Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и страхов у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Содержания тренинговых занятий по преодолению страхов с детьми.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
1.2 Страх как психологический феномен: причины возникновения, особенности проявления в дошкольном возрасте
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Направление работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста
2.2 Разработка и частичная апробация тренинга преодоления страхов у детей дошкольного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Все что вкладывают родители в своих детей с самого рождения, накапливается и сохраняется в течение многих лет, откуда затем развиваются черты характера и особенности личности. Однако если родители относятся к своим детям деструктивно, между ними возникает дистанция и отсутствие уважения друг к другу, что в свою очередь может привести к эмоциональному дискомфорту и беспокойству.
Страх начинает появляться и проявляться, когда с раннего возраста присутствует большое количество неразрешенных страхов, общее чувство беспокойства и страх сделать что-то не то. Страх почти всегда сохраняется, если родители постоянно недовольны ребенком. Последствия страха пагубно сказываются на личности и психоэмоциональном состоянии ребенка и проявляются в разной степени агрессивности, нервозности, замкнутости, неуверенности в себе и недостатке общения. Чтобы избежать нежелательных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессия и нервозность, необходимо создать положительный и благоприятный психологический климат в семье.
Л.С. Выготский, К. Изард и другие исследовали вопрос психоэмоционального состояния дошкольников – они выделили некоторые особенности эмоционального развития дошкольников [7; 12].
Т.А. Данилина, Л.И. Божович, М.Е. Ермолаева [3; 8; 9] также изучали эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
Вопрос семейной ситуации и ее влияния на психологические эмоции детей изучали А. А. Вегнер, А. Адлер, Т. Кравченко, Г. Мертон, Д. Олсон, К. Роджерс, Б. Скиннер, А. И. Баркан и другие [1].
Сегодня лучшим решением этой трудности (наличие страха) является тренинг. Это групповое занятие, в ходе которого жизненные навыки прививаются в результате дружеского общения и веселой, увлекательной игры.
Тренинг создает психологический комфорт для ребенка и атмосферу принятия и доверия. Тренинг позволяет ребенку пережить все «мелкие» трудности и проблемы детства и юности с как можно меньшими эмоциональными потерями. К концу занятия ребенок приобретет самый необходимый и важный багаж, который позволит ему добиться значительного успеха во взрослой жизни.
Объект исследования – страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования –тренинг, как метод коррекции снижения страхов у детей.
Цель исследования – коррекция детских страхов средствами тренинга.
Для поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
- рассмотреть проблему страха как психологического феномена: причины возникновения, особенности проявления в дошкольном возрасте.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и классификация стилей семейного воспитания
Каждая семья воспитывает своих детей уникальным способом, присущим только этой семье. Стили воспитания формируются под влиянием многих факторов: образа жизни семьи, культуры, домашнего воспитания, воспитания самих родителей, представлений о воспитании и т.д.
Стиль семейного воспитания – это отношения родителей и ребенка, реализуемые через совокупность применяемых методов и приемов взаимодействия с ребенком. Любые дисгармоничные проявления в семье могут негативно отразиться на личностном развитии ребенка, привести к девиантному поведению [50].
А.Л. Венгер под термином «стиль воспитания» понимает «характер взаимоотношений с ребенком в семье, который обусловливает степень контроля, заботы и опеки, теснота эмоциональных контактов, характер руководства, количество запретов» [15, с. 68].
Цель семейного воспитания состоит в формировании таких качеств личности, которые способствуют успешной адаптации ко взрослой жизни, и помогут преодолеть трудности на жизненном пути. Главные задачи в воспитании: создание максимально комфортных и приемлемых условий для роста и развития ребенка; формирование физического здоровья; развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка и др. По мнению В.А. Фроловой, личность ребенка зависит от преобладающего стиля воспитания ребенка, уровня их ответственности [50].
В зарубежной психологии можно обнаружить различные типологии стилей воспитания ребенка. Так, С. Броди выделила несколько типов материнского отношения:
1) мать осознает и умело удовлетворяет потребности ребёнка, проявляет заботу, поддерживает ребенка, многое ему разрешает;
2) мать испытывает трудности в том, чтобы адаптироваться к потребностям ребенка, не владеет необходимыми навыками поддержки, не устанавливает необходимый коммуникативный контакт, не идет на уступки;
3) матерью движет чувство долга, а не подлинный интерес к ребенку; мать проявляет спонтанное поведение и часто контролирует поведение ребенка;
4) поведение матери не соответствует возрасту и потребностям ребенка; часто завышает требования к нему, ее реакции непредсказуемы, что влечет за собой рост тревожности [5].
Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон выделяют три типа материнского отношения:
– спокойная мать при воспитании склонна хвалить ребенка, одобрять его поступки, принимать индивидуальность;
– экзальтированная мать – она может по-разному реагировать на поведение ребенка, в зависимости от ситуации принимать его или отвергать;
– «социальная» мать, остро реагирующая и отзывающаяся на потребности ребенка при присутствии других людей [5].
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Направление работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Страх в детстве в определенной степени зависит от возраста и носит временный характер [3]. Однако страх, сохраняющийся в течение длительного времени, является признаком эмоционального расстройства и оказывает негативное влияние на психическое здоровье и развитие ребенка.
В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода к психологической коррекции детских страхов и поиска путей преодоления детской психологической уязвимости.
Коррекционная работа – это особая форма психолого-педагогической деятельности, направленная на создание наиболее благоприятных условий для оптимального психического развития личности ребенка и оказания ему специальной психологической помощи. Сегодня термин «психологическая коррекция» широко и активно используется в практике работы школ и дошкольных учреждений.
Первоначально оно использовалось в дефектологии и относилось только к аномальному развитию. Некоторые ученые связывают расширение применения этой концепции с развитием прикладной детской психологии и с новыми социальными задачами, связанными с подрастающим поколением
«Диагностико-коррекционная функция все больше признается как фундаментальная и наиболее важная функция в работе современного личностно-ориентированного педагога. Педагоги выполняют эту функцию в работе с нормально развивающимися детьми (коррекцией аномального развития занимаются патологические психологи, дефектологи и врачи). Д.Б. Эльконин в зависимости от характера и направленности диагностики подразделяет коррекцию на такие формы, как симптоматическая и причинная. Первый направлен на устранение симптомов отклонений в развитии, а второй – на устранение причин и источников этих отклонений. Обе формы коррекционной деятельности используются в работе педагогов и практических психологов. Однако приоритет, особенно в дошкольный период, очевиден – это каузальная коррекция, когда основное корректирующее действие направлено на реальный источник отклонения, его вызывающий. Важно помнить, что внешне одни и те же симптомы девиантности могут иметь совершенно разную природу, причины и структуру» [5, с. 106].
Поэтому, если мы хотим быть успешными в нашей коррекционной работе, начнем с психологической структуры расстройства и его причин. Коррекция обычно направлена на психологическое развитие, эмоционально-личностную сферу, невротическое состояние и неврозы ребенка, межличностные взаимодействия. Коррекционная работа может быть организована по-разному – лекции и обучение, консультации и советы, собственно коррекционная работа (группы, отдельные лица).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стиль семейного воспитания определяется как набор методов и приемов, используемых для воспитания детей в семье. Многие ученые согласны с тем, что нарушенные семейные отношения оказывают патогенное влияние на развитие личности ребенка и на его особенности во взаимодействии с другими людьми. Семья является основным фактором в формировании психоэмоционального развития детей. В дошкольном возрасте дети очень эмоционально привязаны к своим родителям, поскольку нуждаются в одобрении, любви и уважении.
Страх – это особое острое эмоциональное состояние, специфическая эмоциональная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх рефлексивен по своей природе. Страх традиционно подразделяется на ситуационный (возникающий в нестандартных ситуациях) и личностно обусловленный (определяемый характером тревожных предчувствий). Страх возникает у детей дошкольного возраста потому, что у детей развиваются эмоционально-мотивационные сферы, воображение и другие психические процессы. Страх вызывается, например, негативными эмоциональными ситуациями в семье, негативными отношениями со сверстниками и т.д. Путь преодоления страхов дошкольников – оптимизация эмоционального состояния ребенка, психологического климата семьи и осознание им незнакомых явлений только в присутствии взрослого.
Страх в детстве не всегда является показателем нормального развития личности. Невротические страхи можно и нужно корректировать, используя различные техники и индивидуальные подходы с ребенком. Среди различных методов и приемов психологической коррекции страхов видное место занимает использование изобразительной деятельности и игры как одного из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. Также используется групповой тренинг, так как результаты групповой работы более заметны, чем результаты индивидуальной работы. Во время участия в групповых тренингах эффективно развиваются различные социальные навыки, их участники приобретают новые способы общения и взаимодействия с партнерами; имеют возможность получить поддержку от людей со схожими проблемами; стимулируется самоисследование, саморазвитие и т.д. Поэтому можно подчеркнуть своевременность и актуальность этих подходов к вмешательству, предоставляя возможность помочь детям справиться со своими страхами. Основное внимание уделяется не уничтожению страха, а его трансформации и преодолению.
Цель – создание условий для коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи: нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания у детей 5 – 7 лет; обучение детей дошкольного возраста игровому проигрыванию своих переживаний психологического содержания; обучение детей дошкольного возраста адекватной психологической защите; развитие навыков преодоления страхов; повышение уверенности в себе. снижение психоэмоционального напряжения; гармонизация внутреннего состояния.
1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер. – Москва. – Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 166 с.
2. Баркан, А.И. Как правильно воспитывать ребенка. Что делать родителям / А.И. Баркан. – Москва. Изд-во: АСТ, 2009. – 287 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
4. Бочанцева, Л. И. Влияние социально-психологического тренинга на развитие коммуникативных способностей старшеклассников с агрессивным поведением // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 68-79. URL: http://pmedu. ru/images/2018-3/08.pdf
5. Вегнер, А.Л. Психология развития: словарь / под ред. А.Л. Вегнера. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 176 с.
6. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). / Л.М. Тимофеева. – М.: Академия, 2010. – 278 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Москва. Изд-во: Юрайт, 2016. – 224с.
8. Данилина, Т.А., Зенгенидзе, В.Я., Степина, М.Н. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина, В.Я Зенгенидзе, М.Н. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 160с.
9. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – С. 11-18; 21-42.
10. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей. / А.И. Захаров. – СПб.: Питер, 2000. – 258с.
11. Захаров, А. И. Неврозы у детей и психотерапия. / А.И. Захаров – СПб.: Питер, 2000. – 269 с.
12. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. – М.: Питер, 2011. – 464с.
13. Кенделл, Ф.С. Психотерапия детей и подростков / Ф.С. Кенделл. – СПб.: Питер, 2-е изд., 2002. – 432с.
14. Косолапова, Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – 2008. – № 75. – С. 212-219.
15. Кузьмина, М. Детский невроз страха. // Школьный психолог. – №25, 2000. – 128 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. обучающихся по пед. спец. / В.С. Мухина. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: AcademiA, 2007. – 638 с.
17. Неверович, Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. – М.: Академия, 2006. – 368 с.
18. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. -Санкт- Петербург: Питер, 2008. – 248 с.
19. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. – 304 с.
20. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160 с.
21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Редактор-составитель Райгородский Д. Я. – Самара, «БАХРАХ-М», 2009. – 258 с.
22. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие. / Г. А. Шалимова. – М.: АРКТИ, 2006. – 321 с.
23. Роджерс, К. Становление личности / К. Роджерс. – Москва. Изд-во: Эксмо-Пресс, 2001. – 314 с.
24. Рудестам К. Групповая психотерапия: психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 2013. 225 с.
25. Чепцова, Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология. – М.: Академия, 2010. – 279 с.
26. Чухрова, Т.В. Взаимосвязь стиля семейного воспитания с уровнем тревожности у старших дошкольников [Текст] / Т.В. Чухрова // Аллея науки. – 2019. – № 12. – С. 876-880.
27. Шевцова, И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений [Текст] / И.В. Шевцова. – М.: Владос, 2000. – 390 с.
28. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
29. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. – СПб.: Речь, 2000. – 390 с.
30. Eugene, L.D. The link between parenting approaches and health behavior: A systematic review // Journal of Human Behavior in the Social Environment. – 2017. – Volume 27. – Р. 589-608.
31. Lagerspetz, K., Björkqvist, K., Peltonen, T. Is indirect aggression typical of females? Gender differences in aggressiveness in 11- to 12-year old children. Aggressive Behavior. – 1988. – Vol. 14. – Р. 403-414.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Содержания тренинговых занятий по преодолению страхов с детьми.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты