Сравнительный анализ ценностных ориентаций (подростков, старшеклассников, студентов)
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Сравнительный анализ ценностных ориентаций (подростков, старшеклассников, студентов)»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Сравнительный анализ ценностных ориентаций (подростков, старшеклассников, студентов)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическая психология
Организация: Средняя школа № 2, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностных ориентаций в подростково-юношеском возрасте
1.1. Подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
1.2. Особенности развития ценностных ориентаций в подростково-юношеском возрасте
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков, старшеклассников, студентов
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций подростков, старшеклассников, студентов
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена становление новых жизненных ценностей в современном обществе, которые не полностью утвердились в сознании молодежи. Сегодня на первый план выходят ценности материально обеспеченной жизни, общественного признания, продуктивности и свободы. Подростки и юноши в процессе социализации усваивают существующие ценности, игнорируя такие важные ценности, как: познание, творчество, красота природы и искусства, счастье других, саморазвитие, ответственность, широта взглядов.
Будучи основой нравственного сознания и мотивационной сферы, ценностные ориентации оказывают существенном влияние на жизненный выбор, проявляются в особенностях целеполагания и средствах достижения целей, в конкретных поступках и делах. Подростково-юношеский возраст - особенно важный этап становления системы ценностей, так как в этот период перед молодыми людьми стоит задача выбора целевых ориентиров, осознание своих ресурсов и определения путей их актуализации.
Особый интерес представляет изучение возрастной динамики ценностных ориентаций. При переходе от подросткового к юношескому возрасту происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в целостное отношение к себе. Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в «аффективный центр» (Л.И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка.
Объект исследования: ценностные ориентации личности.
Предмет исследования: сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков, старшеклассников, студентов.
Гипотеза исследования: существуют различия в ценностных ориентациях подростков, старшеклассников, студентов.
Цель исследования: осуществить сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков, старшеклассников, студентов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии.
2. Определить особенности развития ценностных ориентаций в подростково-юношеском возрасте.
3. Исследовать ценностные ориентации в подростково-юношеском возрасте.
4. Выявить различия в ценностных ориентациях подростков, старшеклассников, студентов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии
В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности изучались А. Маслоу, М. Рокичем, С. Шварцем, В. Франклом и д. Согласно представителю гуманистической психологии А. Маслоу, ценность – это избирательная установка, производная от потребностей. Он считал, что ценности и потребности связаны между собой иерархически и эволюционно [6, с. 19].
М. Рокич рассматривал ценности в качестве руководящих принципов жизни. Согласно М. Рокичу, ценностные ориентации выражают человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях. Наличие ценностей представляет собой выражение отношения человека к миру, возникающего из значимости для человека различных его сторон и аспектов [6, с. 20].
В отечественной литературе распространен деятельностный подход, согласно которому ценностные ориентации оказывают определяющее влияние на поведение человека, на его установки (Б.Г. Ананьев, Д.А. Леонтьев). Ценностные ориентации представляют собой одну из наиболее важных характеристик личности, доминирующий ее компонент, определяющий относительно устойчивое избирательное отношение личности к окружающей действительности [11, с. 38].
Система ценностных ориентаций личности является регулятором и механизмом развития людей, которая определяет форму реализации поставленных целей и при потере ими мотивационной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. Ориентированность на развитие личности задается именно ценностями, которые играют роль так называемого «определителя вектора активности». По мнению А.Н. Леонтьева, личностные ценности – это центральная структура смысловой сферы личности, которая является источником смыслообразования вместе с другими обобщенными смысловыми ориентациями [11, с. 39].
В качестве центрального образования направленности ценностные ориентации включаются во все сферы личности, описанные современными исследователями (С.С. Бубнова, Е.М. Дубовская, И.В. Дубровина, М.С. Каган, Б.С. Круглов, В.И. Слободчиков и др.). Другие авторы рассматривают ценностные ориентации в качестве самостоятельного личностного образования. Согласно Э. Петровой, ценностные ориентации определяются в качестве важнейших компонентов внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом индивида, набором его переживаний и отделяют значимое от незначимого [15, с. 143].
Ценности являются одновременно мотивационными и когнитивными образованиями. Они направляют, организуют, ориентируют поведение индивида на конкретные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности являются для индивида некоторыми критериями оценки действительности, к примеру, других людей, а также и самого себя. При этом, ценностные представления являются категориями, с помощью которых индивид обозначает те или иные явления окружающего мира. Следовательно, ценности представляют собой основание для осмысления и оценки индивидом других людей, окружающих его социальных объектов и ситуаций, а потому, основание для познания и конструирования целостного образа социального мира. Человек осознает мир через призму ценностей, то есть ценности детерминируют процесс познания социального мира. Восприятие и познание индивидом социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым [15, с. 144].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, СТАРШЕКЛАССНИКОВ, СТУДЕНТОВ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: осуществить сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков, старшеклассников, студентов.
Задачи эмпирического исследования:
1) исследовать ценностные ориентации в подростково-юношеском возрасте;
2) выявить различия в ценностных ориентациях подростков, старшеклассников, студентов.
База и выборка исследования: ГУО «Средняя школа № 2 Г. Минска». В исследовании приняли участие 20 подростков, 20 старшеклассников, 20 студентов.
Гипотеза исследования: существуют различия в ценностных ориентациях подростков, старшеклассников, студентов.
Методы исследования:
– теоретические (анализ литературы о проблеме исследования);
– эмпирические (тестирование);
– количественный и качественный анализ;
– методы математической статистики (критерий Крускала-Уоллеса для сравнения трех выборок).
Методики исследования:
1. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина [14].
Цель: выявление терминальных ценностей или жизненных целей человека.
С помощью методики можно оценить общую выраженность каждой из восьми терминальных ценностей или жизненных целей:
- развитие себя - познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик;
- духовное удовлетворение - руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными;
- креативность - реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность;
- активные социальные контакты - установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли;
- собственный престиж - завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям;
- высокое материальное положение - обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования;
- достижение - постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов;
- сохранение собственной индивидуальности - преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что ценностные ориентации – это ядро структуры личности, определяющие ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Являясь субъективными, индивидуализированным отражением в сознании человека ценностей окружающей действительности, пережитые в процессе жизненного опыта, ценностные ориентации ранжируют объекты социальной действительности по их значимости и отличаются не только индивидуальным набором и иерархией ценностей, но и различаются по степени их принятия и освоения. Система принятых и осознанных ценностей динамична и находится в постоянном развитии. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности. В основе отношения человека к объектам окружающей действительности лежит его оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы или цели индивида.
Развитие ценностных ориентаций осуществляется на протяжении всего подростково-юношеского возраста. Основными жизненными ценностями современных подростков являются: интимное общение, самостоятельность, наличие смысла и цели жизни. Ранний юношеский возраст являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личностных особенностей. Студенческий этап является наиболее сенситивным для развития ценностных ориентаций, когда формируются личностная позиция, смысложизненные ориентиры, профессиональная и мотивационная направленность. Структура ценностных ориентаций студентов отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости заботы о благополучии окружающих.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что преобладающими терминальными ценностями подростков являются: сохранение собственной индивидуальности и духовное удовлетворение – они стремятся к отстаиванию собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защите своей неповторимости и независимости, а также к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Преобладающими терминальными ценностями старшеклассников являются: креативность и активные социальные контакты – у них ярко выражено стремление к реализации своих творческих возможностей, внесению различных стремятся во все сферы своей жизни, а также стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, к реализации возможности общаться и взаимодействовать с другими людьми. Преобладающими терминальными ценностями старшеклассников являются: собственный престиж, развитие себя и достижения – у них ярко выражено стремление к признанию, уважению, одобрению со стороны других, как правило, наиболее значимых лиц, заинтересованность в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, стремление к саморазвитию, а также стремление к постижению конкретных и ощутимых результатов. Существуют достоверные различия между подростками, старшеклассниками и студентами по терминальным ценностям. Сравнительный анализ показал, что на достоверном уровне у подростков более выражены такие ценности, как: духовное удовлетворение и духовное удовлетворение, у старшеклассников выше креативность, у студентов – собственный престиж, развитие себя, достижения.
1. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – СПб. : Речь, 2006. – 384 с.
2. Белановская, О. В. Ценностные ориентации белорусских и литовских студентов: сравнительный анализ / О. В. Белановская // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. – 2020. – Т. 1. – № 5(13). – С. 16-26.
3. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. университета. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5.
4. Брекина, О. В. Особенности проявления ценностных ориентаций у акцентуированных старшеклассников / О. В. Брекина // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-1. – С. 286-289.
5. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22.
6. Далгатов, М. М. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях / М. М. Далгатов, А. Г. Джамалудинова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 18-22.
7. Евдокимова, Т. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т. Евдокимова // Вестник РГГУ. – 2018. – № 1. – С. 65-75.
8. Каленов, А. А. Особенности субъектности старшеклассников : теоретический аспект / А. А. Каленов // Образование : прошлое, настоящее и будущее: материалы науч. конф. – Краснодар: Новация, 2017. – С. 3–6.
9. Комлик, Л. Ю. Адаптационные возможности личности в юношеском возрасте (теоретический аспект) / Л. Ю. Комлик, Ю. В. Зимина // Национальная ассоциация ученых. – 2015. – № 7-2. – С. 131-133.
10. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. – № 4. – С. 36–42.
11. Мантрова, М. С. К вопросу изучения ценностных ориентаций подростков из благополучных и неблагополучных семей / М. С. Мантрова, Н. А. Степаненко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 113-116.
12. Методика «Ценностные ориентации школьников» (М. Лукьянова) [Электронный ресурс]. – URL: https://refdb.ru/look/3906405.html
13. Нагоева, Л. Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен / Л. Х. Нагоева // Новые технологии. – 2011. – № 4. – С. 76-79.
14. Опросник терминальных ценностей (И. Г. Сенин) // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – С. 41–46.
15. Панченко, С. А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С. А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95 – 99.
16. Петрова, Э. Ценностные ориентации студентов / Э. Петрова, В. Д. Господинов // Молодежь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2016. – № 1. – С. 143-146.
17. Полкознина, Л. Г. Ценностные ориентации подростков «группы риска» школьной и социальной дезадаптации : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л. Г. Полкознина. – СПб., 2009. – 18 с.
18. Попов, Н.А. Особенности развития личности старшеклассника / Н. А. Попов // Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа : материалы конференции. – Уфа, 2017. – С. 63–65.
19. Попова, М. В. Становление персональной идентичности в юношеском возрасте : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.13 / М. В. Попова. – Нижний Новгород, 2005. – 21 с.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с.
21. Толкач, И. Ф. Ценностные ориентации современных студентов / И. Ф. Толкач // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции : сборник статей конференции. – Минск : БГАТУ, 2017. – С. 476-478.
22. Хлудеева, И. В. Влияние ценностных ориентаций на развитие личности / И. В. Хлудеева // Вестник Кемеровского гос. ун-а. – 2012. – № 20. – С. 178-182.
23. Чернецкая, Н. И. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей с разным стилем воспитания / Н. И. Чернецкая // Известия ИГУ. – 2016. – Т. 17. – С. 100-111.
24. Шеховцова, Е. А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте / Е. А. Шеховцова, Е. В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2014. – С. 310-314.
25. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово : Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Диагностика ценностных ориентаций старшеклассников» (М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Первичные баллы по методикам.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты