Промышленная политика и ее реализация в Республике Беларусь
БРУ (Белорусско-российский университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Промышленная политика и ее реализация в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Промышленная политика и ее реализация в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы промышленной политики страны
1.1 Сущность промышленной политики
1.2 Оценка эффективности развития промышленной политики
2 Анализ промышленной политики Республики Беларусь
2.1 Государственное регулирование промышленного комплекса
2.2 Анализ основных показателей функционирования промышленного комплекса республики Беларусь
3 Совершенствование промышленной политики Республики Беларусь
3.1 Использование зарубежного опыта для совершенствования промышленной политики Республики Беларусь
3.2 Совершенствование промышленной политики Республики Беларусь на инновационной основе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Промышленная политика – это комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда.
Коренным вопросом промышленной политики является выбор критериев государственной поддержки. На современном этапе ими служат, в первую очередь, достижение приоритетных целей социально-экономического развития: ресурсосбережение, развитие новых производств, повышение конкурентоспособности страны в области наукоемкой и высокотехнологичной продукции, защита окружающей среды и др.
К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важными инструментами промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций.
Экономика любого государства состоит из множества отраслей: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, связи, торговли и других. Но ее основой, фундаментом является все же промышленность.
Промышленность является ведущей отраслью экономики по следующим причинам:
- развитие промышленности, особенно таких отраслей, как электроэнергетика, машиностроение и химическая, является основой для ускорения научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве;
- промышленность, особенно машиностроение, является фундаментом всей экономики, основой для расширенного воспроизводства и экономического развития всех отраслей национальной экономики;
- обороноспособность государства в значительной мере определяется уровнем развития промышленности;
- от развития легкой и пищевой промышленности зависит обеспеченность граждан страны товарами народного потребления.
1 Теоретические основы промышленной политики страны
1.1 Сущность промышленной политики
Под промышленной политикой понимается система мер государственного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышения национальной конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления, решения инфраструктурных и социальных проблем в интересах благосостояния населения и обеспечения национальной безопасности страны [4, с. 69].
Не умаляя значения ни одной из сфер народного хозяйства, следует признать, что экономическая мощь любой страны современного мира определяется прежде всего ее промышленным потенциалом. От него в наибольшей степени зависят и политический вес страны в мировом сообществе, и благосостояние населяющих ее граждан. Поэтому одной из функций государственного регулирования выступает поддержка промышленного производства, его рациональной структуры. Реализуется это через промышленную политику.
Промышленная политика представляет комплекс экономических, политических и организационных мероприятий на разных уровнях национальной экономической системы, направленной на поддержание и рост национальной промышленности.
Целями промышленной политики выступают:
- стимулирование и поддержание либо определенных отраслей хозяйства, важных по своему социально-экономическому значению или приоритетных с точки зрения научно-технических перспектив, высокого потенциала роста и конкурентоспособности, либо так называемых «национальных чемпионов» - наиболее крупных и конкурентоспособных на мировом рынке национальных фирм, стимулирование развития экспортного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики с учетом задействования как макро-, так и микроэкономических факторов;
- поддержание сбалансированности экономики.
Ключевыми вопросами промышленной политики являются:
- обоснование выбора приоритетов для той или иной государственной поддержки;
- создание механизма отбраковки неэффективных производств;
- определение институциональных и иных мер для осуществления структурных преобразований.
2 Анализ промышленной политики Республики Беларусь
2.1 Государственное регулирование промышленного комплекса
Промышленность – важнейшая отрасль народного хозяйства Республики Беларусь, что обуславливает необходимость ее эффективного регулирования. Органом, регулирующим промышленность Республики Беларусь, является Министерство промышленности, которое в свою очередь подчиняется Совету Министров Республики Беларусь [12].
Основные направления деятельности Министерства промышленности – проведение экономической и научно-технической политики, направленной на структурную перестройку промышленности, переориентацию важнейших ее отраслей, на удовлетворение нужд народного хозяйства республики, решение неотложных социальных задач, совершенствование экономических отношений в условиях формирующегося рынка. В сферу компетенции Министерства промышленности входит государственное регулирование деятельности предприятий машиностроительной, металлообрабатывающей, радиоэлектронной, приборостроительной, металлургической, химической, нефтехимической и медицинской промышленности (независимо от их ведомственной подчиненности), а также предприятий, находящихся в ведении управлений местной промышленности облисполкомов.
– Министерство промышленности выполняет следующие функции:
– вырабатывает меры по ускорению НТП, разработке и реализации программ экономического и социального развития отраслей промышленности, проведению конверсии оборонных производств с целью создания в республике прогрессивных видов машин и оборудования, в том числе для сельского хозяйства, разработки передовой технологии, наращивания выпуска товаров народного потребления;
– участвует в решении вопросов по демонополизации производства, развитию конкуренции, разгосударствления и приватизации собственности, расширению предпринимательства;
– реализует инвестиционную и научно-техническую политику, направленную на повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение номенклатуры товаров народного потребления, снижение материало- и энергоемкости производства;
– организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью развития отраслей промышленности, в том числе с участием на договорной основе ведущих научных и проектных организаций, ученых и специалистов;
– прогнозирует развитие отраслей промышленности республики, принимает меры по обеспечению динамичного их функционирования;
– участвует в формировании государственного заказа на поставку продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, обеспечивает его размещение на предприятиях, а также принимает меры по выполнению этого заказа.
3 Совершенствование промышленной политики Республики Беларусь
3.1 Использование зарубежного опыта для совершенствования промышленной политики Республики Беларусь
Мировой опыт свидетельствует о том, что основными принципами разработки и реализации промышленной политики, обеспечивающей повышение национальной конкурентоспособности на основных направлениях социально-экономического развития современных обществ и государств, являются:
- формирование промышленной политики как важнейшей составной части общенациональной стратегии с активным равноправным участием в ее разработке и реализации государства, бизнеса, научных и общественных организаций;
- переход от сложившейся отраслевой промышленной политики к политике концентрации национальных усилий и государственной поддержки конкурентоспособных компаний;
- смена приоритетов в выборе объектов промышленной политики в соответствии с общемировой тенденцией, возрастание значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью при снижении роли традиционных ресурсоемких отраслей промышленности;
- создание условий перехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределения и использования знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста [2, с.19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Промышленная политика – это комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка. Существуют различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от конкретно-исторических условий, в частности от этапа развития страны, ее экономического потенциала, исторических традиций, места в международном разделении труда [5, с.4].
Существует несколько инструментов промышленной политики, среди которых наибольший интерес для изучения представляют: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, институциональная, внешнеэкономическая и инвестиционная политика. Цель проведения промышленной политики - обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния страны.
Опыт Германии показывает, что инновации возможны только при наличии общей благоприятной институциональной среды в государстве, умеренного налогообложения, развитой системы кредитования, качественной системой образования и пр. Эти факторы в целом оказывают большее влияние на инновации, чем предоставление многочисленных мелких и крупных налоговых, таможенных и прочих льгот, а также других преференций. Над созданием таких условий должно работать любое государство, в то числе и белорусское. Опыт Германии и других стран показывает также, что при наличии существенного технологического отставания имеет смысл наряду с поддержкой национальной инновационной деятельности импортировать технологии, сосредоточившись на их внедрении. При этом на первый план выходит вопрос о менеджменте инновационными процессами на уровне отдельно взятого экономического субъекта.
Белорусские менеджеры, особенно в малом и среднем бизнесе, должны обладать необходимыми знаниями, навыками, компетенциями в области организации эффективного взаимодействиями между всеми подразделениями предприятия. Другими словами, через управление инновациями они должны уметь соединять в единый процесс идеи, новейшие разработки, создание инновационного продукта и его последующую коммерциализацию.
1. Бабкин, К.А. Разумная промышленная политика, или как нам выйти из кризиса / К. А. Бабкин. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 100 с.
2. Бегентаев, М.М. Экономика промышленности: учебное пособие / М.М. Бегентаев. – Павлодар: Кереку, 2018. – 137 с.
3. Гурский, В.Л. Этапы формирования промышленной политики Беларуси в контексте развития ее промышленности в постсоветский период / В.Л. Гурский // Экономическая наука сегодня. – 2019. – №4. – С. 70-83.
4. Зубко, Н. М. Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур, А.Н. Зубко. – Минск: ТетраСистемс, 2017. – 224 с.
5. Козловская, Л.В. Промышленный потенциал Беларуси как фактор развития межрегиональной интеграции в ЕАЭС / Л.В. Козловская // Экономика и экономические науки. – 2020. – №12. – С. 1-5.
6. Национальные счета Республики Беларусь, 2020: Стат. сборник / Под ред. И.В. Медведевой. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. – 214 с.
7. Носова, Н.В. Проблемы и перспективы развития промышленности в Республике Беларусь / Н.В. Носова, М.А. Панфило // Техника и технологии: инновации и качество: материалы III Международной научно-практической конференции, Барановичи, 18 дек. 2020 г. / Министерство образования Республики Беларусь, Баранов. гос. ун-т, Студен. науч. сообщество БарГУ; редкол.: А. В. Никишова (гл. ред.), Ю. Е. Горбач (отв. ред.) [и др.]. – Барановичи: РИО БарГУ, 2020. – с. 58-60.
8. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 15 сентября 2021 г., № 348 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2017. – 28 с.
9. Промышленность Республики Беларусь / Под ред. И.В. Медведевой // Учебник. – Минск: Белорус. наука, 2017. – 215 с.
10. Положение о Министерстве промышленности Республики Беларусь // Министерство промышленности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: http://minprom.gov.by/o-ministerstve/polozhenie-o-ministerstve-promyshlennosti-respubliki-belarus/.
11. Рыбинская, О.И. Основные проблемы развития промышленности Беларуси / О. И. Рыбинская // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VIII Международной научно-практической конференции, Минск, 21-22 мая 2019 г. в 2 т. / [редкол.: В. Н. Шимов (отв. ред.) и др.]; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т». – Минск: БГЭУ, 2019. – С. 41-42.
12. Статистика промышленности // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2020. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/ promyshlennost/.
13. Тенденции и перспективы развития промышленного комплекса Республики Беларусь: научно-аналитический доклад. – Минск: НАН РБ, 2017. – 56 с.
14. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 5-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2018. – 650 с.
15. Экономика Республики Беларусь: анализ структуры и перспективы инвестирования в отдельные отрасли. – Минск: ЮНИТЕР, 2019. – 116 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты