Профилактика виктимного поведения младших школьников
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика виктимного поведения младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Профилактика виктимного поведения младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Организация: Гимназия № 2, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Склонность к виктимному поведению» (автор О.О. Андроникова)ю
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Склонность к виктимному поведению» (автор О.О. Андроникова)ю
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристика
1.2 Проявление виктимного поведения у младших школьников
1.3 Виды профилактики виктимного поведения обучающихся
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Программа профилактики виктимного поведения обучающихся
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дети и подростки часто становятся жертвами преступлений, жестокого обращения и насилия. Проблема насилия и виктимности подростков твердо заняла свое место среди других актуальных задач психологической науки. На сегодняшний день эта проблема далека от разрешения.
Существует неотъемлемая часть между личностью любого человека и его поведением. Личность с ее психическими процессами являются одновременно и предпосылкой, и результатом ее деятельности. Образование в критериях определенного явления, особо важного для личности, внутреннего психического содержания личности, является относительно устойчивым ее свойством, отражающимся в ее поведении [2].
Виктимность, согласно современным данным – это своего рода способность становиться жертвой негативных явлений. Еще не став жертвой, личность младшего школьника обладает определенными качествами, которые в результате определенных обстоятельствах и делают его той самой жертвой, причем это происходит гораздо быстрее и легче, чем у другого человека, у кого этих качеств личности нет.
Под виктимностью понимают предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств [12].
Социальные качества составляются на протяжении длительного времени в процессе сплочения человека с внешней средой. Несмотря на то, что личность формируется практически на протяжение всей жизни, виктимологическая профилактика показана на период взросления человека, так как с точки зрении виктимология, именно этот период является наиболее важным. Ведь виктимогенные деформации личности не берутся «из ни откуда». Повышенные виктимные потенции появляются индивидом, очевидно, ещё в раннем детстве, что в результате создает реальную возможность рокового для него развития событий, хотя сами события могут наступить лишь отдаленном будущем [17].
Объект исследования: виктимное поведение.
Предмет исследования: виктимное поведение в младшем школьном возрасте.
Цель работы: изучить виктимное поведение обучающихся и его профилактику.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, характеристику виктимного поведения
2. Определить проявление виктимного поведения у младших школьников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1 Виктимное поведение: понятие, характеристика
На развитие индивида в социуме в современном мире оказывает влияние большое количество факторов. Реагировать на эти факторы человек может разными способами, в том числе и отрицательно – страх, тревожность, агрессия, выражающиеся в различных формах насилия.
Насилие, присутствующее в процессе социализации, изменяет личность, направляя ее по пути выбранного виктимного поведения.
Термин «виктимное поведение» возник в рамках криминальной виктимологии, что в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. viktima – жертва и греч. Logos – учение) [26, c. 34].
Виктимология как научное направление начала развиваться в 40-50-х годах XX века. Эта наука возникла, как реализация идеи исследования жертв преступлений, изначально сформировавшаяся, как направление в криминологии. С годами концепции этой науки изменились, сложились разные взгляды на относительный предмет виктимологии и ее академический статус, но с периодом «виктимность» и «виктимное поведение лица» стали объектом интереса не только в криминологии, но и в социальных науках, социальной психологии, психологии личности, психопатологии.
На современном этапе изучение психологических аспектов виктимного поведения ведется в двух «основных направлениях:
1) социального явления;
2) индивидуальной психологической характеристики лица с его виктимологической активностью» [11, c. 57].
Существует множество определений виктимнoго поведения, имеющих очень широкий смысл, перечислим некоторые из них.
По мнению A.И. Долговой, «виктимнoе поведение – это виктимный потенциал или совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, индивидуально-психологических и психофизиологических детерминант, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к нарушению физического или психоэмоционального здоровья» [9, с. 15].
По мнению A. Pебер, «виктимнoе поведение определяется совокупностью эмоционально-личностных особенностей, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья» [18, с. 25].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
2.1 Организация и методы исследования
Цель работы: изучить виктимное поведение обучающихся и его профилактику.
В исследовании приняло участие 25 человек.
В результате проведения исследования использована проективная методика, сказка «Новость», методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой, методика М.А. Одинцовой «Тип ролевой виктимности».
1. Проективная методика. Детям необходимо было нарисовать ответ на вопрос «Как бы вы отреагировали, на попытку вас обидеть/оскорбить?».
2. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать. Инструкция: ребенок возвращается с прогулки, и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Необходимо узнать у ребенка какую новость хочет сообщить ему мама.
3. Методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой.
Методика исследования виктимного поведения – это стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения предрасположенности подростков к реализации различных форм виктимного поведения (приложение А). Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник состоит из набора специализированных психодиагностических шкал, которые направлены на измерение предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения.
4. Методика М.А. Одинцовой «Тип ролевой виктимности».
Цель: установить уровень ролевой виктимности обучающихся.
Методика исследования: испытуемому предлагаются 32 утверждения, касающихся характера и личности испытуемого. Испытуемый должен ответить на данные утверждения. После чего производится подсчет балов по каждому утверждению.
По результатам проективной методики, где детям необходимо было нарисовать ответ на вопрос «Как бы вы отреагировали, на попытку вас обидеть/оскорбить?», были получены следующие категории ответов: «пройду мимо», «отвечу, что он не прав и что не нужно обзываться», «вступили бы в драку». Таким образом, можно сделать вывод, что есть дети, которые не обратят внимание на оскорбление, а есть те, кто пустится отстаивать себя применяя физическую агрессию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виктимное поведение – это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения индивида в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая. Также существуют несколько видов виктимного поведения такие как: индивидуальное, массовое, личностное, ролевое, общее и специальное, каждое из которых имеет свои различные характеристики и проявляется в конкретных случаях жизнедеятельности человека.
Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Она выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Содержание Я-концепции — один из наиболее важных результатов процесса социализации ребенка. Трудности многих виктимных детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Поэтому все мероприятия психологической помощи должны быть направлены на изменение деструктивной Я-концепции.
Система профилактики виктимного поведения должна представлять собой организованную на социально-педагогических принципах деятельность, направленную на выявление и устранение виктимогенных факторов и процессов в сфере внутрисемейных, общественных, неформальных отношений, обуславливающих виктимизацию учащегося как потенциальной жертвы преступных посягательств конкретного индивида либо конкретных обстоятельств.
Целью исследования было изучить виктимное поведение обучающихся. В результате проведения исследования использованы проективная методика, сказка «Новость», методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой, методика М.А. Одинцовой «Тип ролевой виктимности».
По результатам проективной методики, где детям необходимо было нарисовать ответ на вопрос «Как бы вы отреагировали, на попытку вас обидеть/оскорбить?», можно сделать вывод, что есть дети, которые не обратят внимание на оскорбление, а есть те, кто пустится отстаивать себя применяя физическую агрессию.
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 375 с.
2. Андронникова, О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением / О.О. Андронникова // Вестник ТГПУ. – 2019. – № 9. – С. 120-126.
3. Биктина Н.Н. К проблеме виктимности личности подростка в современных исследованиях: cущность, виды, факторы возникновения и причины проявления / Н.Н. Биктина, А.Б. Баймешова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 17-23.
4. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога/ Ю. В. Василькова. – Москва : Академия, 2011. – 160 с.
5. Вержибок, Г.В. Половая идентификаци подростков: гендерные аспекты / Г.В. Вержибок // Возрастная педагогическая, корреляционная психология: Сб. научн. Трудов. – Вып. № 3. – 2010. – С. 81-83.
6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Бурненская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
7. Выготский, Л. С. Педология младшего школьника // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 2004. – 132 с.
8. Гостунская, Я.И. Психолого-педагогическая помощь семье в процессе ресоциализации детей с девиантной виктимностью: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07 / Я.И. Гостунская; Северо-кавк. гос. техн ун-т. – Ставрополь, 2017. – 22 с.
9. Долгова, А. И. Криминология:4 – е изд., перераб. и доп. / А. И. Долгова. – Москва: Норма : ИНФРА-М, 2019 - 368 с.
10. Егоров И. В. Развитие Я-концепции у детей младшего школьного возраста / И. В. Егоров // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 17 — 25.
11. Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова, Г.Н. Кудашов. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. – 248 с.
12. Коновалов, В. П. Виктимность и ее профилактика / В. П. Коновалов // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью / Иркутск.гос. ун-т. – Иркутск, 2012. С. 170
13. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2016. – 1008 с.
14. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособ. для студентов / А. В. Мудрик. – М.: Ин-т практ. психол., 2007. – 144 c.
15. Одинцова, М. А. Типы поведения жертвы. Диагностика ролевой виктимности / М.А. Одинцова – Самара: Бахрах – М, 2013 – 160с.
16. Полубинский В.И. Правовые основы учения о жертве преступления / В.И. Полубинский. – Горький, 2019. – 213 с.
17. Прихожан А. М. Исследование психического развития младших школьников, воспитытающихся в закрытом детском учреждении / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 2011. – 223 c.
18. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер ; пер. с англ. Е. Чеботарева.– Москва: Вече : ACT, 2003 – 650 с.
19. Репецкая, А.Л. Виновное поведение потерпевшего и принцип справедливости в уголовной практике / А.Л. Репецкая. – Иркутск, 2014. – 347 с.
20. Ривман, Д.В. Криминальная виктимология / Д.В. Ривман. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с.
21. Рыжова, Н. И. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки / Н. И. Рыжова, О. Н. Громова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1 (50). – С. 8 - 13.
22. Серых, А.Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми [Текст] / А.Б. Серых. – Калининград : БИЭФ, 2010. – 156 с.
23. Ситковский, А.Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан : дис. … канд. юрид. наук :12.00.08 / А. Л. Ситковский. – Юрид. инст. МВД России, Москва, 2015. – 190 с.
24. Социология молодежи : учебник / В. Т. Лисовский, Б. А. Ручкин, Н. С. Слепцов [и др.].– Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 209 с.
25. Социальное сиротство: истоки и предотвращение, судьбы родителей детей-сирот : сборник статей / под ред. И. Ф Дементьевой. – М. : Риор : Инфра-М, 2010. – 196 с.
26. Франк, Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк. – Душанбе, 2002. – 342 с.
27. Холыст, Б. Факторы, формирующие виктимность / Б. Холыст // Вопросы борьбы с преступностью. – 1984 - № 41 - С. 73-74.
28. Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 416 с.
29. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2012. – 265 с.
30. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе/ М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2015. – 289 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Склонность к виктимному поведению» (автор О.О. Андроникова)ю
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Склонность к виктимному поведению» (автор О.О. Андроникова)ю
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты