Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Профессиональное и личностное самоопределение в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Средняя школа № 1, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте
1.1. Подходы к изучению профессионального самоопределения в психологии
1.2. Понятие личностного самоопределения и его особенности в юношеском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловливается потребностью в обеспечении оптимального профессионального и личностного самоопределения старшеклассников, соответствующего их индивидуально-личностным особенностям и требованиям общества. В настоящее время выпускнику средней общеобразовательной школы предъявляют высокие требования к его социальной активности, личностному и профессиональному развитию.
В юношеском возрасте происходит определение своего места в обществе и жизни, выбор ценностных ориентиров, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе, то есть личностное самоопределение. Кроме того, в этом возрасте формируется профессиональное самоопределение – старшие школьники делают выбор жизненного пути, будущей профессии.
Профессиональное и личностное самоопределение как важнейшие образования юношеского возраста не могут существовать без потребности в самоопределении, самовыражении и самореализации. Удовлетворение этих потребностей не только является частью общего развития личности юношей и девушек, но и отражается на субъективном самоощущении целостности и осмысленности своего бытия. Старшеклассники, которые успешно сделали выбор ценностных ориентиров своей жизни и профессионального пути, вероятно, будут ощущать психологические благополучие.
Психологические благополучие – основной показать психологического здоровья человека в целом, и, следовательно, залог успешной жизни. Юношеский возраст - это важнейший период развития и закрепления социальных навыков и эмоциональных паттернов, имеющих важное значение для психического благополучия.
Объект исследования: профессиональное и личностное самоопределение.
Предмет исследования: влияние личностного самоопределения на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: личностное самоопределение оказывает влияние на выбор профессии в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить особенности профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к изучению профессионального самоопределения в психологии.
2. Раскрыть понятие личностного самоопределения и его особенности в юношеском возрасте.
3. Выявить ценностный аспект личностного самоопределения и мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.
4. Установить влияние личностного самоопределения на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
– эмпирические (тестирование);
– количественный и качественный анализ (обработка данных в Microsoft Excel);
– методы математико-статистической обработки данных (критерий корреляции r-Спирмена).
Методики исследования:
1. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина.
2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
База и выборка исследования: ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 учащихся 10-11 классов.
Структура исследования: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению профессионального самоопределения в психологии
В зарубежной психологии существуют различные теории профессионального самоопределения. В работах таких авторов как Д. Сьюпер, Ф. Парсон, Д. Холланд, Д. Тидельман, и др. профессионально самоопределение рассматривается как сложный и многоуровневый процесс поиска ценностных ориентиров и смысла выполняемой деятельности [6, с. 96].
В теориях индивидуальности (К. Роджерс, Дж. Сьюпер, Д. Тидеман, Д. Холланд и др.) раскрывается профессиональное самоопределение как процесс реализации Я-концепции, изучается влияние самопонимания на профессиональное развитие. Так, Дж. Холланд предложил классификацию типов людей в зависимости от склонности к профессиям: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый и артистический. Данные типы личности могут помочь в выборе профессии, направить обучающегося к определенной деятельности [14, с. 64].
Теория черт личности Дж. Холланда рассматривает связь черт личности и выбора профессии. Основная идея теории в том, что существует соответствие, между видом профессиональной деятельности, выбираемой личностью, и ее чертами, которые можно измерить. С позиций автора, удовлетворенность человека своей профессиональной жизнью не исчерпывается узким перечнем выполняемых им в труде профессиональных задач и действий, а включает и профессиональное общение с людьми близкого, понятного душевного склада, которые образуют своеобразную духовную среду. Успешность профессиональной деятельности зависит не только от интеллектуального потенциала личности, но и от ее направленности, интересов, установок, ценностных ориентации [14, с. 65].
В рамках структурных теорий (Э. Гинзберг, В. Гинзбург, Дж. Сьюпер, Д. Херм и др.) исследуется профессиональное развитие на разных этапах жизни, предлагаются схемы профессионального самоопределения. Так, с позиций Д. Сьюпера, профессиональное самоопределение рассматривается как профессиональное развитие, в ходе которого происходит реализация Я-концепции. Человек склонен выбирать профессию, которая отвечать сложившимся у них представлениям о себе. Он добивается самоактуализации, которая выступает в качестве центрального мотива человеческой деятельности, утверждая себя в профессии, которая соответствует их Я-концепции. Это приносит ему наибольшее удовлетворение и способствует их личностному росту [4, с. 234].
По мнению Д. Сьюпера выбор профессии является одним из самых значительных, этапных событий в жизни человека, однако, с точки зрения концепции «профессиональной зрелости» это не раз и навсегда сделанный выбор. Это процесс или событие, представляющий собой одну фазу профессионального развития, а построение карьеры - как чередующиеся выборы, постоянно изменяющееся по мере взросления человека. По мнению Д. Сьюпера человек на разных этапах своего развития выбирает профессию различным образом [4, с. 235].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
С целью выявления профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте было проведено эмпирическое исследование.
Под личностным самоопределением мы понимаем определение человеком своего места в обществе и жизни, выбор ценностных ориентиров, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.
Под профессиональным самоопределением мы понимаем осознанный выбор профессии, сделанный в процессе самопознания, который побуждается внутренними или внешними мотивами.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить ценностный аспект личностного самоопределения в юношеском возрасте;
2) установить мотивы выбора профессии в юношеском возрасте;
3) установить влияние личностного самоопределения на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
База и выборка исследования: ГУО «Средняя школа № 1 г. Минска». В исследовании приняли участие 30 учащихся 10-11 классов.
Гипотеза исследования: личностное самоопределение оказывает влияние на выбор профессии в юношеском возрасте.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы о проблеме исследования);
– эмпирические (тестирование);
– количественный и качественный анализ (обработка данных в Microsoft Excel);
– методы математико-статистической обработки данных (критерий корреляции r-Спирмена).
Методики исследования:
1. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина [25].
Цель: выявление терминальных ценностей или жизненных целей человека.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей:
- развитие себя - познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик;
- духовное удовлетворение - руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;
- креативность - реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;
- активные социальные контакты - установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли;
- собственный престиж - завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;
- высокое материальное положение - обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования;
- достижение - постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов;
- сохранение собственной индивидуальности - преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что профессиональное самоопределение представляет собой сложный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий в качестве личностного новообразования старшего школьного возраста. Сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выбираемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, нахождении смысла в процессе самоопределения. Профессиональное самоопределение рассматривается как характеристика личности, которая является носителем различных образований, в том числе и ценностных ориентаций. Успешность профессионального самоопределения зависит от многих факторов, как социальных, так и психологических.
Личностное самоопределение – это определение человеком своего места в обществе и жизни, выбор ценностных ориентиров, обретение им внутренней целостности и адекватной позиции в обществе. Ранний юношеский возраст представляет собой важнейший период, когда происходит личностное и профессиональное самоопределение. Этот возраст принято считать сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения и отношения к окружающей человека действительности. Ценностные ориентации старшеклассников определяют жизненные выборы, в том числе и выбор профессии.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что доминирующими терминальными ценностями лиц юношеского возраста являются: собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности, креативность. Лица юношеского возраста стремятся к признанию и уважению со стороны окружающих, защите своей неповторимости и независимости, к реализации своих творческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Мотивация профессионального выбора лиц юношеского возраста представлена преимущественно внутренними индивидуально-значимыми мотивами, отражающими высокую значимость выбранной ими профессии, которая приносит удовлетворение, преимущественно благодаря ее творческому характеру, возможности общения. Умеренно выражены у этих студентов внешние положительные мотивы, слабо выражены – внутренние социально значимые и внешние отрицательные мотивы.
В результате корреляционного анализа установлено, что чем выше ценность «собственный престиж», тем выше значимость внешних положительных мотивов. Чем выше ценности «высокое материальное положение», «развитие себя», тем ниже значимость внешних отрицательных мотивов. Чем выше ценности «достижения», «сохранение собственной индивидуальности», «креативность», тем выше значимость внутренних индивидуально значимых мотивов. Чем выше ценность «активные социальные контакты», тем выше значимость внешних отрицательных мотивов. Лица юношеского возраста, которые стремятся к собственному престижу, склонны выбирать профессию, которая даст им возможность карьерного роста, одобрение коллектива, престиж. Лица юношеского возраста, которые стремятся к высокому материального положению и саморазвитию, не склонны выбирать профессию по причине избегания наказаний, критики, осуждения, других санкций негативного характера. Лица юношеского возраста, которые стремятся к высоким достижениям, сохранению собственной индивидуальности, склонны выбирать профессию, которая даст им возможность получить внутреннее удовлетворение, развить творческий потенциал. Лица юношеского возраста, которые стремятся к активным социальным контактам, склонны выбирать профессию по причине избегания наказаний, критики, осуждения, из-за внешнего давления.
1. Абульханова-Славская, К.С. Стратегия жизни / К.С. Альбуханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Алиева, Н. Ю. Профессиональное и личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения / Н. Ю. Алиева // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – № 2. – С. 7–12.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 384 с.
4. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению / И. С. Арон // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2010. – № 1. – С. 233–237.
5. Бадашкеев, М. В. Психологические особенности личностно-профессионального самоопределения старшеклассников / М. В Бадашкеев // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 20. – С. 202–203.
6. Богдан, Н. А. Понятие личностного и профессионального самоопределения / Н. А. Богдан // Известия Самарского научного центра РАН. – 2008. – № 2. – С. 95–102.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. - 464 с.
8. Боликова, Л.Ю. Сущность понятия «профессиональное становление личности» в современном знании / Л.Ю. Боликова, Ю.А. Шурыгина // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 573-575.
9. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1547.
10. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопр. психол. – 1994. – № 3. – С. 43-54.
11. Дубнякова, А. И. Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности / А. И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 2. – С. 226 – 230.
12. Жигулин, А. А. Социально-профессиональное самоопределение личности / А. А. Жигулин // Территория науки. – 2013. – № 1. – С. 46–49.
13. Журавлева, О. В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников / О. В. Журавлева // Известия высших учебных заведений. – 2015. – № 1. – С. 159 – 160.
14. Загайнов, И. В. Профессиональная направленность личности обучающихся / И. В. Загайнов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 63-69.
15. Зеер, Э. Ф. Профессиональное самоопределение и потенциал профессионала / Э. Ф. Зеер // Мир психологии. – 2005. – № 2. – С. 141–147.
16. Иванова Н. Л. Личность в бизнесе: проблемы и кризисы самоопределения // Психологические проблемы современного бизнеса / Под ред. В.А. Штроо, Н.Л. Ивановой, Н.В. Антоновой. М., 2011. С. 27-46.
17. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
18. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
19. Кобазова, Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников / Ю.В. Кобазова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2009. – № 2. – С. 84-88.
20. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. – 2001. – № 1. – С. 58–65.
21. Мальцева, Л.В. Теоретические подходы к изучению сущности профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии / Л.В. Мальцева // Вестник Курганского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 115-119.
22. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) // Профориентационная работа в школе: методические рекомендации / М. М. Врублевская, О. В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. – С. 7-9.
23. Некрасова, О. Н. Мотивы выбора профессии / О. Н. Некрасова // Вестник Прикумского социального института. – 2016. – № 3 (75). – C. 121-124.
24. Нечаева, А. С. Проблема понимания профессионального самоопределения в контексте восприятия событий жизненного пути / А. С. Нечаева // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 2. – С. 22-25.
25. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
26. Попов, Н. А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа: материалы научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
27. Потехина, Н. В. Выбор профессии как смысловая вертикаль в процессе профессионального самоопределения / Н.В. Потехина // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2014. – № 4 (60). – С. 296-296.
28. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
29. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Пер. с нем. – М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
30. Ретивых, М. В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М. В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 15–20.
31. Ретунская, Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен / Т. Н. Ретунская // Высшее образование в России. – 2012. – № 8-9. – С. 126 – 130.
32. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 705 с.
33. Селезнев, В. Н. Ценностные ориентации старших школьников / В.Н. Селезнев, О. А Овсяник // Вестник Московского государственного областного университета. – 2017. – № 4. – С. 68-79.
34. Смирнова, Ю. Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника / Е. Ю. Смирнова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 2. – С. 88-95.
35. Сорокина, Н. В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений: автореф. дис. канд. психол. наук / Н. В. Сорокина. – Тула, 2004. – 26 с.
36. Чистякова, С.Н. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2009. – 344 с.
37. Юсова, В.И. Теоретические подходы к осмыслению понятия «Ценностное самоопределение личности» / В.И. Юсова // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2010. – № 4. – С. 80-86.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты