Особенности развития временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Особенности развития временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Коррекционное занятие №1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коррекционное занятие №2.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «временные представления» и их развитие в онтогенезе
1.2 Особенности развития временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Содержание диагностики уровня сформированности временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.2 Содержание работы по развитию временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
При ознакомлении ребенка с окружающим миром необходимо выработать систему понятий, которые бы оказывали влияние на процесс ознакомления и формирования знаний об объективной действительности. Жизнь современного человека подчинена законам времени, которые ориентированы на определенное изучение и формирование определенных процессов в жизни каждого отдельно взятого человека. Эти аспекты формируют у современного человека навыки динамичности, целеустремленности, активности в рамках управления собственной жизнью.
Время представляет собой многогранную структуру реальности. Многие философы определяли время как определенную форму бытия материи, которая отражает особенности существенных связей и отношений (Аристотель, А. Бергсон, Г. Гегель) и т.д. Они определяли время как бесформенную субстанцию, направленную на формирование абстрактного понимания различных вещей и явлений. Основу формирования представления о времени составляет чувственное восприятие. Отражение времени способствует формированию таких особенностей как восприятие различными органами чувств и комплексом анализаторов.
Многочисленные исследования показывают, что для детей с нормативным уровнем развития характерным являются сложности в рамках процессов восприятия и понимания. У детей младшего школьного возраста понятие времени воспринимается довольно сложно и данный процесс довольно длительный. Формирование основных временных представлений происходит в процессе протекания жизненных процессов и накоплении социального и эмоционального опыта, который ориентирован на достижение конкретного результата в рамках усвоения и оценки определенного опыта временного анализа.
Также, данный процесс довольно сложен для детей с нарушениями интеллектуального развития. Дети данной категории характеризуются наличием нарушений в сфере восприятия, а временные представления довольно специфичны и абстрактны. Особенности формирования у детей данной категории временных представлений основаны на формировании личностной и познавательной сферы. Для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерными являются такие показатели как наличие недостаточного уровня развития временных представлений и возможностей ориентировки во времени [1, с.22].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «временные представления» и их развитие в онтогенезе
Временные представления определяются как представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Для ребенка дошкольного возраста крайне важно научиться ориентироваться во времени и чувствовать его продолжительность. Формирование умения регулировать и планировать деятельности ориентировано на определение и формирование конкретных личностных качеств, направленных на определение точности и целенаправленности в рамках проведенной деятельности.
Н.Н. Альбуханова- Славская определяет: «для детей дошкольного возраста характерными являются такие особенности как сложности в рамках восприятия времени. Данные особенности обусловлены тем фактом, что для временных представлений дошкольников характерными являются такие аспекты как необратимость и текучесть в формировании представлений о времени. Восприятие конкретных временных отрезков производится посредством искажения субъективными факторами, такими как заполненность временного промежутка и значимость для определенного субъекта», [2, с. 88].
Впервые ребенок знакомится со временем в рамках первого месяца жизни, когда ребенок учится регулярно просыпаться спустя пару часов, а также на момент кормления. Однако, для данного возрастного периода характерными являются такие особенности как наличие более узкого анализа и применения времени.
Интерес к временным особенностям у детей проявляется довольно рано. Уже в рамках возрастного этапа младенчества ребенок стремится максимально быстро ориентироваться в рамках времени. Некоторые элементы и особенности повторяются, что формирует особенности изучения временных представлений у данных категорий людей.
Около полутора лет начинается формирование и отражение речевых категорий, направленных на определение конкретных наречий, определяющих последовательность времени. Дети в данном возрасте еще плохо ориентируются в системе отражения временной потребности, которые ориентированы на использование определенных временных наречий.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Содержание диагностики уровня сформированности временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Для качественного планирования развития чувства времени у детей младшего школьного возраста необходима комплексная диагностика. Комплексная диагностика помогает определить практические навыки ребенка, его владение математическими терминами и способность к самостоятельной работе. Диагностика проводится в начале и в конце года.
Диагностика детей младшего школьного возраста по сформированности временных представлений проводится в рамках нескольких этапов, которые основаны на определенных методических рекомендациях:
1. Выявление и уточнение временных понятий у первоклассников в подготовительный период.
Первые представления детей о времени формируются в дошкольном возрасте и основываются на имеющихся наблюдениях за последовательностью событий во времени: моменты ежедневной деятельности, наблюдения за природными явлениями, события в сказках и т.д. Смена дня и ночи, смена времен года, повторение моментов деятельности – все это формирует временные представления [25, с.49].
На первом этапе диагностики уточняются понятия «раньше – позже», «сначала – потом», «до - после». Детям предлагаются различные картины событий, происходящих в жизни школьника в течение дня (режимные моменты), задаются вопросы «Что было первым (до)? Что происходило потом (позже)?
По мере того, как дети учатся считать числа в первой десятке, они знакомятся с точным временем на циферблате часов (1 час, 2 часа, 3 часа и т.д.). Они учатся определять время по часам до ближайшего часа. Нужно рассказать детям, зачем им нужно знать и уметь определять время. На протяжении всего периода обучения в 1 классе целесообразно работать над другими понятиями, которые характеризуют время, скорость, возраст: сейчас, рано, поздно, давно, недавно, быстро, медленно, старше, моложе [24, с.99].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами были определены основные результаты работы:
1. Время представляет собой одну из наиболее важных категорий в рамках обучения детей на разных этапах онтогенетического развития. Впервые с категорией времени дети сталкиваются еще в первый месяц жизни, когда привыкают к режиму сна и отдыха, а также формируют собственное представление о необходимости ориентироваться в системе планирования собственной деятельности. В рамках дошкольного и младшего школьного возраста формируется определенное чувство времени, ориентированного на определенном сенсорном опыте и определения временных рамок.
2. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерными являются такие особенности как специфические особенности ознакомления с понятиями времени. Данные особенности характеризуются такими аспектами как нарушения познавательной сферы, ориентированной на формирование понятийной системы, управлением и планированием собственного времени. Дети с нарушениями интеллекта не могут в полной мере удовлетворять свои потребности в определенном планировании времени, что указывает на необходимость формирования определенной системы обучения.
3. Нами были определены основные диагностические задания, направленные на изучение особенностей развития временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Нами были определены основные особенности проведения диагностики в рамках данной категории детей.
Мы выявили особенности работы по развитию временных представлений у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Нами были определены основные цели и задачи проводимой работы и подобраны основные упражнения и задания для развития данных качеств.
1. Аббасов, М. Г. Особенности восприятия и понимания времени у умственно отсталых первоклассников / М. Г. Аббасов // Дефектология. – 1983. – №5. – С. 35 - 41.
2. Абульханова-Славская, К. Н. Личностная регуляция времени / К. Н. Абдульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. – С. 114 – 129.
3. Архипова, С. В. Методические приемы формирования временных представлений у учеников младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С. В. Архипова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – №6. – С. 24–30
4. Баранов, С. П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении / Под ред. И.Ф. Свадковского. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 124 с.
5. Болотина, Л. Р. Педагогика / Л. Р. Болотина, В. А. Сластенин. – М. : Просвещение, 1987. – 368 с.
6. Болотова, А. К. Психология временной организации деятельности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. К. Болотова. – М. : МПГУ, 1995.– 35 с.
7. Васильева, М. И. Воспитывать ориентировку во времени / М. И. Васильева // Дошкольное воспитание. 1959. – №4. – С. 27 - 31.
8. Воронина, М. В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательных школ / М. В. Воронина // Дефектология. –1996. – №3. – С. 2830. 9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., ав. вступ, ст. и библи-огр. Т. М. Лифанова. – М. : Просвещение, 1995. – 527 с.
10. Гельфан, Е. М. Игры и упражнения, развивающие чувство времени // Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре) / Под ред. Л. В. Благонадежиной. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. –С. 38 - 50.
11. Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Воронковой. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1984. – 85 с.
12. Ералиева, С. Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста / С. Г. Ералиева // Дефектология. – 1994. – №6. – С. 33 - 35.
13. Ералиева, С. Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени / С. Г. Ералиева// Дефектология. – 1992. – №1. – С. 57 - 62.
14. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. – М. : Учпедгиз, 2009. – 424 с
15. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г. М. Дульнева. – М.: Учпедгиз, 2009. – 448 с.
16. Ковалев, В. И. Психологические особенности личностной организации времени. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / В. И. Ковалев. – М. : Академия, 1979. – 19 с.
17. Кононенко, И. В. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание / И. В. Кононенко. – 2011. – №7. – С. 11-13.
18. Люблинская, А. А. Детская психология: Учебное пособие / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
19. Менчинская, Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметики в начальных классах / Н. А. Менчинская, М. И. Моро. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
20. Мусейибова, Т. А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание.– 1972. – № 2. – С. 48-55.
21. Нудельман, М. М. О некоторых особенностях представлений учащихся вспомогательной школы // Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под Ред. И. М. Соловьева. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 2013. – С. 133-161.
22. Обучение во вспомогательной школе (Лекции по олигофренопедагогике) / Под ред. Н. П. Долгобородовой и др. – М. : Просвещение, 1973. – 136 с.
23. Перова, М. Н. Коррекционно-развивающая и практическая направленность уроков математики во вспомогательной школе // Коррекционноразвивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Под ред. М. Н. Перовой. – М. : МГПИ, 1986. – С. 22-30
24. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида / М. Н. Перова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 408 с.
25. Пчелко, А. С. Методика преподавания арифметики в начальной школе / А. С. Пчелко. – М. : Учпедгиз, 2011. – 392 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Коррекционное занятие №1.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Коррекционное занятие №2.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты