Основные теории происхождения права
БТЭУПК (Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Основные теории происхождения права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Основные теории происхождения права
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теории происхождения права
1.1 Понятие и причины формирования теорий
2 Характеристика основных теорий происхождения права
2.1 Теологическая теория
2.2 Теория естественного права
2.3 Примирительная теория
2.4 Историческая теория
2.5 Классовая теория
2.6 Нормативистская теория
3 Современные подходы к происхождению прав
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Многообразие теорий происхождения права обусловлено тем, что право является сложным общественным явлением, происхождение которого волновало умы многих философов и ученых разных лет. До сих пор нет единственно правильной теории, которая бы объясняла: как произошло право? Что появилось первым: государство или право?
Данные вопросы пока остаются без ответа, так как первыми известными источниками права были ритуалы, мифы и обычаи. Возникновение данных источников было не спонтанным и указывает на то, что на момент их возникновения уже сложился определенный жизненный уклад общественных групп, поселений, первых государственных образований, отношения в которых требовали правовой регулировки.
С течением времени, человек совершенствовался, а с ним совершенствовалось общество и общественные отношения. Возникали государства, в общественные отношения привносились элементы договорных отношений. Все это отражалось на разработке новых концепций и теорий происхождения права.
Юридическая наука рассматривает теории как права, так и государства. Данное исследование посвящено раскрытию сути основных концепций именно права. Каждая из них оказала для науки огромное влияние в области дальнейшего изучения права.
Актуальность выбранной темы вытекает из неполноты и недостаточного изучения вопроса происхождения права.
Объектом исследования является происхождение права как регулятора общественных отношений, рассматриваемый в разрезе основных теорий происхождения права.
Предметом данной работы являются философско-теоретические доктрины, объясняющие происхождение права.
Цель курсовой работы – на основе всестороннего анализа исследовать основные теории происхождения права.
Названная выше цель предусматривает постановку и решение ряда теоретических и практических задач:
1) проанализировать возникновение и развитие основных теорий происхождения права в историко-правовой перспективе;
2) дать оценку рассмотренным теориям возникновения права;
3) высказать суждение о влиянии основных теорий происхождения права на современную юридическую науку.
Степень научной обоснованности проблемы состоит в том, что происхождение теорий права и по сей интересует историков, философов, юристов. В наиболее широкий научный анализ данной проблематики проведен историками права. В их работах отражены факты, которые обоснованы процессами их возникновения.
Методами, которые использовались как основа изучения курсовой работы являются: объективность, анализ, синтез, индукция, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
В написании курсовой работы использовались труды таких учёных как Фома Аквинский, Августин Аврелий, Дж. Локк. Мнения о представлении происхождения права были различны, то есть у исследователей отсутствовало единство мнений. Они представляли происхождение права со стороны исторических фактов.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, основную часть в виде трех глав с под главами у первой и второй, заключения и списка использованных источников.
1 Теории происхождения права
1.1 Понятие и причины формирования теорий
Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.
Единого представления о сущности права, присущего всем временам, народам, различным обществам, не существует, поскольку на право и его сущность большое влияние оказывают состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. – Поэтому представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи.
В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права. 1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право, как социально-классовый регулятор общественных отношений [1, c. 2].
Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.
Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой – оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право, как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности.
Таким образом, все дело в мере и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.
2 Характеристика основных теорий происхождения права
2.1 Теологическая теория
Как показывает многовековая проблема решения происхождения государства и права, особую роль в решении данного вопроса отводится религии. Ещё в Древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. Однако, более глубоко теологическая теория затронула Средневековую Европу. Самыми ранними представителями принято считать Августина Аврелия (354-430 гг.) и Фому Аквинского (1225-1274 гг.).
Теологическая теория являлась одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права. Идеей теологической теории происхождения права является утверждение, что право создано Богом и даровано людям через пророка. Дарованные Богом правовые нормы – это нравственные правила жизни, а само понятие права связывалось со справедливостью [5, c. 47].
Согласно данной теории, все люди равны перед Богом и наделены равными правами, а нарушение этого равенства есть отступление от божьего промысла, а главной составляющей, поддерживающей общественный порядок является наказание: со стороны государства при жизни, божественным судом – после смерти.
В XII-XIII в. в Западной Европе развивается, сформированная в конце Vв. Папой Римским Геласием, «теория двух мечей». Согласно данной теории, основатели церкви имели ранее два меча, но разделив их, один они оставили себе вложив в ножны, а второй отдали государям для вершения земных дел. Под влиянием работы блаженного Августина Аврелия «О граде Божьем» утверждаются принципы о приоритете церковной организации над духовной и то, что нет государства не от Бога.
Как писал Августин Аврелий: «Граждане земного града предпочитают своих богов этому Основателю града святого, не ведая, что Он есть Бог богов, – богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные владения и от обольщенных подданных требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих больше удовольствия в том, чтобы себя самих подчинять одному Богу, чем многих – себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми вместо Бога. Теперь же, зная, чего от меня ждут, и не забывая о своей обязанности, начну говорить со всегдашним упованием на помощь того же Господа и Царя нашего о начале, распространении и предназначенном конце обоих градов, земного и небесного, о которых я сказал, что они в настоящем веке некоторым образом переплетены и друг с другом смешаны» [6, с 34].
3 Современные подходы к происхождению прав
Право – не менее сложное явление, чем государство. Оно существует в различных видах, формах, образах. Право прошло длительный путь развития, в котором можно выделить три стадии: архаичное, сословное (корпоративное) и развитое (общегосударственное) право [24, c. 47].
Если кратко охарактеризовать суть развитого права, то можно отметить две главные его особенности: 1) целенаправленное формулирование норм права преимущественно органами государства - законодательными органами; 2) защита правовых норм государственными правоохранительными органами.
Многообразие теорий происхождения права связано с различными философскими воззрениями ученых, с характером времени, в котором они жили, с особенностями развития той или иной страны, с интересами определенных социальных групп и отражением их в праве. Кроме того, право является весьма сложным социальным институтом, связанным с различными сферами жизни людей, многообразные стороны проявления которых сосредоточивают внимание исследователей [25, c. 214].
Современные научные знания позволяют систематизировать существующее множество теорий. В настоящее время выделяют три подхода к праву и его пониманию: нормативный, философский и социологический.
Современный правовед С.С. Алексеев рассматривает право в трех образах:
- общеобязательные нормы, законы, деятельность судебных и других юридических учреждений, т. е. речь идет о реалиях, с которыми человек сталкивается в своей практической жизни;
- особое сложное социальное образование, такое же, как государство, искусство, мораль;
- явление мирозданческого порядка – одно из проявлений жизни людей. В юридической литературе право отождествляется с такими категориями, как норма права, принуждение, воля государства, интерес, свобода и т. д. [26, c. 132].
Многообразие определений понятия «право» объясняется: а) особенностями его познания, что связано с обособлением определенных качеств, свойств права и недооценкой других качеств; б) многообразием проявлений права, которое может существовать в форме правовых норм, в форме идей и представлений о праве, в форме общественных отношений, порождающих нормы права и испытывающих, в свою очередь, воздействие этих норм.
В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию, или три типа правопонимания: нормативный; нравственный (философский); социологический. Каждый из названных типов обладает не только концептуальной разработанностью, но и имеет то или иное практическое значение, что будет показано ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о происхождении права волновал мыслителей еще со времен Древнего мира, с течением времени интерес к данному вопросу не угас и наоборот активно привлекает внимание ученых. Как следствие, в современном мире существует многочисленное количество трактовок теорий происхождения, некоторые из них в свою основу взяли теории многолетней давности, тем самых сохраняя их прежнюю актуальность.
Возникновение, формирование и развитие основных теорий права – это достаточно долгий процесс, который длится на протяжении всего развития человечества. Существуют различные подходы к исследованию права. Так, современные ученые придерживаются подхода, согласно которому процесс происхождении права связывают с неолитической революцией. Неолитическая революция – это переход человечества от присваивающей экономики к производящей. Данный подход и повлек за собой возникновение права.
Право играет огромную роль в системе общественного регулирования и выступает как основной регулятор. Так, при его помощи решаются коренные задачи и вопросы социального развития общества.
На рассмотренных теориях возникновения права, которые были изучены в данной работе, значительно сказалось влияние многих течений, в частности философских и идеологических. В каждой изученной теории отражены свои положительные и отрицательные стороны, а также представлена какая-либо идея. В пример можно привести, естественную теорию права, так, данная теория признавала естественные права человека. Исследователи, изучавшие такого рода проблематику, пробовали создать единственные теории, которые бы могли объяснить процесс возникновения права во всех странах. Очень сложно создать единую теорию, которая могла бы объяснить, как возникло и развивалось право, так как на государства и общества оказывали влияние различные объективные факторы, которые повлияли на развитие права.
К одной из популярных теорий происхождения права, возникшей на досовременном этапе, относят теологическую теорию. Основная идея теории – право создано Богом для управления жизнью людей. Вследствие невысокого уровня научных знаний, эта концепция имела широкое распространение и выполняла регулятивную функцию, устанавливая общественный порядок. Основоположниками теологической концепции являются Фома Аквинский и Аврелий Августин Блаженный.
Так, ни одна из множества существующих в юридической науке теорий о происхождении права не может рассчитывать на право являться особой фундаментальной теорией, объясняющей все самые важные и глубокие процессы и явления их проявления. В современной науке теории государства и права преобладает подход, который предполагает объединение всех признаков в единое понятие, которые отвечают интересам правоприменительной практики. Такой подход называют как интегративный подход к пониманию права. В рамках данного подхода представлены некоторые факторы, которые лежат в основе появления как права, так и государства, а именно, политические, экономические, культурные, природно-климатические, географические и другие, которые оказывали пусть и минимальное влияние на формирование у человечества социального феномена, такого как право.
1. Понятие и происхождение права / М. М. Федосеев // Политехнический молодежный журнал. – 2017. – № 7. – С. 1-6
2. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие / Т. В. Кашанина. – М. : Высшая школа, 2004. – 325 с.
3. Дубовицкая, О.Н. Сущность права в теории правогенеза / О.Н. Дубовицкая // Вестник ТГУ. – 2011. – № 10/102. – С. 283–288.
4. Нерсесянц, В. С. Философия права: учеб. пособие / В. С. Нерсесянц. – М. : Норма: ИНФРА-М, 2008. – 587 с.
5. Серегина, В.Д. Особенности теологической теории происхождения государства / В.Д. Серегина // Матер. междунар. научно-практической конференции; Рязань, 26 мая 2016 г. / Актуальные проблемы управления и права в XXI веке: теория и практика; под. Ред. Н.Г. Усковой. – Рязань: Изд-во «Концепция», 2016. – С. 107–109.
6. Блаженный, А.А. О граде божьем: в 22 т. / А.А. Блаженный. – М.: Азбука веры, 1908. – Т. 11. – Гл. 1. – 752 с.
7. Аквинский, Ф. Сумма теологии: в 13 т. / Ф. Аквинский. – К.: Ника-Центр, 2010. – 4 т.
8. Маритен, Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому: очерки метафизики и этики / Ж. Маритен. – М.: Ин-т Философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. – С. 50.
9. Маритен, Ж. Человек и государство / Ж. Маритен. – М.: Идея-Пресс, 2001. – 196 с.
10. Брындина, В.В. Права человека в неотомистской концепции Жака Маритена / В.В. Брындина // Правопорядок: история, теория, практика. – 2013. – № 1. – С. 86–87.
11. Дидикин, А.Б. Современные теории естественного права и классическая традиция / Дидикин А.Б. // Scholae. Философское антиповедение и классическая традиция, 2014. – Т. 8. – № 2. – С. 418–424.
12. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. – М.: Мысль, 1988. – 3 т.
13. Валинский, Р.Л. История европейского права / Р.Л. Валинский. – М.: Наука, 1994. – 397 c.
14. Гараева, Г.Ф. Философско-правовые идеи Е.Н. Трубецкого: основное содержание и историческое значение / Г.Ф. Гараева // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 2. – С. 347–350.
15. Руденко, Д.А. Естественно-правовые взгляды Б.Н. Чичерина: взаимосвязь либерализма и правопонимания / Д.А. Руденко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 6. – № 24. – С. 72–76.
16. Касьянов, В.В. Влияние идей исторической школы права на кодификацию законов Российской Империи / В.В. Касьянов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 4/1 – С. 75–77
17. Скирбекк, Г. История философии: учебное пособие / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 800 с.
18. Дьячек, Т.И. Теория духа народа Георга Фридриха Пухты как синтез учения исторической школы права и философии права Гегеля / Т.И. Дьячек // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 73–1. – С. 184–186.
19. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс - М.: Мысль, 2001. - 123 с.
20. Кант, И. Критика чистого разума.- И. Кант. - М.: Наука, 1999.
21. Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. Сборник научных трудов: в 4 т. / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Статут, 2016. – Т. 4: Монография. – 752 с.
22. Кельзен, Г. Чистое учение о праве / Г. Кельзен. – 2-е изд. – СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2015. – 542 с.
23. Васев, И.Н. Нормативистская концепция права Ганса Кельзена: облик современной юриспруденции / И.Н. Васев // Известия Алтайского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 13–14.
24. Маркова-Мурашова, С.А. Значение философии права в решении проблем современности / С.А. Маркова-Мурашова, К.С. Остапчук // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 3–2. – С. 47–50.
25. Общая теория государства и права: учебник / Г. А. Ваcилевич [и др.]; под общим ред. А. Г. Тиковенко. - Минск: Книжный Дом, 2006. - 320 с.
26. Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев, С.И. Архипов. - М .: Норма, 2005. - 496 с.
27. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: Учебник / Е. Н. Хропанюк. - 3-е изд., Доп. и ред. - М .: Интерстиль, 2008. - 384 с.
28. Лапаева, В. В. Типы правопонимания: правовая теория и практика: Монография / В. В. Лапаев – М.: Российская академия правосудия, 2012. – 578 с.
29. Дробязко, С. Г. Принципы права / С. Г. Дробязко // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики. - Минск: БГУ, 2005. - с. 27-33.
30. Трубецкой, Е.Н. Лекции по энциклопедии права / Е.Н. Трубецкой. – М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова 1917. – 227 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 32.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты