ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О МОДАЛЬНОСТИ ГЛАГОЛОВ
1.1 Понятие модальности
1.2 Сведения об употреблении модальных глаголов
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ
2.1 Анализ значения глаголов долженствования на примере медиатекстов
2.2 Анализ численного преимущества глаголов долженствования на примере медиатекстов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Существует большое количество учебников по изучению особенностей английского языка делового общения, но до сих пор редко, где можно найти теоретическую основу грамматики деловой речи напрямую. Особенно в этом аспекте, учёных интересует теория выражения понятия модальности на языке профессионального общения.
Особый интерес представляют модальные глаголы, поскольку они в первую очередь предназначены для выражения личного отношения говорящего к предмету его речи. В данной работе раскрывается практическое применение этих глаголов в сфере медиа-пространства, поскольку на первый взгляд область применения ограничивает свободу использования глаголов, превращая их в элемент устоявшихся формальных фраз.
Изучением особенностей функционирования модальных глаголов в английском языке занимались многие филологи, среди которых такие как Ф. А. Агеева, В. Н. Бондаренко, В. В. Виноградов, М.Ф. Зайнуллин и Г.В. Верба и другие. Изучением же особенностей английского делового языка занимались такие филологи как Г. Гаудсвард и Е. Н. Зарецкая.
Актуальность исследования объясняется тем, что изучение языковой модальности и модальных глаголов – один из самых сложных вопросов языкознания. В связи с этим проблема дифференциации модальных глаголов остается актуальной для исследования.
Цель данного исследования являются особенности употребления модальных глаголов долженствования в англоязычном медиатексте.
Задачи данного исследования:
1. Описать понятие модальности.
2. Охарактеризовать сведения об употреблении модальных глаголов.
3. Проанализировать значения глаголов долженствования на примере медиатекстов.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О МОДАЛЬНОСТИ ГЛАГОЛОВ
1.1 Понятие модальности
На современном этапе становления языкознания особое значение имеет вопрос развития модальностей в разных языках, в частности, модальность считается основной лингвистической группой и носит всеобъемлющий характер. Диахроническое и синхронное изучение способа определения модальностей, особенно модальных слов и глаголов, поскольку они выражают модальные значения необходимости и возможности, что играет важную роль в коммуникативных отношениях. Не менее важным на нынешнем этапе формирования языка, является изучение модальностей на лексическом и текстовом уровнях.
В современной науке термин «модальность» рассматривается в разных сферах: философия, логика, психология, лингвистика [12, с. 264]
Понятие модальности является одним из самых изученных в английском языке. Опираясь на достижения логики, лингвистика прошла долгий путь в изучении модальностей. Этот аспект грамматики английского языка является фундаментальным для данного исследования. Существует множество определений модальности.
Энциклопедический словарь дает следующее определение модальности – это отличие между логическими предположениями в зависимости от характера констатируемой ими правдивости [11, с.124].
Д.Н. Ушаков определяет модальность как понятийную категорию, в которой прослеживается отношение говорящего к содержанию высказывания и наличие связи содержания высказывания к реальности, которая проявляется различными грамматическими и лексическими средствами [13, с. 277].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ
2.1 Анализ значения глаголов долженствования на примере медиатекстов
Медиатекст – это сообщение, текст любого медиа-типа и жанра. Понятие медиатекста зародилось в 20 веке в связи с бурным развитием средств массовой информации, когда традиционный печатный текст был заменен новыми разновидностями текстов, относящихся к кино, радио, телевидению, видео, Интернету, мобильным телефонам и прочим разновидностям, которые широко используются в медиаобразовании, медиа-критике, медиапсихологии, где конкретно рассматриваются вопросы медиа-восприятия.
Для анализа модальных глаголов долженствования, были выбраны несколько статей из электронного издания “Independent”, методом поискового чтения и выборки, были найдены модальные глаголы долженствования, а затем, учитывая вышеупомянутое в теоретической части, при помощи таких методов как анализ и синтез проделывалась следующая практическая часть:
Перейдем к анализу, начнем с первой статьи, которая называется: “The system is broken – we need another solution to the scourge of sleaze” [Приложение А].
Пример 1:
The system is broken – we need another solution to the scourge of sleaze [14].
В название статьи наблюдается присутствие модального глагола долженствования, который обозначает «нуждаться в чем то», данное значение глагола need является одним из основных его значений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании были рассмотрены следующие задачи:
В английском языке можно обнаружить два типа модальности: объективную и субъективную, однако нужно понимать, что модальность – это сложное взаимодействие между говорящим, партнером по общению, содержанием сообщения и реальностью.
К модальным глаголам принадлежат такие глаголы как: must, can (could), should, shall, need may (might), ought to и will (would).
Главные модальные значения:
- Долженствования.
- Предположение.
- Возможность совершения действия.
- Запрет, упрек и неодобрение.
Для данного исследования, мы рассматривали подробно глаголы долженствования: should, ought to, must, to be to, to have to, shall, need – это глаголы, которые показывают, что действие должно быть выполнено.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что один и тот же модальный глагол может употребляться в разных значениях. С другой стороны, разные модальные глаголы могут выражать одно и то же модальное значение в разных ситуациях. Использование разных форм одного и того же глагола придает выражению оттенок определенного стиля речи.
Медиатекст – это сообщение, текст любого медиа-типа и жанра. В данном исследовании были проанализированы несколько статей из электронного издания “Independent”, которые показали, что один и тот же модальный глагол в разных контекстах может иметь разные оттенки и даже разный смысл.
1. Агаева, Ф. А. Модальность как лингвистическая категория / Ф. А. Агеева. – М., 2001. – 305 с.
2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М., 2006. – 281 с.
3. Бархударов, Л. С. Грамматика английского языка / Л. С. Бархударов, Д. А. Штелинг.– М., 2004 – 384 с.
4. Блох, М. Я. Теоретическая грамматика английского языка / М. Я. Блох. – М. : Высшая школа, 2005. – 383 с.
5. Бондаренко, В. Н. Виды модальных значений и их выражение в языке / В. Н. Бондаренко. – М: Филологические науки. – 2000. – 54-61 с.
6. Виноградов, В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В. В. Виноградов. – М.: Избранные труды - исследования по русской грамматике. – 2000. – 53 – 58 с.
7. Галкин-Федорук, Е. М. Модальные слова: Современный русский язык / Е. М Галкин-Федорук. – М. : Учпедгиз, 2003. – 385 с.
8. Иванова, И. П. Теоретическая грамматика современного английского языка / И. П. Иванова. – М. : Высшая школа, 2004. – 285 с.
9. Ионина, А. А. Английская грамматика: Теория и практика / А. А. Ионина. – М. : Рольф, 2000. – 448 с.
10. Кобрина, Н. А. Теоретическая грамматика современного английского языка / Н. А. Кобрина, Н. Н. Болдырёв, А. А. Худяков. – М. : Москва, «Высшая школа», 2007 – 362 с.
11. Махов, А. Е. БЭС - Большой энциклопедический словарь / А. Е. Махов, Л. И. Петровская, В. М.Смолкин. – М. : Изд-во РМГ, 2004. – 1456 с.
12. Степанов, Ю. С. Язык и метод: к современной философии языка / Ю. С. Степанов. – М. : Языки русской культуры, 2005. – 784 с.
13. Ушаков, Н. Д. Толковый словарь русского языка / Н. Д. Ушаков – М., 2000. – 85289 с.
14. Independent [Электронный ресурс] URL: https://www.independent.co.uk/voices/editorials/tory-sleaze-boris-johnson-future-of-democracy-b1953120.html/