Копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выборка эмпирического исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты эмпирического исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков
1.2 Употребление подростками психоактивных средств как психолого-педагогическая проблема
1.3 Особенности копинг-стратегий подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Организация и методы исследования копинг-стратегий подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
2.2 Результаты исследования копинг-стратегий подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества молодое поколение переживает психологический кризис. Проблема их вовлечения в употребление психоактивных веществ становится все более явной в условиях экономического и социального неблагополучия молодого поколения. Так, проблема употребления психоактивных средств среди молодежи привлекает внимание многих исследователей из разных областей науки и практики: медицинских работников, психологов и педагогов.
Для того чтобы справиться со стрессовыми ситуациями, люди вырабатывают в своей жизни так называемые стратегии преодоления (копинг-стратегии), т.е. систему целенаправленных форм поведения, которые сознательно управляют ситуацией, чтобы уменьшить вредные последствия стресса.
Актуальность данной темы заключается в том, что вопрос копинг-поведения среди молодых людей, склонных к употреблению психоактивных средств, изучен недостаточно.
Абрахам Маслоу был первым человеком, который заинтересовался этой областью науки и разработал «копинг концепция «преодоления».
Впоследствии такие ученые, как Р. Лазарус и С. Фолкман, П. Коста и Р. МакКрей, В. Лер и Х. Томе продолжили свои исследования.
В отечественной психологии поведение личности в условиях стресса изучалось в основном в контексте преодоления экстремальных ситуаций. Исключение составляют лишь несколько работ, посвященных исследованию личности и жизненного пути.
Исследования по данному вопросу отечественных ученых, таких как Тышкова М., Сидорова Е.Н., Хазова С.А. и Крюкова Т.Л. показали, что позитивное формирование копинг-стратегий происходит в подростковом возрасте.
Мы выбрали эту тему для того, чтобы уточнить знания и структурировать теоретический материал для дальнейшего исследования вопроса копинг-стратегий у подростков, склонных к употреблению психоактивных средств, тем самым обеспечив основу для практической деятельности.
Цель исследования — выявить доминирующие копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
Объект исследования — копинг-стратегии.
Предмет исследования — копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
Задачи исследования:
- выявить теоретические положения исследования копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств.
- определить содержание копинг-стратегий подростков.
- сравнить копинг-стратегии подростков, склонных и несклонных к употреблению психоактивных средств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подростков
В нашем исследовании мы изучим особенности развития подростков старшего школьного возраста, к которым относятся несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет.
По мнению Д.Б. Эльконина, подростковый возраст – это короткий по астрономическому времени период, в течение которого подросток преодолевает важный путь в своем развитии [39].
После изучения различных периодизаций, в нашем исследовании мы решили использовать периодизацию Д.Б. Эльконина в качестве руководства, так как оно является наиболее популярным и полным.
По мнению Д.Б. Эльконина, рамки старшего подросткового возраста таковы: с 14-15 до 17-18 лет. Эта возрастная группа относится к периоду обучения с 8 по 11 класс в общеобразовательной школе [39].
Различные авторы, такие как Л.С. Божович, А.Е. Личко, в своих работах отмечают, что этот период является решающим и жизненно важным [6; 22].
Старший школьный возраст – это начальный этап физического созревания и одновременно завершение полового развития.
Переход от детства к взрослой жизни включает в себя не только физическое созревание (развитие тела, отражающееся в изменении роста и веса и сопровождающееся изменением пропорций тела), но и культурное усвоение, приобретение определенной совокупности знаний, норм и навыков, позволяющих человеку работать, выполнять социальные функции и нести социальную ответственность. Поэтому взросление зависит от социализации и не может происходить вне ее или отдельно от нее. В этом отношении переходный возраст следует рассматривать не только как этап физического развития, но и как этап развития личности, переход от несамостоятельного, защищенного детства, в котором ребенок живет по определенным правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельным и ответственным действиям взрослого.
Поэтому можно говорить о доминирующей сфере активации – операционально-технической, то есть сфере освоения определенных навыков и умений, которые впоследствии требуются старшим подросткам. Эти навыки можно отнести в первую очередь к обучению, что означает, что обучение и профессиональная деятельность являются доминирующими видами деятельности (подготовка к работе).
«Учебная деятельность остается одним из основных видом деятельности старшего школьника. Интерес к получению знаний повышается и становится осознанным, у человека появляются мотивы: самоопределение и подготовка к самостоятельной жизни; социальный мотив – стать полноценным членом общества; учебный мотив – интерес к содержанию и процессу учения» [12].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Организация и методы исследования копинг-стратегий подростков, склонных к употреблению психоактивных средств
С целью изучения копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств нами было организовано эмпирическое исследование.
Эмпирическая база исследования и выборка испытуемых: эмпирическое исследование проводилось на базе__________. Всего в исследовании приняли участие 30 человек, возраст 15-16 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 15 подростков, склонных к употреблению психоактивных средств (экспериментальная группа), 15 подростков, не склонных к употреблению психоактивных средств (контрольная группа) (приложение 1).
Этапы исследования:
- теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
- проведение эмпирического исследования копинг-стратегий подростков, склонных и несклонных к употреблению психоактивных средств.
- обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов.
Методики исследования:
1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей, Лозовая Г.В.
Назначение: диагностика склонности к зависимому поведению и выявление обучающихся группы риска.
Описание: тест опросника содержит 70 вопросов, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей.
Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости, не являясь основанием для постановки того или иного диагноза.
2. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).
Назначение: диагностика доминирующих копинг-стратегий личности.
Описание: методика исследования базисных копинг-стратегий «Индикатор копинг-стратегий» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева.
Теоретическое основание методики – представление о том, что поведение людей в ситуации психологического стресса можно описать в трех группах:
- стратегия разрешения проблем – это способность использовать все личностные ресурсы в стрессовой ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Старшие подростки – это возраст 14-17 лет, сложный период психологического развития; сложный для самого подростка и сложный при работе с ним. Эта возрастная группа характеризуется тем, что подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с внешним миром, а опыт взрослых еще не осознан. В этом отношении главной особенностью старших подростков является возрастающая по сравнению с другими возрастными группами важность тесного эмоционального контакта и интенсивной социализации, заменяющей специфическую для подростков оппозицию к обществу взрослых.
В работах современных авторов в психологической и педагогической литературе рассматриваются различные подходы к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Многие психологи, такие как А.Е. Личко и В.С. Битенский, Н.Ю. Максимова, А.В. Мудрик и другие, изучали проблему употребления подростками психоактивных веществ. Это имеет важное значение для практики, поскольку употребление психоактивных веществ среди детей-подростков становится глобальной проблемой в современном мире. В целом, анализ психологических особенностей и форм девиантного поведения подростков, изученных рядом авторов, показывает, что, во-первых, в силу присущей им амбивалентности, подростки наиболее уязвимы для воздействия алкоголя и психоактивных веществ, которые позволяют им компенсировать особенности переживания этой возрастной группы. Во-вторых, психосоциальная ситуация современных подростков способствует принятию алкогольных традиций, важной из которых является предположение, что алкоголь снимает стресс и с помощью алкоголя создается праздничная атмосфера.
Копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ, имеют свои особенности. Их можно объяснить с помощью модели адаптивного функционального копинг-поведения, модели псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения и модели дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения. Принимая во внимание особенности подросткового копинг-поведения, можно определить подходящие и неподходящие стратегии совладания с проблемами и критическими ситуациями, чтобы уменьшить негативное влияние отрицательных обстоятельств и трудности личностного развития подростка.
С целью изучения копинг-стратегии подростков, склонных к употреблению психоактивных средств нами было организовано эмпирическое исследование.
Эмпирическая база исследования и выборка испытуемых: эмпирическое исследование проводилось на базе__________. Всего в исследовании приняли участие 30 человек, возраст 15-16 лет. Выборку исследования составили 2 группы: 15 подростков, склонных к употреблению психоактивных средств (экспериментальная группа), 15 подростков, не склонных к употреблению психоактивных средств
1. Актуальные проблемы наркоситуации в молодёжной среде: состояние, тенденции, профилактика. – М. : МГФПШК, 2004. – 175 с. : ил. – (Профилактика злоупотребления психоактивными веществами).
2. Алкоголизм. Руководство для врачей / Под ред. Г.В. Морозова, В.Е.Рожнова, Э.А.Бабаяна. М.: Медицина.2003. с 43
3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 45-49.
4. Бартош, О.П., Бартош, Т.П. Возрастные и гендерные особенности копинг-поведения подростков / О.П. Бартош, Т.П. Бартош // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. – 2012. – №2. – С. 42-46.
5. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Стратегии и стили преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т.27. – №3. – С. 106-116.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
7. В преддверии опасности, или Как распознать начало наркомании : (из книги «Школа без наркотиков») // Основы безопасности жизни. – 2000. – № 10. – С. 24.
8. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. – М., 1994
9. Гвоздева, Г. П. Социальное окружение школьников и опасность приобщения к наркотикам / Г. П. Гвоздева, М. В. Коротких, И. И. Харченко // Регион: экономика и социология. – 2004. – № 2. – С. 79-94.
10. Еременко, В. В. Наркомания в образовательной среде / В. В. Еременко // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 4. – С. 127-135. – Окончание. Начало см. № 3. – С. 127-135.
11. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
12. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с. – С. 554-555.
13. Камынина, И.В. Копинг-стратегии личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Камынина. – Петропавловск-Камчатский. – 2008. – 212 с.
14. Колесов, Д.В. Современный подросток: взросление и пол / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ : Флинта, 2013. – 197 с.
15. Коломеец, Л.А. Особенности копинг-поведения старшеклассников как стратегия преодоления жизненных трудностей / Л.А. Коломеец // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 8. – С. 1-5.
16. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
17. Косарецкая, С.В. Неформальные объединения молодежи. Профилактика асоциального поведения / С.В.Косарецкая, С.Г.Косарецкий, Н.Ю.Синягина. – СПб.: КАРО, 2016. – 388 с.
18. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – Кострома: Свет, 2007. – 60 с.
19. Левченко, В.О. Психологические стратегии совладающего поведения как детерминанта личностной успешности подростков: автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.07 / В.О. Левченко. – Ставрополь. – 2010. – 238 с.
20. Либин, А.В., Либина, А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными ситуациями? / А.В. Либин, А.В. Либина // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. – Москва. -1998. – С. 190-204.
21. Лисова, Е. В. Подростковая наркомания: сущность и особенности проявления / Е. В. Лисова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 3. – С. 125-132.
22. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М., 1999.
23. Макеева, А. Подросток тянется к наркотикам, почему? / А. Макеева // Семья и школа. – 2003. – № 7-8. – С. 16.
24. Маленова, А.Ю. Особенности и личностные детерминанты копинг-поведения в ситуациях оценивания: на примере ситуации экзамена: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / А.Ю. Маленова. – Омск. – 2007. – 209с.
25. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
26. Малкина-Пых, И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых // Московский психологический журнал. – 2007. – №12. – С. 15-25.
27. Морозова, И.С., Коломеец, Л.А. К проблеме классификации стратегий осуществления выбора старшеклассниками / И.С. Морозова, Л.А. Коломеец // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №11. – С. 1-6.
28. Останина, Н.В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н.В. Останина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №70. – С. 127-130.
29. Подобед, С. Программно-целевой подход в решении проблемы преодоления наркотической зависимости у детей (из опыта работы) / С. Подобед // Воспитание школьников. – 2007. – № 9. – С. 6-10.
30. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс, К.Долджин. – СПб. : Питер, 2010. – 816 с.
31. Реан, А.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних как проблема психологии образования / А.А. Реан // Российский психологический журнал. 2015. Т. 2. № 3. C. 68-77.
32. Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / под ред. Ю. В. Валентина. – М. : Генжер, 2003. – 397 с.
33. Салагаев, А. Л. Наркотизация молодёжи в группах риска: от изучения к профилактике / А. С. Салагаев, А. В. Шашкин. – М. : МГФПШК, 2004. – 118 с.
34. Селявина, П.К. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / П.К. Селявина // Школа духовности. 2012. № 2. С. 70-72.
35. Сильченко, И.В. Психология активности и поведения школьников: тексты лекций / И.В. Сильченко. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – 115с.
36. Сирота, Н.А., Ялтонский, В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Обозреватель психиат. и мед. психологии. – 1993. – №1. – С. 125-128.
37. Туманова, Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни / Е.Н. Туманова // Психологический журнал. – 2002. – №4. – С. 114-115.
38. Фоминова, А.Н. Возрастные особенности совладающего поведения: материалы Междунар. научнопракт. конференции «Психология совладающего поведения» г. Кострома, 2007 г. / А.Н. Фоминова. – Кострома, 2007. – C. 157-160.
39. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2011. – 450 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Выборка эмпирического исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты эмпирического исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты