Методика изучения чисел и арифметических действий в концентре Трехзначные числа
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методика изучения чисел и арифметических действий в концентре Трехзначные числа»
по дисциплине: «Методика преподавания математики»
2021
45.00 BYN
Методика изучения чисел и арифметических действий в концентре Трехзначные числа
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания математики
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ «ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА»
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности изучения нумерации трехзначных чисел (устная и письменная нумерация)
1.3 Изучение отношений «равно», «больше», «меньше» на множестве трехзначных чисел. Вспомогательная роль величин
1.4 Приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел
1.5 Приемы письменного умножения и деления трехзначных чисел
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ «ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА»
2.1 Методика изучения чисел и арифметических действий в концентре «Трехзначные числа»
2.2 Примерные задания, отражающие методику изучения чисел и арифметических действий в концентре «Трехзначные числа»
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
В нашей жизни мы сталкиваемся с цифрами почти на каждом шагу. Для того чтобы научить учеников владеть правилами арифметики, учителю необходимо постоянно быть в курсе новых методов преподавания начальной математики, уметь использовать эти методы и приобретать знания по многим предметам. Одна из важнейших задач, которую должны решить учителя математики начальной школы, – научить детей понятиям числа и арифметических действий на основе сознательного и устойчивого овладения приемами устного и письменного счета. Они получают возможность усвоить материал путем увеличения трудности заданий, выбранных учителем с течением времени, постоянного контроля правильности выполнения, исправления неправильного выполнения заданий и повторения основных аспектов математики в особых ситуациях. Часто, если учителя предпочитают использовать большое количество упражнений одного типа и одинаковой трудности, это, конечно, не способствует усвоению вычислительных алгоритмов и, в то же время, снижает познавательную активность, их интерес к неизвестному и неизведанному, другими словами, у детей пропадает интерес, они теряют желание изучать многие новые аспекты материала по теме, растет количество ошибок и т.д.
Изучение математики по концентрам в учебной программе начальной школы дает возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению основных проблем, связанных с характеристиками десятичной системы счисления, устными и письменными числами, закрепляя знания детей. В условиях развивающего образования система заданий, направленная на приобретение навыков и умений счета, должна привести к формированию универсального способа действия, побуждая учеников самостоятельно находить новые способы действия, рассматривать несколько путей решения задач и оценивать их с точки зрения рациональности. Использование рациональных методов, которые во многих случаях значительно облегчают вычислительный процесс, способствует развитию положительной мотивации к данному виду учебной деятельности. Поэтому поиск разумных методов расчета должен быть постоянным, систематическим и органически связанным с изучаемым программным материалом.
Изучение чисел и арифметических действий в концентре «Трехзначные числа» имеет очень большое значение для развития математических представлений учеников начальной школы. Более того – это залог успеха обучаемости детей, развития их интеллектуальных способностей, успешного усвоения школьной программы. Особенностью программы обучения детей в данном направлении является то, что идет параллельное усвоение материала «на слух», произношение, написание числа, устные и письменные вычисления. Наиболее успешно усвоение материала происходит с использованием практических заданий, связанных с повседневной жизнью обучающихся. Для этого существуют специальные методики. Поэтому тема данной работы актуальна, имеет практическое значение.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ «ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА»
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
Современный период развития системы образования в Республике Беларусь характеризуется сменой образовательной модели и, как следствие, разнообразием типов учебных заведений и развитием альтернативных систем обучения [3; 4].
Система образования Республики Беларусь все больше берет курс на демократизацию и гуманизацию школ и создание образовательного процесса, основанного не на усвоении и освоении, а на развитии и саморазвитии ученика. В этом контексте предмету математики, обладающему высоким гуманистическим потенциалом, уделяется большое внимание.
Рассматривая развивающий потенциал математического образования, следует отметить, что изучение математики влияет, во-первых, на формирование элементов культуры в целом и математической культуры в частности, во-вторых, на общее развитие личности и, в частности, на математическое развитие учащегося.
Заметим, что задача развития личности в целом не только не противоречит задаче математического развития ученика, т.е. наиболее специфического развития ученика, но и предполагает ее.
В настоящее время основными задачами начальной школы в Республике Беларусь являются обеспечение формирования личности ребенка, раскрытие его способностей, развитие желания и умения учиться, подготовка к систематическому обучению, ориентация образования учащихся начальной школы на овладение всеми компонентами учебной деятельности, а не только на усвоение классических «предметных» знаний и навыков чтения, письма и счета, как это должно было быть раньше [7].
Достижение этих первоначальных целей требует совершенствования всех компонентов методической системы – содержания, методов, средств и организации обучения, и в частности основной формы организации обучения – учебного плана, особенно путем ориентации его на развитие ученика и на целенаправленное формирование всесторонней учебной деятельности как доминирующей деятельности, определяющей психологическое развитие детей данного возраста. Важнейшим условием для обеспечения этого должно стать то, чтобы возрастные особенности младших школьников в полной мере учитывались при построении и организации учебной программы.
Для того чтобы определить условия улучшения знаний детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных особенностей, необходимо системно объяснить психологические особенности возрастного профиля детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЧИСЕЛ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В КОНЦЕНТРЕ «ТРЕХЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА»
2.1 Методика изучения чисел и арифметических действий в концентре «Трехзначные числа»
Основная задача темы – формирование навыков устных и письменных вычислений.
В концентре «Трехзначные числа» изучаются сначала устные, затем письменные приемы сложения и вычитания.
Устные приемы сложения и вычитания (260+120, 570+280), также, как и в пределах 100, опираются на свойства прибавления числа к сумме, суммы к числу, суммы к сумме, а также на соответственные случаи вычитания.
При изучении сложения и вычитания в концентре «Трехзначные числа» широко опираются на знания и умения детей, сформированные при изучении темы «сотня», часто используют приемы сравнения и аналогии [12].
Устные приемы сложения и вычитания в концентре «Трехзначные числа» изучаются одновременно и рассматриваются в следующем порядке. На подготовительном этапе рассматриваются простейшие случаи, непосредственно связанные с применением знаний по нумерации вида: а)700+40, 820+8, 948-8 б)789+1, 870-1, 699+1 в)400+200, 800-200.
На 1 этапе раскрываются случаи, где сложение выполняется на основе правила прибавления суммы к числу, а вычитание на основе правила вычитания суммы из числа.
Приемы сложения и вычитания, непосредственно связанные с применением знаний по нумерации, служат закреплению этих знаний и рассматривается в основном при изучении нумерации. Случаи 400+200 сводятся к действиям над разными числами (4 сот.+2 сот). Такие вычисления закрепляют знания по нумерации и подготавливают детей к изучению более сложных случаев сложения и вычитания [10].
На первом этапе дети знакомятся с приемами сложения и вычитания вида 540+300 (54 дес.+30 дес.=57 дес.)
Использование этого приема подготавливает детей к изучению приемов умножения и деления в концентре «Трехзначные числа», а также письменных приемов этих действий над многозначными числами.
На втором этапе рассматриваются случаи сложения и вычитания, основанные на использовании правил прибавления суммы к числу и вычитания суммы из числа.
Письменные приемы сложения и вычитания в концентре «Трехзначные числа» раскрываются вслед за устными приемами. Усвоение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел является условием успешного применения их к числам любой величины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебная деятельность требует развития высших психологических функций – произвольности, продуктивности и устойчивости всех познавательных процессов: внимания, памяти, воображения.
Психологические особенности интересов детей (пластичность, внушаемость, доверчивость) открывают большие возможности для педагогического воздействия с целью целенаправленного развития их познавательного интереса к обучению.
Качество и эффективность современного учебного плана начальной школы должны зависеть, прежде всего, от соотношения выбора и сочетания его элементов (целей, содержания, методов, средств и форм организации учебной работы учащихся) с учетом возрастных особенностей детей при его построении.
При обучении нумерации трехзначных чисел (устной и письменной) учащиеся должны выучить последовательность чисел от 1 до 1000; знать, как образовывать трехзначные числа из сотен, десятков и единиц; уметь читать и писать трехзначные числа и определять их числовые компоненты; уметь представлять трехзначные числа в виде суммы их числовых компонентов; уметь выполнять вычисления, основанные на знании нумерации и вычислений, которые можно упростить в пределах 100.
Должны быть включены дополнительные задания при обучении нумерации трехзначных чисел (устная и письменная нумерация).
Наглядные пособия для обучения нумерации трехзначных чисел (устная и письменная нумерация) включают в себя абак; таблицы классов и чисел; связки палочек и отдельные палочки; квадраты и полоски; модели геометрических фигур и т.д.
Навыки сложения и вычитания, непосредственно связанные с применением знаний по нумерации, помогают закрепить эти знания и рассматриваются в первую очередь при изучении чисел.
Письменные приемы сложения и вычитания в концентре «Трехзначные числа» раскрываются вслед за устными приемами. Усвоение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел является условием успешного применения их к числам любой величины.
Сначала изучают письменные приемы сложения, а затем вычитания.
При письменном умножении требуется знание таблицы умножения, умение безошибочно и бегло производить сложение в пределе 100, превращать единицы низшего разряда в единицы следующего высшего разряда.
Для успешного усвоения письменного деления дети должны уметь безошибочно и бегло производить табличное деление, при этом они должны уметь делить не только простые единицы, но и единицы высших разрядов.
Успех развивающей системы учащихся по изучению понятия трехзначных чисел, зависит от ее содержания, от характера задания учителя, от соблюдения им педагогически продуманной последовательности нарастания трудностей в работе. Каждый урок должен быть хорошо продуманным.
1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах: учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. (спец. № 2001) – Под ред. М.А. Бантовой. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
2. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.Ф. Фельдштейна: НИИ общ. и пед.психологии АПН СССР. – М., 1985. – 245 с.
3. Давыдов В.В., Маркова А.В. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 13-26.
4. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2002. № 3-4. 14-19 с.
5. Далингер, В.А. О тематике учебных исследований / В.А. Далингер // Математика в школе. – № 9. – 2000. – с. 7 – 10.
6. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика, 2004. № 12. 70-86 с.
7. Жунисбекова Ж.А. Психологическая характеристика младших школьников при обучении математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-5. – С. 951-954;
8. Зайко, В.В. Реализация преемственности в изучении натуральных чисел и дробей на начальной и основной ступенях обучения / В.В. Зайко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – № 5. – 2008. – с. 1 – 8.
9. Ивашова, О.А., Подходова Н.С. Концептуальные положения построения начального курса математики на основе культуроведческого подхода / О.А. Ивашова, Н.С. Подходова // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – № 6. – 2003. – с. 226 – 238.
10. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Развивающее обучение / Н.Б. Истомина – Смоленск: Изд-во «Ассоциация ХХI», 2005
11. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах:. Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12. Методика и технология обучения математике. Курс лекций / И.Л. Стефанова, И.С. Подходова, В.В. Орлов, В.П. Радченко, В.В. Крылов, В.Е. Ярмолюк, В.И. Снегурова, И.А. Иванов. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.
13. Муравьева, Г.Л., Урбан, М. А. Математика : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан. – 2-изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 1. – 136 с.
14. Муравьева, Г.Л., Урбан, М. А. Математика : учеб. пособие для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан. – 2-изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2017. – Ч. 2. – 144 с.
15. Муравьева, Г.Л., Урбан, М. А. Математика : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан. – 2-изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. – Ч. 1. – 136 с.
16. Муравьева, Г.Л., Урбан, М. А. Математика : учеб. пособие для 4-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения : в 2 ч. / Г. Л. Муравьева, М. А. Урбан. – 2-изд., испр. и доп. – Минск : Нац. ин-т образования, 2018. – Ч. 2. – 144 с.
17. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. – М. : Педагогика-Пресс, 1994. – 526 с.
18. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова, А.Н. Марковой – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.
19. Чеботаревская Т.М., Николаева В.В. Математика. 3 класс. Часть 1, 2. – Учебник. – В 2-х частях. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. – 136 с.
20. Чичканова, И.Н., Кульбякина, Л.Я. Методика изучения нумерации в начальной школе / И.Н. Чичканова, Л.Я. Кульбякина // Международный журнал экспериментального образования. – № 11. – 2010. – с. 49 – 51.
21. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды – М.: Педагогика, 1989 – 554 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты