Немецкие названия периодических изданий: Структура, семантика
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Немецкие названия периодических изданий: Структура, семантика»
по дисциплине: «Стилистика (немецкий язык)»
2021
45.00 BYN
Немецкие названия периодических изданий: Структура, семантика
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Стилистика (немецкий язык)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРЕСОНИМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
1.1 Понятие пресоним
1.2 Место пресонима в ономастическом пространстве немецкого языка
ГЛАВА 2 СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ
2.1 Семантические особенности пресонимов
2.2 Структурные особенности пресонимов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Имена собственные – чрезвычайно интересная тема для лингвиста. Они не только носители номинативного значения, но и содержат большой объем различной информации: о языке, географии и природе региона, об истории и обычаях этноса. В последние годы в лингвистике появилось значительное количество работ, посвященных этому виду наименований (Супрун В.И., Суперанская А.В., Шмелева Т.В. и др.).
Социальные изменения в Германии и немецкоговорящих странах в определили новые пути экономического развития привели к появлению большого количества компаний различного функционального профиля (бизнес-ассоциации, бизнес-объекты, культурные компании, издательства, газетные издания, спортивные сооружения), туристические агентства и страховые компании. Многообразные издательские издания получают индивидуальные собственные названия (пресонимы). Старые названия, связанные с другой формой собственности, заменяются новыми, которые соответствуют текущим потребностям.
Актуальность данного исследования заключается в отсутствии работ в данной области и в новизне данного исследования.
Цель данного исследования заключается в изучении немецких названий периодических изданий, их структура и семантика.
Задачи данного исследования:
1) Описать понятие "пресоним".
2) Охарактеризовать место пресонима в ономастическом пространстве немецкого языка.
3) Проанализировать семантические особенности пресонимов.
4) Проанализировать структурные особенности пресонимов.
Предмет данного исследования немецкие периодические издания, объект данного исследования структура и семантика.
ГЛАВА 1 ИЗУЧЕНИЕ ПРЕСОНИМОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
1.1 Понятие пресоним
Как особый раздел ономатологии, пресонимы в настоящее время насчитывает небольшое количество статей, в которых ставятся различные проблемы, связанные с искусственной номинацией, и онимический материал, который исследуется в них с разных сторон. Чтобы двигаться вперед, необходимо хорошо изучить опыт предшественника, поэтому глава открывается экскурсией в историю исследований пресонимов.
Ономастика как особый лингвистический раздел, относящейся к комплексу гуманитарных наук о Земле и Вселенной [23, c.25], оперирующих разными типами названий (люди, животные, природно-географические объекты и т. д.) и названиях различных продуктов человеческой деятельности (корабли, книги, парфюмерия и т. д.) не обращалась к изучению интеллектуальной собственности промышленных предприятий, учреждений, обществ и т. д. до конца 1960-х гг., Исследовательский интерес к «словам на вывесках» был вызван появлением на них названий имен, которые фактически заменили «лингвистическую безличность» и «инвентарные номера», а также бездушные канцелярские сокращений. Впоследствии это сменилось на «очеловечивание» и названия приобрели свободную форму.
Пресоним является частью ономастики, а также используется для обозначения названий издательств, данный термин предложен С.А. Шестаковой. Оним — слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов, его индивидуализации и идентификации. В обязательном порядке входит в состав сложных двусоставных слов ономатологии, например: фитоним, анемоним, хромоним, космоним, теоним, идеоним, хрематоним и т. д., которые и составляют различные разделы онимов по видам, то есть имена собственные.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ ЗЕМЕЛЬ ГЕРМАНИИ
2.1 Семантические особенности пресонимов
В ономастике ХХ века большое внимание уделяется изучению имен собственных в разных аспектах (работы В.Д. Бондалетова, Е.Л. Березовича, А.А. Бурыкина, Л.A. Введенской, С.Б. Веселовского, Ю.Б. Воронцовой, И.М. Ганжиной, М.В. Горбаневского, Т.Т. Денисовой, Ю.А. Карпенко, Е. Куриловича, В.А. Никонова, З.П. Никулиной, Н.В. Подольская, Е.В. Рэйчел, А.А. Реформатского, А.М. Селищева, А.В. Суперанской, В.И. Супруна, В. Топорова, О.Н. Трубачева и другие лингвисты). Однако по сей день вопрос о наличии в них смысла остается открытым, хотя разрабатываются различные проблемы семантики в изучении пресонимов: тематические классификации, система связи пресонимов, их коннотативный компонент, трансформация внутреннего наполнения при деонимизации.
Есть несколько взглядов на структуру значения онимов и пресонимов, в частности, Рефармоторский А.А. считал:
Что они обладают только номинативным значением, он писал, что «собственные имена гипертрофированно номинативны: они призваны называть, в этом их назначение» [21, с. 36], и не выражать понятия [21, с. 41]. Н.Д. Арутюнова вслед за А.А. Уфимцевой отмечает, что имена собственные семантически ущербны, как дейктические слова, что они «не характеризуют объект и не сообщают о нём ничего истинного или ложного» [1, с. 327].
Пример:
Frankfurte Zeitung
Magdeburgur Zeitung
Kölnische Zeitung [28]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании рассматривались следующие задачи:
Пресоним является частью ономастики, а также используется для обозначения названий издательств, данный термин предложен С.А. Шестаковой. Оним – слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов, его индивидуализации и идентификации. В обязательном порядке входит в состав сложных двусоставных слов ономатологии, например: фитоним, анемоним, хромоним, космоним, теоним, идеоним, хрематоним и т. д., которые и составляют различные разделы онимов по видам, то есть имена собственные.
Ономастическое пространство можно определить как сумму имен собственных, используемых в языке определенного периода для именования реальных, гипотетических и фантастических объектов. Ономастическое пространство – это полевая структура с ядерными и периферийными названиями.
С точки зрения, реализации названий данного вида наименований в немецком языке, пресонимы выполняют разные функции: дифференцирующая функция, информирующая функция, аттрактивная функция, идентифицирующая функция.
Анализируя представленную информацию по структурным и семантическим особенностям пресонимов, можно сделать вывод, что пресонимы имеют сложною структурно-семантическую, до конца не изученную структуру, со своими особенностями и характеристиками, некоторые лингвисты отрицают присутствие у пресонимов собственного значения отдельно от предмета, другие напротив придерживаются такого мнения, что пресонимы неотделимы от своего денотата, каждая точка зрения имеет свое подтверждение и опровержение. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что пресонимы до конца не изучены со стороны семантического аспекта. Говоря о структурных особенностях пресонимов, необходимо упомянуть, что пресонимы могут образовываться разными способами, а именно семантическим и собственно словообразованием. В свою очередь эти способы делятся на: трансонимизацию, онимизацию, субстантивацию прилагательных, словосложения, материальную индексацию, а также по структуре пресонимы могут быть: однокомпонентные, двухкомпонентные, сложные.
1. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл / Н. Д. Арутюнова. – М.: Наука, 1976. 383 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1969. 608 с.
3. Аюпова, Л.Л. Вопросы социолингвистики: типы двуязычия в Башкирии / Л.Л. Аюпова. - Свердловск, 1988
4. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Бондалетов. - М.: Просвещение, 1983. - 20 – 21 с.
5. Бояркин, В.Д. Фразеологические единицы с ономастическим компонентом в современном русском литературном языке / В.Д. Бояркин. - Л., 1987.
6. Булгаков С.Н. Философия имени / С.Н. Булгаков. - Париж, 1953.
7. Буслаев, Ф. И. Историческая грамматика русского языка/ Ф. И. Буслаев. – М.: Учпедгиз, 1959. 624 с.
8. Веселовский С.Б. Ономастикон / С.Б. Веселовский. - М., 1974.
9. Галиуллина, Г. Р. Татарская антропонимия в лингвокультурологическом аспекте [Текст]: дисс. …д-ра филол. наук: 10.02.02 / Г. Р. Галиуллина. – Казань, 2009. 403 с.
10. Голев, Н.Д. Заметки об условно-символической номинации в русском языке / Н.Д. Голев // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования.- Новосибирск, 1980. - 47-58 с.
11. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Е.А. Земская. - М.: Просвещение, 1973. – 304 с.
12. Зубкова, Л. И. Русское имя второй половины XX века в лингвокультурологическом аспекте (по произведениям Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Распутина и В. Шукшина): автореферат дисс. ...докт. филол. наук: 10.02.01 / Л. И. Зубкова. – Воронеж, 2009. 40 с.
13. Курилович, Е. Очерки по лингвистике [Электронный ресурс] / Е. Курилович. Биробиджан: Тривиум, 2000. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Linguist/kuril/04.php.
14. Лебедева, Е.С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся / Е.С. Лебедева // Русский язык в школе - 2000.-№ 2.
15. Лейчик, В.М. Люди и слова/ В. М. Лейчик.- М., 1982.
16. Михайловская, Л.Г. Три аспекта проблемы названий / Л.Г. Михайловская // Ономастика Поволжья. - Горький, 1971.- 252- 355.с
17. Никонов, В.А., Имя и общество/ В. А. Никонов.- М., 1974.
18. Отин, Е.С. Словарь коннотативных собственных имен / Е.С. Отин. - Донецк: Юго-Восток, 2004. – 412 с.
19. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. 2-е изд. / Н.В. Подольская.- М., 1988.
20. Попова, З.Д. Полевые структуры в системе языка / З.Д. Попова.- Воронеж, 1989.-198 с.
21. Реформатский, А. А. Введение в языкознание/ под ред. В. В. Виноградова. – М.: Аспент Пресс, 1996. 536 с.
22. Романова, Т.П. Филология/Т.П.Романова,1998.
23. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. – М.: Наука, 1973. 365 с.
24. Суперанская, А.В. Общая теория имени собственного/ А.В. Суперанская.-М., 2007.-366 с.
25. Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / Супрун В.И. -Волгоград, 2000.
26. Шмелёв, А. Д. Русский язык и внеязыковая действительность / А. Д. Шмелёв. – М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.
27. Яковлева, Е.А. Риторика как теория речемыслительной деятельности / Е.А. Яковлева.- Уфа, 1998.
Deutsche Zeitschriften [Электронный ресурс] Режим доступа: https://helpiks.org/9-15331.html
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты