Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости (20-40 лет)
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости (20-40 лет)»
по дисциплине: «Психология развития»
2021
23.00 BYN
Взаимосвязь экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости (20-40 лет)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология развития
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Понятие «экзистенциальная исполненность» в научной психологической литературе
1.2 Экзистенциальная исполненность как фактор психологического и профессионального здоровья
1.3 Синдром профессионального выгорания как нарушение психологического здоровья
1.4 Психологические особенности развития личности в период ранней взрослости
Выводы по главе 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется возрастающими общественными потребностями в поисках путей создания благоприятных условий для формирования жизненной удовлетворенности населения. Одним из наиболее обширных по временным рамкам возрастных периодов является взрослость. Особый интерес представляет период ранней взрослости как начальный этап профессионализации и самостоятельного вхождения в жизнь. Как и любой другой жизненный этап он может сопровождаться определенными кризисами, связанными с задачами, которые предстоит решить на этом этапе. В период ранней взрослости в качестве ведущей деятельности оказывается профессиональная. Психология здоровья рассматривает профессиональное здоровье как определенный уровень характеристик специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее надежность, а также работоспособность профессионала. Одним из центральных факторов психологического здоровья специалиста признается состояние его ценностно-смысловой сферы, его профессиональной идентичности и нравственной ориентации [17, с. 156].
Негативное влияние профессиональной сферы на состояние здоровья связано с синдромом выгорания. Синдром профессионального выгорания относится к показателям личностной деформации и его изуче¬ние представляет значимость для деятельности работников, которые вынуждены осуществлять продолжительные и интенсивные межличностные контакты, которые отличаются высокой эмоциональной насыщенностью. Поэтому актуальность изучения этой проблемы повышается в виду того, что необходимо осуществление целенаправленной деятельности по формированию осознанного и ответственного отношения к профессиональной деятельности для эффективной адаптации и реализации важных жизненных задач в период ранней взрослости. В этой связи возникает научный интерес, какие личностные ресурсы применяет человек в стрессовых условиях, которые возникают в профессиональной деятельности. Одним из них является экзистенциальная исполненность. Поскольку данный личностный компонент определяет степень того, на сколько человек берет ответственность на себя за события, происходящие с ним в жизни. Поэтому изучение проблемы взаимосвязи экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости представляется важной задачей, имеющей как теоретическое, так и практическое значение.
В научной психологической литературе проблема экзистенциальной исполненности представлена в трудах А. Лэнгле [25], В. Франкла [22], Н.Н.Ниязбаева [12; 13], Л.Р. Правдиной [16] и др. Проблема профессионального выгорания достаточно широко изучена и представлена работами следующих авторов: В. В. Бойко [1], М. В. Борисовой [2], Н.Е. Водопьяновой [3], К. Маслач [26], и др. Однако отмечается недостаточно работ, посвященных изучению взаимосвязи экзистенциальной исполненности и профессионального выгорания в период ранней взрослости.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ИСПОЛНЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
1.1 Понятие «экзистенциальная исполненность» в научной психологической литературе
Понятие «экзистенциальная исполненность» появилось в учении философа и психиатра В.Франкла для описания качества жизни человека в противовес привычному понятию счастья. Экзистенциальная исполненность – это принадлежность себе, вера в свои возможности, утверждение себя, что находится в границах субъективности и не всегда соотносится с объективными условиями. Под экзистенциальной исполненностью понимается такое качество жизни, которое связано с полнотой экзистирования человека, его потенциала. Полнота экзистирования человека предстает как внутренняя согласованность, субъективная удовлетворенность собой, гармоничное самоотношение. Экзистенциальная исполненность «заточена» на смысловую проекцию жизни. Согласно концепции В. Франкла, экзистенциальная исполненность отождествляется с «экзистенциальным смыслом», который демонстрирует наполненность жизни смыслом, «полноту жизни», осознанное счастье. Экзистенциальный смысл указывает на соизмеримость собственных ценностей с требованиями и предложениями внешнего мира, что позволяет корректировать собственные потребности и интересы с наличными обстоятельствами, разворачивающейся объективной ситуацией. Развитая персональность и экзистенциальность позволяют человеку находиться в диалогических отношениях с жизненным контекстом [22, с. 35].
Согласно А. Лэнгле, экзистенциальная исполненность раскрывается через четыре основных вопроса человека к самому к себе:
Могу ли я быть в этом мире?
Нравится ли мне жить?
Имею ли я право быть таким?
Что я должен делать? [11, с. 56].
Уровень выраженности экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в жизни человека, живет ли он с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности его решения и поступки. Понятие экзистенциальной исполненности описывает качество жизни человека, в отличие от общеупотребительного «счастья» как хорошего самочувствия, отсутствия страдания и боли в сочетании с полнотой желаний и жаждой жизни. Экзистенциальная исполненность определяется соответствием решений и действий человека его внутренней сущности, отсутствием разрыва между тем, как живет человек и тем, как он полагает, как следует жить [11, с. 57].
1.2 Экзистенциальная исполненность как фактор психологического и профессионального здоровья
Позитивная психология профессионального здоровья, предлагающая изучение позитивных феноменов, обеспечивающих профессиональное здоровье и работоспособность, сегодня исследует такие конструкты, как субъективное благополучие и вовлеченность. Одним из способов оценки субъективного благополучия является измерение экзистенциальной исполненности.
Экзистенциальная исполненность, согласно рассмотренным теоретическим источникам, в частности ее высокий уровень, помогает адаптироваться в стрессовых ситуациях, возникающих в профессионально деятельности, а также способствует самоактуализации, и все это осуществляется через компонент самосознания, являющимся интегральным показателем экзистенциальной исполненности.
Понятие психологического здоровья базируется на внутренних психологических аспектах приспособления человека к различным средовым факторам, что обеспечивает самореализацию и развитие личности. С точки зрения экзистенциальной психологии ресурс – это ответственность, которую несёт человек за то, что с ним происходит. Принятое человеком решение «выстоять, не сломаться» в момент проживания травмирующего события снижает степень влияния фрустрации и стресса, воздействующего на человека [23, с. 66]. Приобретая экстремальный опыт жизни, субъект с экзистенциальной исполненностью укрепляет свои адаптационные ресурсы, развивает стенические состояния и позитивные качества и способности; происходит возрастание его личностной автономии, веры в себя, выход на новые уровни осмысления реальности, интеграция, становление личностной идентичности, расширение возможностей самопознания, способностей к трансценденции, развитие осмысленности жизни и доверия к миру, формирование позитивной жизненной философии. Фактически эти позитивные изменения могут быть интерпретированы как накопление потенциала на различных уровнях здоровья. Наиболее важным индикатором успешности этих изменений и является экзистенциальная исполненность [16].
1.3 Синдром профессионального выгорания как нарушение психологического здоровья
Профессиональное выгорание рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека. При этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких плоскостях: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье.
В последнее десятилетие феномену личностной деформации уделяется все больше внимания, как в личностном, так и профессиональном аспектах.
В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте и определяется как изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое происходит под влиянием профессиональной деятельности [1, с.12]. Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс [2, с.67].
Существуют различные определения понятия «профессиональное выгорание», однако наиболее часто оно определяется как реакция ответа на длительные стрессы в профессиональной деятельности при интенсивной межличностной коммуникации, которое включает в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.
Профессиональное выгорание рассматривается Г. В. Сорокоумовой как комплекс негативных переживаний, которые связаны с работой, коллективом и всей организацией. Может часто проявляться у специалистов, которые вынуждены тесно общаться с людьми во время выполнения своих обязанностей [20, с. 437].
Профессиональное выгорание представлено в теории В.В. Бойко как механизм психологической защиты, проявляющийся в виде полного или частичного отключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [1, с. 26]. Также на теорию психологической защиты ссылается М.В. Борисова и рассматривает понятие «выгорание» как механизм психологической защиты, который проявляется стереотипом поведения в профессиональной деятельности [2, с. 96]. Профессиональное выгорание рассматривается Т.В. Форманюк как синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и который ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работника.
1.4 Психологические особенности развития личности в период ранней взрослости
Каждый возрастной этап развития характеризуется определенными психологическими особенностями. Сначала рассмотрим возрастные границы периода взрослости. Понятие «период взрослости» представлено наиболее продолжительным периодом онтогенеза. Традиционно различают три подпериода взрослости:
1) раннюю взрослость (молодость);
2) среднюю взрослость (зрелость);
3) позднюю взрослость (старение и старость) [4, с. 55].
Границы периодов ранней взрослости не имеют жестко установленных рамок. В частности, период ранней взрослости рассматривается разными учеными по различным интервалам: от 21 года до 25 лет – (Л.С. Выготский [5]); от 20 до 25 лет (Э. Эриксон [24]); от 20 до 40 лет (Г. Крайг [8]).
В данном исследовании мы будем опираться на возрастную периодизацию, согласно которой ранняя взрослость соответствует возрастному периоду 20-40 лет [8].
Период ранней взрослости связан с завершением социально-экономической и эмоциональной зависимости от родителей, заканчивается формирование самостоятельности и базовых личностных конструктов. Человек уже полностью юридически несет ответственность за совершенные поступки.
Социальная ситуация развития в период ранней взрослости. Теоретический анализ проблемы развития личности в ранней взрослости позволяет обозначить особенности социальной ситуации развития данного периода [15, с. 52].
С одной стороны, личность ориентирована, прежде всего, в будущее, что обусловлено продолжающимся процессом самоопределения, с которым неизбежно связаны активное построение ею жизненного плана, определение ближайших и перспективных жизненных целей, выраженное стремление к поиску смысла жизни. С другой стороны, общество предъявляет к молодому человеку новые психосоциальные задачи, связанные с решением вопросов вхождения в профессиональную деятельность, создания семьи, рождения и воспитания детей, поддержания имеющихся и налаживания новых межличностных отношений. Также от личности ожидают ответственности и зрелости в осуществлении принятых на себя обязательств в соответствии с новыми социальными ролями. Таким образом, в ранней взрослости социальная ситуация развития потенциально содержит в себе противоречие между необходимостью человека включиться в новую систему общественных отношений и степенью его личностной готовности к принятию и реализации этой системы отношений. Можно утверждать, что успешное разрешение данного противоречия возможно при наличии у человека определенного личностного ресурса, при условии, что он обладает достаточным уровнем личностного развития, который смог бы обеспечить выполнение актуальных для этого возраста задач.
Выводы по главе 1
1. Экзистенциальная исполненность характеризует полноту и качество бытия человека, исследуется с точки зрения субъективного переживания человеком собственного благополучия, внутреннего согласия с событиями проживаемой жизни. Экзистенциальная исполненность – это принадлежность себе, утверждение себя, то, что находится в границах субъективности и не всегда соотносится с объективными условиями.
2. Экзистенциальная исполненность отдельными учеными описывается как фактор сохранения психологического и профессионального здоровья. Нарушения психологического и профессионального здоровья фактически возникают из дефицита исполненности. Она является результатом воплощения в жизнь ценностей, переживаемых человеком как свои собственные. Отдавая всего себя таким ценностям, человек тратит время и силы своей жизни, но не истощается, поскольку получает взамен нечто очень важное, что переживается им как равное тому, что вложено – он получает чувство исполненности.
3. Недостаток экзистенциальной исполненность может приводить к профессиональному выгоранию. В наиболее общем виде явление профессионального выгорания традиционно относится к феноменам деформации личности и связано с нарушением психологического здоровья. Данное явление содержит в себе ряд отрицательных переживаний, которые довольно тесно взаимосвязаны с сильными, продолжительными межличностными взаимодействиями, и они описываются высоким уровнем эмоциональной насыщенности. Синдром психоэмоционального выгорания содержит в своей структуре три базовых компонента: эмоциональную истощенность, проявление деперсонализации личности и редукцию имеющихся профессиональных достижений.
4. Профессиональная сфера и сохранение профессионального здоровья оказывается важными в период ранней взрослости. Потому что в этот возрастной период профессиональная деятельность оказывается ведущей. Основная задача в этот период обрести те социальные навыки, которые необходимы ему для поддержания гомеостаза следующего порядка, социального (профессия, социальный статус, семейная жизнь). Ранняя взрослость – период активной профессионализации личности. Основной деятельностью в период ранней взрослости является трудовая, а главными задачами ранней взрослости становятся личностное самоопределение и семья.
1. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. – СПб. : Питер, 2004. – 474 с.
2. Борисова, У.С. Вовлеченность персонала организации: социологически анализ / У.С. Борисова, Л.Н. Васильева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 5. –С. 13-15.
3. Водопьянова, Н.Е. Ресурсная модель психологической помощи субъектам труда, подверженным профессиональному выгоранию // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии: Материалы Международной научно-практической конференции / Отв ред Л . Г. Дикая, А.Л . Журавлев, А. Н . Занковский. – М .: ИП РАН, 2015. – С. 202-207.
4. Волченков, В.С. Личностная и социальная зрелость в периоде ранней взрослости / В.С. Волченков // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2012. – №1. – С.55-59.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 224 с.
6. Горбунова, О.В. К проблеме определения понятия «зрелость личности» / О. В. Горбунова // Вектор науки ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 88–91.
7. Корякина, Ю.М. Условия исполненной жизни: описание и измерение экзистенциональных мотиваций / Ю.М. Корякина // Национальный психологический журнал. – 2015. – №4 (20). – С.49–65.
8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2008. – 992 с.
9. Крупина, К.М. Взаимосвязь ресурсов психологического здоровья и ценностно-смысловых ориентаций медработников реанимационного профиля / К.М. Крупина, А.И. Анисимов // Ученые записки СПбГИПСР. – 2020. – Выпуск 2. Том 34. – С. 40-51.
10. Курапова, И.А. Система отношений в профессиональной деятельности и эмоциональное выгорание / И.А. Курапова // Психологический журнал. – 2009. – №3. – С.84-95.
11. Лэнгле, А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / А. Лэнгле. – М.: Генезис, 2013. – 235 с.
12. Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциально-антропологические аспекты образования: ценности и самоосуществление человека / Н.Н.Ниязбаева // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2018. – №5. – С.235-240.
13. Ниязбаева, Н.Н. Экзистенциальная исполненность человека в переживании ценностей // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2019. – Том 8. – № 5. – С. 219-224.
14. Пак, С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С.Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 12-16.
15. Порхачева, Л.В. Особенности развития личности в период ранней взрослости / Л.В. Порхачева, К.Я. Джус // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. – 2008. – № 3. – С. 51–53.
16. Правдина, Л.Р. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья / Л.Р. Правдина, О.С. Васильева, Э.В. Гаус // Инженерный вестник Дона. – 2015. – №3.
17. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607 с.
18. Ракицкая, А.В. Связь социально-демографических характеристик и синдрома эмоционального выгорания у педагогов / А. В. Ракицкая // Зборнік навуковых прац Акадэміі паслядыпломная адукацыі. – 2015. – №13. – С. 63–71.
19. Селье, Г. Стресс без дисресса // Сто великих врачей / М.С. Шойфет. – М.: Вече, 2008. – 528 с.
20. Сорокоумова, Г.В. Современные методы диагностики и психокоррекции эмоционального выгорания / Г. В. Сорокоумова, О. В. Шурыгина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2017. – №3. – С. 437-443.
21. Форманюк, Т.В. Синдром профессионального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 2004. – № 6. – С.46-52.
22. Франкл, В. Логотерапия и экзистенциальный анализ: Статьи и лекции / В. Франкл. – М.: Альпина нон-фикш, 2016. – 344 с.
23. Фролова, Ю.Г. Психология здоровья: пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск : Вышэйшая школа, 2014. – 255 с.
24. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э.Эриксон. – СПб. : Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
25. Längle, A. Sinnvoll leben. Angewandte existenzanalyse / A. Längle // St. Pölten: nö pressehaus. – 1994. – V.4.2. – Рр. 90-94.
26. Maslach, C. The measurement of experienced burnout / C. Maslach, S. E. Jachson // Journal of JADA. – 2014. – P. 788 – 794.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты