Шпионаж
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Шпионаж»
по дисциплине: «Уголовное право. Особенная часть.»
2021
45.00 BYN
Шпионаж
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовное право. Особенная часть.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ЗА ШПИОНАЖ
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШПИОНАЖА
2.1 Объективные признаки шпионажа
2.2 Субъективные признаки шпионажа
ГЛАВА 3 ОТГРАНИЧЕНИЕ ШПИОНАЖА ОТ СМЕЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности. Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о секретности на уровне целой страны или организации.
Преступления против государства – это умышленные общественно опасные деяния, посягающие на внешнюю и внутреннюю безопасность государства.
Шпионаж относится к числу государственных преступлений, направленных против внешней безопасности государства. Предупреждение шпионажа и наказание за данное преступление являются важным фактором в организации защиты государственной тайны в Республике Беларусь.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в современном мире шпионажем могут заниматься не только государственные структуры разных стран, хотя и этот факт не потерял своей значимости. В Республике Беларусь в настоящее время получили широкое распространение различные формы частных фирм. Естественно, что у каждой фирмы, у каждого производителя есть свои тайны и производственные секреты, и, соответственно, есть желающие получить чужие секреты ради собственной материальной или моральной выгоды. Вследствие этого проблема шпионажа сейчас стоит не только на межгосударственном, например, военном уровне, но и внутри страны, в среде частных производителей.
Глава 32 Уголовного кодекса Республики Беларусь содержит перечень преступлений против государства – совершенных умышленно общественно опасных деяний, предусмотренных статьями 356 – 361 УК и причиняющих существенный вред безопасности Республике Беларусь и ее конституционному строю [1].
Общественная опасность шпионажа заключается в том, что из владения государства могут уйти важнейшие сведения, составляющие государственную тайну. Кроме того, шпионаж, как преступное деяние, создает условия для совершения других преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Именно поэтому предметом шпионажа могут быть наряду с государственной тайной иные сведения, не образующие государственной тайны.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСВЕННОСТИ ЗА ШПИОНАЖ
Необходимо рассмотреть историю становления и развития такого преступления, как шпионаж, чтобы указать на некоторые процессы развития шпионажа, развитие характеристик, форм, методов, методов, целей и задач изменений, которые, в свою очередь, имеют важное значение для выявления шпионской деятельности. Именно это обстоятельство выступает одним из критериев периодизации шпионской деятельности, ведь как таковая история шпионажа в литературе отсутствует, так как для создания подобного труда потребуются совместные усилия ученых (причем не только историков), получение доступа к закрытым архивам и прочее.
Возникновение шпионажа связывают с возникновением информации и с желанием заполучить её. Также возникновению шпионажа способствовало появление так называемой «секретной информации» и людей, которые её создают. Вместе с тем, достоверно известно, что даже в древних цивилизациях шпионская деятельность занимала одно из ключевых мест, так как от её эффективности зависело не только обладание сведениями о противнике, но и само существование государства.
Одним из первых источников права признано считать «Русскую правду», однако, в данном историческом правовом документе о шпионаже речь не шла [2].
Как отмечается исследователями, несмотря на отсутствие нормативной регламентации в нормах «Русской правды», категория «измена государству» в XI–XII веках стало формироваться в правоприменительной практике. В ряде работ указывается: «Наиболее распространенным было понятие так называемой земской измены, тайного перевета, то есть разного рода сношений с врагами своего государства» [3, с. 186].
В положениях такого исторического правового документа, известному истории отечественного государства и права как Псковская судная грамота 1397 года, закреплен «перевет» – общественно-опасное деяние, содержательно, по своей сути, являющееся изменой государству.
Уже в те далёкие времена «перевет» расценивался в качестве противоправного деяния, причиняющего ущерб внешней безопасности государства.
Анализ дошедших до нас актов законодательства показывает, что изначально «перевет» не предполагал различных форм осуществления посягательства, однако в дальнейшем они были выделены.
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШПИОНАЖА
2.1 Объективные признаки шпионажа
Согласно статье 358 Уголовного кодекса Республики Беларусь «передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь, умышленно совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет» [1].
Шпионаж входит в группу преступлений против государства (ст. ст. 356-361 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Как отмечает Р.М. Ключко, преступления против государства относятся к наиболее общественно опасным преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства, которые нарушают основы общественного, политического и государственного строя Республики Беларусь, ее суверенитета, внешней и внутренней безопасности, легитимности государственной власти [23].
Непосредственным объектом шпионажа, как и измены государству в форме шпионажа, является национальная безопасность Республики Беларусь.
Обеспечение государственной и общественной безопасности – это задача любого государства, которая должна решаться, в том числе, мерами уголовно-правового регулирования. В действующем законодательстве, а также в принятых концептуальных и доктринальных документах отсутствует юридическое определение понятия «государственная безопасность». Категория «государственная безопасность» рассматривается как безопасность страны. Речь может идти о различных компонентах государственной безопасности – экономической безопасности государства, информационной безопасности государства и прочем.
По мнению В.Б. Крагилева, «национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз» [10, c. 37].
Опасность шпионажа заключается в том, что это преступление направлено на завладение другими государствами сведениями, которые отнесены в Республике Беларусь к государственным секретам в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь (политической, экономической, научно-технологической, информационной, социальной и прочее) от внешних угроз.
ГЛАВА 3 ОТГРАНИЧЕНИЕ ШПИОНАЖА ОТ СМЕЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Историческое развитие показывает, что страна не может обойтись без норм, защищающих ее основы и авторитет. Ни одно правительство не хочет, чтобы его прикрывали и топтали, поэтому оно вынуждено принимать меры для обеспечения своей безопасности. Эти меры в основном проявляются в создании механизма нейтрализации разрушения власти (группы людей, находящихся у власти). И этот механизм, в свою очередь, должен поддерживать богатую питательными веществами среду, чтобы позволить ему достичь своих целей.
В качестве такой поддержки выступает закон – система обязательных социальных норм, охраняемая государственной системой принуждения, которая юридически регулирует социальные отношения во всем обществе. Нормы уголовного права, которые отвечают за защиту государства и неприкосновенность правящих лиц, занимают видное место среди статей закона, которые обеспечивают защиту личности, имущества и управления, а также интересов государственной службы.
Преступления против государства представляют собой преднамеренные и социально опасные действия, наносящие ущерб внешней или внутренней безопасности государства. Общим объектом преступлений против государства является система отношений, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю безопасность государства как политического учреждения суверенной власти на той или иной территории, созданная на основе утвержденных конституционных норм и принципов [21, c. 398].
Государственная безопасность – это состояние защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства от внутренних и внешних опасностей. Жизненно важные интересы признаются как совокупность потребностей, удовлетворенность которых надежно гарантирует существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
По закону основными объектами безопасности являются: человек – его права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный порядок, суверенитет и территориальная целостность.
Главным в обеспечения безопасности является государство, выполняющее функции в этой области через законодательные, исполнительные и судебные органы.
Система внешней безопасности государства обеспечивается такими составляющими, как суверенитет (независимость от других государств в организации и осуществлении власти), целостность и неприкосновенность территории, оборонительная способность, экономическая независимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение исследования, проведённого в настоящей курсовой работе, сделаем некоторые обобщающие теоретические выводы.
1. Для законодателя шпионаж против своего государства является уголовным преступлением, которое предусматривает от семи до пятнадцати лет лишения свободы.
Нельзя сказать, что в последнее время фокус шпионской деятельности сместился с национальных интересов на коммерческие и промышленные интересы, но масштабы последних значительно возросли. В последние несколько десятилетий бизнес стал одной из наиболее актуальных проблем для стран как на глобальном, так и на местном уровнях.
Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, тогда как нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру, запрещая средствам массовой информации в обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности нашей страны. При таком сравнительно хорошем урегулировании шпионажа когда это касается интересов государства, остаётся открытым вопрос, касающийся промышленного шпионажа.
На мой взгляд, следовало бы ввести в уголовный кодекс наравне с обычным шпионажем отдельную статью, касающуюся промышленного шпионажа, но с немного менее строгими санкциями. Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в Уголовный кодекс Республики Беларусь в отличие от Уголовного кодекса БССР расширен список, составляющий объективную сторону преступления.
Являясь одним из древнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков и дошли до нашего времени в совершенно измененной форме. Но преступление остается преступлением и, на мой взгляд, искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию.
2. Шпионаж как преступление представляет собой реальное посягательство на внешнюю безопасность, суверенитет, территориальную неприкосновенность, национальную безопасность и обороноспособность Республики Беларусь. Выражается он в противоправных действиях, сопряженных с переходом сведений, составляющих государственные секреты, и иных сведений в распоряжение иностранного государства и причинении в связи с этим ущерба национальным интересам Беларуси.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г. (в ред. от 26.05.2021 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
2. Древнерусское государство и право: Учеб. пособие / МГУ им. М.В. Ломоносова. Юрид. фак. Каф. истории гос-ва и права; под ред. канд. юрид. наук, доц. Т. Е. Новицкой; Г.А. Кутьина, доц. и др. – Москва: Зерцало, 1998. – 82 с.
3. Развитие русского права в XV – первой половине XVII в. / [В. В. Ермошин, Н. Н. Ефремова, И. А. Исаев и др.]; Отв. ред. В.С. Нерсесянц; АН СССР, Ин-т государства и права. – Москва: Наука, 1986. –287,[1] с.
4. Российское законодательство X – XX веков: Законодательство периода становления абсолютизма. В 9-ти томах. Т. 4 / Отв. ред.: А.Г. Маньков; под общ. ред.: О.И. Чистяков. – Москва: Юрид. лит., 1986. – 512 c.
5. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. – 1922. – № 15. – Ст. 153.
6. Кудрявцев, В.Н. Политическая юстиция в СССР = Political justice in the USSR / В.Н. Кудрявцев, А.И. Трусов. – 2. изд., испр. и доп. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. - 383 с., [1] с.
7. Постановление ЦИК СССР от 25.02.1927 г. «Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления)» // СЗ СССР. – 1927. – №12. – Ст. 123.
8. Уголовный кодекс БССР 1928 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravo.by/upload/pdf/krim-pravo/UK_BSSR_1928_goda.pdf. – Дата доступа: 10.11.2021.
9. Уголовный кодекс БССР 1960 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravo.by/document/ImgPravo/pdf/UK_BSSR_1960. – Дата доступа: 10.11.2021.
10. Крагилева, В.Б. Уголовное право (особенная часть): учебно-методические материалы / В.Б. Крагилева. – Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2017. – 132 с.
11. Ахраменка, Н.Ф. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода [и др.]; под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. – Минск: Новое знание, 2002. – 912 с.
12. Бабий, Н.Н. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / Н.А. Бабий. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 535 с.
13. Рябчук, В.Н. Государственная измена и шпионаж: уголовно-правовое и криминологическое исследование / В.Н. Рябчук. – Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2007. – 1100 с.
14. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб.-метод. разработка / [Н.А. Богданович и др.]; под общ. ред. Э.Ф. Мичулиса, В.И. Стельмаха; [Частное учреждение образования «Минский институт управ-ления»]. – Минск: Издательство МИУ, 2009. – 229 с.
15. Пронин, А.Н. Способ совершения преступления и уголовная ответственность / А.Н. Пронин // Законность. – 2016. – № 3. – С 221-224.
16. Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. Москва: Юристь, 2004. – 304 с.
17. Козаченко, И.Я. Уголовное право. Особенная часть в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2016. – 351 с.
18. Шуленкова, И.В. Уголовное право. Особенная часть: учеб. – метод. комплекс / И.В. Шуленкова; РИО «БарГУ». – Барановичи, 2009. – 220, [1] с.
19. Лукашов, А.И. Уголовное право. Особенная часть / A.И. Лукашов. – Минск: Амалфея, 2002. – 674 с.
20. Хомич, В.М. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
21. Ким, Е. В. Уголовно-правовая характеристика государственной измены / Е.В. Ким, А.В. Ким, К.А. Зуева // Ученые записки ТОГУ. – 2014. – № 4. – Том 5. – С. 396-400.
22. Круглов, В.А. Уголовное право. Особенная часть: курс лекций / В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2012. – 591, [1] с.
23. Ключко, Р.Н. Уголовное право. Особенная часть [Электрон. ресурс]: электрон. учебно-метод. комплекс для студентов специальностей 1-240102 «Правоведение», 1-240103 «Экономическое право» / Р.Н. Ключко, И.А. Моисеева. – Электрон. текст. дан. и прогр. (136 Мб). – Гродно: ГрГУ им. Янки Купалы, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Режим доступа: https://elib.grsu.by/doc/49820.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты