Профилактика буллинга среди младших школьников
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика буллинга среди младших школьников»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Профилактика буллинга среди младших школьников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета «Буллинг-структура».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Иллюстрация.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Определение темперамента для школьников (опросник Айзенка).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Определение темперамента для школьников (опросник Айзенка).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Орб (опросник риска буллинга).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе
1.2 Причины буллинга среди младших школьников
1.3 Методы, формы, приемы, профилактики буллинга в школе
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА
2.1 Организация и анализ результатов исследования
2.2 Программа профилактики буллинга в школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства.
Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.
Актуальность исследования. Проблема девиантного поведения детей стоит в нашем обществе чрезвычайно остро. С каждым годом увеличивается рост школьников, излишне импульсивных, которые срывают уроки, грубят учителям и ведут себя неподобающим образом – всё это характеризует такую психолого-педагогическую проблему, как отклоняющегося поведение детей младшего звена. Эта проблема очень актуальна, поскольку та основа, которая закладывается на психологическом уровне, в дальнейшем определяет поведение детей, а также формирует их личностные черты и качества. Если закрывать на эту проблему глаза, то поведение детей младшего школьного возраста перерастёт в более опасное поведение, которое проявится в подростковом возрасте [3].
Сейчас, к сожалению, складываются весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют психическое развитие и воспитание подрастающего поколения. Эти условия формируются под влиянием целого комплекса социально – психических и биологических факторов: неблагоприятная экологическая обстановка, ухудшение материально - экономического положения людей, занятость родителей, рост разводов и конфликтов в семьях, негативная информация и т.п. Эта тема наиболее значима не только в социальном плане, но и в учебном.
Одной из основных форм отклоняющегося поведения является проблема буллинга. Английское слово «буллинг» означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта Kids-Poll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% – многократно.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
1.1 Анализ понятия «буллинг» в научной литературе
Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К. Дьюкс впервые опубликовал свою работу на данную тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга провели скандинавские исследователи: Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А.Пикас, Е.Роланд [5]. Они разработали концепцию буллинга - (bullying от анг. bully - хулиган), определив его как притеснение, дискриминация и травля.
В дальнейшем данная проблема заинтересовала британских ученых, таких как В.Т. Ортон, Д.А. Лэйн, Д.П. Таттум, Е. Мунте. Таттум (1989) понимал под буллингом особый вид насилия, когда человек длительное время нападает физически, либо угрожает другому человеку, слабому и бессильному, для того чтобы человек ощущал себя изолированным, напуганным, лишенным свободы действий.
В своих исследованиях Д. Лэйн опирался на работы Е. Роланда и дает следующее определение буллинга: травля, представляющую собой насилие, которое может носить как кратковременный, так и длительный характер, может быть физическое или психическое, и проявляется в отношении индивида или группы людей, не способных защитить себя в сложившейся ситуации.
В США начали проявлять особое внимание к буллингу в 1990-х годах Каталано, Хоукинс, Харарчит. Национальная ассоциация школьных работников США определила буллинг как динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намерено, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе[8].
Другие зарубежные ученые, такие как Besag выдвигали свои представления о понятии буллинга. Besag (1989) предположил, что буллинг – поведение, которое может быть определено как неоднократное нападение – физическое, психологическое, социальное или вербальное – может проявляться неоднократно у людей, чья власть формально или ситуативно выше, на тех, кто не имеет возможности защититься, с намерением причинить страдание для достижения собственного удовлетворения.
Согласно заключению T.R. Heald (1994), буллинг – это длительное насилие, физическое или психологическое, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.
Определяя буллинг как ситуацию P. K. Smith и I. Whitney, указывают конкретные примеры травли, такие как угрозы, избиение и пинки, запирание в комнате, отправление устрашающих сообщений, отказ в коммуникации с человеком.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА
2.1 Организация и анализ результатов исследования
В данной работе, мы провели 4 анкетирования среди младших школьников (2 класса).
1. Анкета для учащихся! (Приложение 1)
2. Методика на выявление «Буллинг структуры. (Приложение 2)
3. Определение темперамента школьников. Опросник Айзенка (Приложение 4)
4. Опросник риска буллинга (Приложение 5)
Исследование буллинга проводилось на базе 9 школы, выборку составили младшие школьники (19 и 20 человек), учащиеся 2-х классов.
Цель: определение ролей и позиций, занимаемых младших школьников в буллинге. Данные анкеты предназначены для учеников младших классов.
Они позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.
По итогам диагностики в соответствии с классификацией О.Л. Глазман класс разделяется на:
1. Инициаторов (обидчиков), характеризуются как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. Они «нападают» не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.
2. Помощников инициатора характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.
3. Защитников «жертвы», как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к сверстникам и реже подвергаются буллингу.
4. Жертв. Такие дети испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертвам» буллинга свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления.
5. Наблюдателей (свидетелей). В ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности. [8]
По итогам анкетирования, можно сделать вывод, что примерно 70% учеников в семье чувствуют себя комфортно, отношения в семьях «спокойные и дружные». В классе примерно 40 % из опрошенных подвергались унижению, оскорблению со стороны сверстников, а также со стороны педагогов. Более 50 % школьников считают это явление «обычной "школьной жизнью", несмотря на то, что многие из них нуждаются в помощи и защите.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст является одним из наиболее сложных периодов в ходе становления и развития человека. В этот период происходит полная перестройка организма, изменяется гормональный фон, возникают психические изменения и новообразования. Этот период можно охарактеризовать как период заложения сознательного поведения, формируются общие закономерности поведения, направленность интересов, представлений и социальных установок личности.
У детей возникает сложность в общении, особенно затруднительным для них представляется выстраивание отношений со сверстниками. Ребенок стремится проявить и показать свой характер, доказать взрослым, что он не нуждается больше в их опеке, имеет собственное мнение, суждение. Семья теряет важность, так как он больше не может найти в семье то, что он ищет, ощущает только опеку, которая кажется ему оскорбительной. Именно по этой причине ребенок ищет возможности для реализации в других сферах и областях жизни. В первую очередь важность приобретают сверстники, друзья, одноклассники, среди которых они пытаются завоевать и поддерживать авторитет.
Но иногда наблюдаются девиантные формы поведения, характеризующиеся как отклонение от нормы. Часто такие дети теряют грань между социальным и девиантным поведением, не способны оказывать сопротивление насилию со стороны окружения. Часто таких детей вовлекают в преступные группировки. Резко возрастает криминальная активность, которая в норме не свойственна детям.
Рост детской преступности, насилия, случаев булимии, увеличение проявлений агрессии детьми, в повседневной жизни определяют необходимость изучения причин агрессии и способов ее коррекции. В основе агрессивности лежит эмоциональный компонент, выражающийся, прежде всего, гневом. При этом человек резко нарушает сложившиеся нормы поведения в обществе, может нанести вред и ущерб себе, окружающим людям. Если своевременно не устранить черты агрессивного поведения, они укореняются в характере и впоследствии становятся устойчивым качеством личности. Это качество вызывает сложности в общении, взаимоотношениях, работе, учебе, носят деструктивный характер, препятствуют самореализации.
Агрессия может иметь довольно разнообразные формы. Она может открыто выражаться человеком, или быть его скрытым, латентным качеством. Чаще всего агрессия проявляется в виде конфликтности, злословия, давления, принуждения, негативного оценивания, угрозы, применения физической силы. Скрытые формы обычно менее заметны окружающим, поскольку человек предъявляет склонность к уходу от общества, часто прибегает к одиночеству, закрывается в себе. Такие люди чаще других совершают суициды. Также человек в таком состоянии может осознанно предпринимать действия, а чаще – бездействия, которые могут навредить окружающим.
1 Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – Санкт-Петербург: Питер. – 2003. – 296 с.
2 Алексеева, И.А. Травля в школе: причины, последствия, помощь. Пользователи сети Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psy.su/feed/2510/
3 Бoчавeр, А. А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен / А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. – 2013. – № 3. – С. 149–159.
4 Бандура, А. Теория социального научения/А. Бандура. – М. : Директ-Медиа. –2008. – 532 c.
5 Бердышев, И. Лекарство против ненависти / Илья Бердышев ; семинар записала Е. Куценко // Первое сент. – 2005. – 15 марта (№ 18). – С. 3.
6 Берковец, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001.-512 с.
7 Бутенко, В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2015. 148с.
8 Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 159-165.
9 Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
10 Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М.: Просвещение. – 1939. – 265с.
11 Екимова, В.И., Залалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. №4. С. 5-10.
12 Зиновьева, Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2005. 248 с. 19.
13 Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.
14 Кравцова, М.М. Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой. – (Психолог в школе). – М.: Генезис, 2005. –111 с.
15 Кривцова, С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. 2011.
16 Ктотова, Н.В. Буллинг в школе: причины, последствия, помощь/– Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с.
17 Курбатова, Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004.
18 Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001
19 Маланцева, О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? /О. Мальцева/ / Социальная педагогика. — 2007. — № 4. — С. 90–92.
20 Мерцалова, Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т.Мерцалова // Директор школы. – 2000. – № 3. – С. 25–32.
21 Мосина, О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.29. – С. 144-148.
22 Попова, Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. - №6 (июнь). – С. 106-110.
23 Руланн, Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.
24 Сельчок, К.В. Прикладная конфликтология: Хрестоматия/Сост. К.В. Сельчок, 2001. – 624с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета «Буллинг-структура».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Иллюстрация.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Определение темперамента для школьников (опросник Айзенка).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Определение темперамента для школьников (опросник Айзенка).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Орб (опросник риска буллинга).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты