, основанного на компетенциях, знания и навыки учащихся, а также их личностные характеристики меняются, когда они становятся субъектом деятельности. Знания рассматриваются не только как информация, но и как мировоззрение в системе «человек-природа-общество», понимаемое и преломляемое собственным опытом учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что предмет «Человек и мир» играет важную роль в процессе обучения детей в рамках специальной школы. Данный предмет должен ознакамливать детей с окружающей действительностью, формировать навыки общения, а также формировать у детей способности к определенному межличностному взаимодействию.
Для детей с нарушениями зрения характерными являются специфические особенности формирования и развития учебной деятельности. Данные особенности отражают основные направления в рамках обучения, что формирует представление о низком уровне развития познавательных мыслительных функций и определения различных особенностей построения учебного процесса с данной категорией детей.
В рамках формирования процесса обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения на уроках «Человек и мир» осуществляются различные направления межпредметных связей в рамках различных предметов, среди которых необходимо выделить такие как рисование, литературное чтение, физическая культура и т.д. Данные связи оказывают положительное влияние на процесс обучения детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
С целью формирования представления об особенностях построения системы обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на основе программных требований, нами был проведен анализ программных требований к реализации межпредметных связей на уроках «Человек и мир». В ходе проведенного анализа мы определили, что межпредметным связям в программе обучения и воспитания детей младшего школьного возраста уделяется много внимания. Было определено, что вся работа с детьми данной категории в рамках междисциплинарной связи основывается на взаимодействии с предметами искусствоведческого цикла, технологии и языка, и литературного чтения. Все данные аспекты направлены на формирование гармоничного развития личности ребенка в рамках процесса обучения.
Нами были разработаны конспекты занятий для детей с нарушениями зрения в рамках формирования определенных межпредметных связей на уроках «Человек и мир». В рамках проведения данного урока нами было отмечено, что есть необходимость в том, чтобы проводить подобную работу в рамках работы с данной группой детей.
Каждый учитель стремится к тому, чтобы все его ученики стали всесторонне развитыми личностями, которые не боятся задавать вопросы, сталкиваться с трудностями и находить собственные решения проблем. В этом контексте главная задача учителя - показать ученикам взаимосвязи между различными областями научного знания и возможности применения этих знаний на практике. Это в первую очередь задача учителя начальной школы, поскольку приобретенный социальный и личный опыт, знания, навыки и умения, а также уровень развития, достигнутый на первой ступени школьного обучения, составляют основу для дальнейшего успешного обучения.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям в рамках работы по предмету «Человек и мир» с младшими школьниками с нарушениями зрения.
1. Азбукина, Е.Ю. Основы специальной педагогики и психологии / Е.Н. Михайлова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2006. – 335 с.
2. Алехина, С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях / С.В. Алехина. – М.: Академия, 2015. – 269 с.
3. Белоглазова, А. А. Образование и социализация детей с нарушениями зрения / А. А. Белоглазова // Коррекционная педагогика. — 2015. — №1. — С. 83–86.
4. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
5. Выготский, Л.С. Слепой ребёнок // Собр. соч. – М.: Педагогика, 2013. – 269 с.
6. Денискина, В.З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / под ред Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. – М.: Налоговый вестник, 2004. – 258 с.
7. Комарова, Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения / Т.П. Комарова. – М.: АСТ, 2008. – 669 c.
8. Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире / О. И. Кукушкина // Дефектология. – 2005. – № 6. – С. 64–70.
9. Литвак, А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии / А. Г. Литвак. – СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2005. – 201 с.
10. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В.Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 2007. – С.5–32.
11. Петров, Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве / Ю.И. Петров. – М.: Академия, 2008. – 236 с.
12. Подколзина, Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2005. – №6. – С. 33 – 40
13. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / под ред. Л.И. Плаксиной. – М: ИКП РАО, 2005. – 256 с.
14. Сидоренко, Л.М. «Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения» // Интернет: Издательский дом «Первое сентября», Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2005 – 2006. – С.25
15. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 126 с.
16. Солнцева Л.И. «Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и младшего школьного возраста» / Л.И. Солнцева. – М.: «Полиграф сервис», 2007. – 298 с.
17. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I-V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с белорусским и русским языками обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://goo.su/Vvr.
18. Фомичева, Л.В. Клинико–педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения / Л.В. Фомичева. – М.: Каро, 2013. – 256 c.
19. Шалыгина, Т. А. Коррекционно-развивающие игры, игровые задания и упражнения в словарной работе начальной школы с детьми, имеющими нарушенное зрение / Т. А. Шалыгина // Современный урок: начальная школа. — 2013. — № 2.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспекты занятий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты