Особенности физического состояния учащихся 13-14 лет занимающихся в секциях баскетбола
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности физического состояния учащихся 13-14 лет занимающихся в секциях баскетбола»
по дисциплине: «Физическая культура»
2021
45.00 BYN
Особенности физического состояния учащихся 13-14 лет занимающихся в секциях баскетбола
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Физическая культура
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный комплекс комбинированной «круговой тренировки» на занятиях по баскетболу.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Определения понятия «физическое состояние»
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
1.3 Развитие двигательных качеств у учащихся 13-14 лет
1.4 Влияния занятий баскетболом на организм детей 13-14 лет
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Методы исследований
2.2 Организация исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Методика развития физических качеств у учащихся 13-14 лет средствами баскетбола
3.2 Анализ полученных результатов
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время становится очевидным, что функциональное состояние детей и подростков может быть адекватно оценено только на основе учета процессов адаптации к условиям обучения и воспитания. Для понимания общих закономерностей адаптации большое значение имеют исследования приспособительных реакций организма учащихся к напряженным умственным и физическим нагрузкам, отражающим специфику современного обучения. Несмотря на то, что учебные нагрузки и условия, в которых проходят занятия, как правило, далеки от экстремальных, они оказывают выраженное воздействие на психофизиологические функции учащихся, вызывая значительную мобилизацию ресурсов организма. Поскольку приспособительные возможности детского организма весьма ограничены, то неадекватные по интенсивности и продолжительности физические и умственные нагрузки, вызывающее функциональное напряжение, выраженную перестройку деятельности ведущих физиологических систем, при определенных условиях могут привести к снижению работоспособности, истощению функциональных резервов организма, развитию скрытой, а затем и явной патологии.
Особенно выраженное негативное влияние неадекватные умственные и физические нагрузки оказывают на организм учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Для этого контингента детей в процессе обучения характерно сочетание повышенных умственно-эмоциональных нагрузок с низкой двигательной активностью. Недостаточная разработанность многих аспектов физического воспитания школьников с ослабленным здоровьем, трудности в организации учебных занятий с учетом их индивидуальных особенностей, специфики заболевания приводят к тому, что дети, отнесенные к специальной медицинской группе, отличаются низкой двигательной активность и неудовлетворительным физическим состоянием.
Вместе с тем физическая культура располагает большими воспитательными и оздоровительными возможностями. Однако, эти возможности не осознаются в полной мере обществом и личностью. Они остаются невостребованными педагогической практикой в плане сохранения, укрепления здоровья человека и профилактики различных заболеваний [32]. Многочисленные наблюдения показывают, что физиологически обоснованные, регулярные и правильно организованные занятия имеют большое значение для физической реабилитации учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья, способствуют повышению уровня их физической подготовленности и работоспособности, улучшению самочувствия.
Одним из наиболее сложных вопросов является комплектование, специальных медицинских групп, так как в них направляются школьники с самыми разными заболеваниями и неодинаковой переносимостью физических нагрузок, а, следовательно, и различными противопоказаниями к выполнению физических упражнений. Многие дети с однородными заболеваниями имеют довольно значительное различие в функциональном состоянии организма и в уровне физической работоспособности, что необходимо учитывать при выборе средств и методов физического воспитания.
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Определения понятия «физическое состояние»
Физическое состояние - интегральный статический показатель основных антропометрических признаков на момент обследования ребенка. Одним из наиболее важных критериев оценки состояния организма человека, характеризующих здоровье в целом, правильность его формирования, является состояние физического развития.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека под влиянием условий жизни и воспитания или процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
В узком смысле слова под физическим развитием понимают антропометрические показатели (рост, вес, окружность-объем грудной клетки, размер стопы и т.п.).
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Существует три уровня физического развития: высокий, средний и низкий и два промежуточных выше среднего и ниже среднего. При оценке уровня физического развития используют в большинстве случаев антропометрические стандарты для конкретных возрастных групп [13, c. 65].
Характер физического развития, как процесс изменения указанных показателей в течение жизни, зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Методы исследований
В ходе работы нами были использованы следующие методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы.
-Тестирование.
-Эмпирическое исследование.
-Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы.
В ходе работы нами были проанализированы источники по вопросам физического состояния учащихся 13-14 лет. Рассмотрены анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста, а также особенности развития двигательных качеств у детей.
Педагогическое тестирование.
В ходе исследования нами были использованы следующие тесты:
- бег на 20 м,
- скоростное ведение мяча 20 м,
- челночный бег 40 с на 28 м,
- бег на 600 м,
- прыжок вверх с места со взмахом руками.
Эмпирическое исследование.
В тренировочном процессе была применена предложенная методика развития физических качеств для игры в баскетбол школьников 13-14 лет. Контрольная (КГ - 15 чел) и экспериментальная (ЭГ - 15 чел) группы тренировались 2 раза в неделю по разным методикам. В контрольной группе развитие физических качеств для игры в баскетбол выполнялось по методике, приведенной в учебной программе образовательной школы.
В экспериментальной группе было предложено использовать рекомендации специалистов из проанализированной спортивно-педагогической литературы.
Методы математической статистики.
Для сравнения результатов нами было использовано среднеарифметическое значение.
2.2 Организация исследования
В исследовании приняло участие 30 детей, занимающихся в школьной секции баскетболом по 15 человек в каждой группе).
Исследование проводилось в три этапа:
I Этап. Для решения задач исследования мы изучили и проанализировали научную и педагогическую литературу по данной проблеме.
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Методика развития физических качеств у учащихся 13-14 лет средствами баскетбола
На основе изучения особенностей баскетболистов 13-14 лет была подобранна программа занятий, направленных на повышения уровня физической подготовленности баскетболистов.
Нами была предпринята попытка на основе общепринятых стандартных методик системы подготовки баскетболистов, подобрать свой комплекс игровых упражнений для повышения уровня физической подготовки. Для этого мы предложили экспериментальной группе в течение всего эксперимента на каждом тренировочном занятии включать игровые упражнений, направленных на повышения уровня физической подготовки.
Нами были подобранны комплексы эстафет, направленные на совершенствование физических качеств у баскетболистов.
Тренировочные занятия в экспериментальной группе строились следующим образом. На занятии обучение и совершенствование элементам техники игры в баскетбол отводилось 30 минут. Затем в течение 20-30 минут проводили эстафеты с преимущественной направленностью на повышения уровня спортивной подготовки юных баскетболистов.
Тренировочный процесс строился следующим образом: на каждом занятии в опытной группе включали игры или эстафеты с преимущественной направленностью на повышения уровня спортивной подготовки юных баскетболистов. В неделю проводилось три тренировочных занятия. В каждое занятие мы включали одну-две эстафеты, направленных на определенную подготовку. Эстафеты, направленные на развитие физических качеств, так же содержали технико-тактические действия баскетболистов.
Чтобы определить эффективность использования в учебном процессе методики повышения уровня физической подготовки у юных баскетболистов на основе применение в тренировочных занятиях эстафет, в конце эксперимента было проведено повторное тестирование.
В тренировочный процесс экспериментальной группы нами был внедрен специальный комплекс эстафет.
Цель: развивать и совершенствовать физические качества юных баскетболистов.
1. «Перевозка команды».
Команда строится в колонну по одному, дистанция до стоек 18 метров. По команде первые игроки бегут до стойки, обегают и возвращаются назад. Берут за руку второго, не расцепляя руки, бегут до стойки. Первый игрок остается за стойкой, а второй бежит за третьим. Так длится до тех пор, пока вся команда не окажется на противоположной стороне.
ВЫВОДЫ
1. На основе общепринятых стандартных методик системы подготовки юных баскетболистов был определен комплекс игровых упражнений и эстафет для повышения уровня физической подготовки, а именно: перевозка команды, бег через скакалку, прыжки с мячом, эстафета с прыжками в длину с места, каракатица, одень обруч на партнера, сороконожка. На каждом тренировочном занятии были включены игровые упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовки.
2. Для разработки методики подготовки юных баскетболистов на основе специальных упражнений были подобранны комплексы эстафет, направленные на совершенствование физических качеств. На занятия по общие и специальные подготовки отводилось 30 минут. Затем в течение 20-30 минут проводили эстафеты с преимущественной направленностью на повышения уровня спортивной подготовки юных баскетболистов.
3. В тренировочный процесс баскетболистов 13-14 лет была внедрена экспериментальная методика в виде комплексов эстафет, направленных на развитие физических качеств.
После эксперимента по всем тестам в экспериментальной группе отмечен прирост результатов значительно выше, чем в контрольной, произошли достоверные различия. Результаты педагогического эксперимента убедительно доказали, что разработанная методика развития физических качеств у юных баскетболистов 13-14 лет является эффективной.
1. Александров, А.В. Формирование мотивации подростков к занятиям физической культурой // Молодежная наука в развитии регионов. - 2017. - Т. 2. - С. 355-357.
2. Андреева, С.Н., Люлина, Н.В. Основная цель физического воспитания в школе // В сборнике: Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития Материалы VII Международной электронной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т.Г. Арутюняна. - 2017. - С. 4.
4. Богданов, М. Ю. Методика организации спортивно ориентированных уроков с использованием средств баскетбола: специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Богданов Михаил Юрьевич. – Тамбов, 2010. – 22 с.
5. Бомпа, Т. О. Периодизация спортивной тренировки / Тудор Бомпа, Карло А. Буццичелли; [пер. с англ. Марии Прокопьевой]. - 3-е изд. - Москва:
Спорт, 2016. – С. 14.
6. Веланская, Е. А. Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности (на примере баскетбол а) : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Веланская Елена Алексеевна. – Москва, 2009. – 24 с.
7. Губа, В. П. Теория и методика современных спортивных исследований. / Москва: Спорт, 2016. – С. 23.
8. Жаброва, Т.А. Взаимосвязь здоровья и двигательной активности человека // Балтийский морской форум материалы VI Международного Балтийского морского форума: в 6 т. - 2018. - С. 612.
9. Захарова, Е.Ю., Константинова Н.А. Новая социальная и педагогическая технология – баскетбол // Вестник научных конференций. - 2017. - № 1-3 (17). - С. 37-39.
10. Игнашин, Е.А. Физическая культура как компонент здорового образа жизни // Форум молодых ученых. - 2018. - № 11-1 (27). - С. 773.
11. Ковтуненко, А.В., Николаева Е.В. Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2017. - С. 189.
12. Козниенко, И.В. Физическая культура как компонент здорового образа жизни // Синергия Наук. - 2018. - № 29. - С. 1859.
13. Кузнецов, В. С. Физическая культура: учебник / В. С. Кузнецов, Г.
А. Колодницкий. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2017. – С. 44.
14. Максачук, Е.П. Ценности физической культуры и спорта в жизни подрастающего поколения // Физическая культура в школе. – 2015. - №1. – С. 39-41.
15. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 257 с.
16. Нгуен Фи Хай. Формирование навыков игровых защитных действий в баскетбол е с помощью тренажеров в условиях общеобразовательной школы: специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нгуен Фи Хай. – Москва, 2008. – 24 с.
17. Новоселова, С.Л. Роль подвижных игр для физического совершенствования школьников // Современные гуманитарные исследования. - 2011. - № 4. - С. 99-102.
18. Осетрина, Д.А., Семёнова, В.В. Причины ухудшения состояния здоровья школьников // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 649.
19. Рыбалко, В.Е. Основные понятия физического воспитания и их критерии // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2013. - № 4 (22). - С. 125.
20. Самаричева, Е.С. Баскетбол - рекреативно-оздоровительная деятельность по всесторонней физической подготовке школьников в разновозрастных группах // Шаг в науку Сборник материалов II научнопрактической конференции института естествознания и спортивных технологий. - 2018. - С. 52.
21. Скрипец, Э.Б. Развитие координации у баскетболистов // Физическая культура. Все для учителя. – 2011. - № 1. – С. 25-27.
22. Стыценко, М. М. Влияние занятий баскетболом на уровень физического развития школьников / М. М. Стыценко, Н. В. Бурова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44).
23. Ульянов, Д.А., Коваленко, Т.Г., Попков А.А. К вопросу о развитии физических качеств и формировании двигательных умений и навыков у подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 5. - С. 25.
24. Широканова, Л.И. Оценка и регулирование нагрузки на занятиях физическими упражнениями // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е: Педагогические науки. - 2016. - № 7. - С. 107.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Примерный комплекс комбинированной «круговой тренировки» на занятиях по баскетболу.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты