Взаимосвязь эмоциональной направленности и мотива выбора профессии
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Взаимосвязь эмоциональной направленности и мотива выбора профессии»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Взаимосвязь эмоциональной направленности и мотива выбора профессии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица первичных данных (девушки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Статистическая обработка данных.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И МОТИВА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
1.1 Понятие «эмоциональная направленность личности»
1.2 Основные подходы к исследованию мотивации в психологии
1.3 Характеристика мотивов выбора профессии
Выводы по первой главе
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И МОТИВА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования эмоциональной направленности и мотивов выбора профессии
2.3 Анализ результатов исследования взаимосвязи эмоциональной направленности и мотива выбора профессии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Выбор профессии является весьма сложным и длительным мотивационным процессом, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Именно поэтому проблема изучения мотивов выбора профессии приобретает все большую актуальность. Выбор профессии представляет собой критический момент в развитии личности, связанный с рядом противоречий, главным из которых является борьба индивидуальных и социальных потребностей. Так же ключом к пониманию склонностей и предпочтений к определенному виду деятельности видятся эмоций. Эмоциональная направленность личности, выступая в виде надситуативной мотивации, может быть связана с содержательными характеристиками профессионального самоопределения и являться внутренней основой становления познавательных интересов и профессиональных предпочтений.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные условия развития личности активизировали проблему личностного и профессионального самоопределения. Старший школьный возраст представляет собой период, находящийся в центре этой проблемы, так как именно в этом возрасте появляется избирательность отношения старшеклассников к различным профессиям. К личности учащихся старших классов сегодня предъявляются требования к ее самоопределению, формированию навыков активной жизненной позиции, потребности самостоятельного принятия решений и готовности нести ответственность за них.
Зарубежные и отечественные психологи успешность профессионального самоопределения связывают, в первую очередь, с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. Ведущая роль в профессиональном выборе принадлежит мотивами и потребностям старшеклассника. Эмоциональная направленность, в свою очередь определяет предпочтения в том или ином виде эмоций, то есть потребность в определенном типе переживаний.
Профессиональная деятельность является пространством самореализации и самоактуализации личности, что придает особый смысл процессу выбора профессии в юношеском возрасте, которому свойственна выраженная направленность сознания на будущее.
Проблема исследования мотивационной сферы личности является фундаментальной в отечественной и зарубежной психологии. Среди ученых, изучавшую данную проблему, можно назвать А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Н.И. Непомнящую, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, В. Франкла, В. Эдварда и других [8].
Согласно теоретическим положениям Б.И. Додонова (1978), эмоции обладают мотивационной функцией. Особенности эмоциональной направленности изучались у взрослых людей с разным профилем профессионализации в работах Доценко О.Н. (2008), Шамионова Р.М. (2005), Труфанова Д.О. (2005). Результаты этих исследований позволяют сделать вывод о специфике ведущих эмоциональных предпочтений, характерных для профессиональной деятельности разного профиля.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И МОТИВА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
1.1 Понятие «эмоциональная направленность личности»
Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека. В работах отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Бодров, К.К. Платонов, Л.И, Божович, В.Э. Чудновский, Б.С. Братусь и др.) понятие направленности является основной характеристикой личности, определяющей ее психологический склад. Направленность проявляется при изучении разных особенности психики и свойств личности: темперамента, способностей, характера потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, одаренности, волевых, эмоциональных, интеллектуальных особенностей и т. д. Б.Ф. Ломов считает направленность личности системообразующим свойством личности [14].
Выделяют три основных вида направленности личности: общественная, деловая и личная.
Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.
Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для него не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.
Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников [11].
Большинство психологов понимают под направленностью личности совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений: система потребностей (Б.И. Додонов), совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений (К.К. Платонова). Потребности, с которыми неразрывно связана мотивационная сфера определяют тенденции поведения и действий человека. Направленность личности является показателем наличия устойчивости иерархической структуры мотивов. Понятие направленности личности можно определить, как устойчивое доминирование потребности и интереса, в виде долговременных мотивационных установок.
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ И МОТИВА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
2.1 Организация и методы исследования
База проведения исследования: государственное учреждение образования _________
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участие 30 человек, учащихся 11 класса. Выборку исследования составили 15 юношей и 15 девушек в возрасте 16-17 лет.
Этапы проведения исследования:
Первый этап – формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования. Проведение теоретического анализа и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап – определение базы исследования и группы испытуемых; подбор необходимого психодиагностического инструментария; организация эмпирического исследования.
Третий этап – сбор эмпирического материала; обработка и интерпретация полученных результатов; формулирование выводов.
Методы исследования:
˗ теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
˗ эмпирические: тестирование (тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов), методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова);
˗ методы обработки и интерпретации данных: количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных, коэффициент корреляции rs-Спирмена.
Методики исследования:
1. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов) позволяет выявить ведущий тип эмоциональной направленности личности. Текст опросника включает 60 утверждений, описывающих человеческие переживания, необходимо оценить (по шкале от 0 до 2) как часто опрашиваемый испытывает то или иное переживание.
С помощью методики можно выявить преобладающий тип эмоциональной направленности личности:
˗ альтруистический (помощь и сопереживание другому),
˗ коммуникативный (общение с другими),
˗ праксический (процесс и результаты деятельности),
˗ глорический (слава и достижения),
˗ гностический (познание),
˗ пугнический (борьба и соревнование),
˗ романтический (восприятие таинственного),
˗ эстетический (восприятие прекрасного),
˗ гедонистический (душевный и телесный комфорт)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что большинство психологов понимают под направленностью личности совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений: система потребностей (Б.И. Додонов), совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений (К.К. Платонова). Потребности, с которыми неразрывно связана мотивационная сфера определяют тенденции поведения и действий человека. Направленность личности является показателем наличия устойчивости иерархической структуры мотивов. Понятие направленности личности можно определить, как устойчивое доминирование потребности и интереса, в виде долговременных мотивационных установок. С одной стороны понятие эмоциональная направленность можно рассматривать как составляющую направленности личности человека в эмоциональной сфере. Тогда эмоциональная направленность на определенные переживания, отражает социальные потребности и мотивы. Додонов эмпирически описал десять таких типов ценных эмоций в соответствии с ситуациями, в которых они возникают:
1. альтруистические (помощь и сопереживание другому);
2. коммуникативные (общение с другими);
3. праксические (процесс и результаты деятельности);
4. глорические (слава и достижения);
5. гностические (познание);
6. пугнические (борьба и соревнование);
7. романтические (восприятие таинственного);
8. эстетические (восприятие прекрасного);
9. гедонистические (душевный и телесный комфорт);
10. акизитивные (приобретение и накопление).
Специфика проявления эмоциональной направленности личности тесно связана с половыми особенностями юношей и девушек.
В ходе работы были выявлены особенности мотивационной сферы и охарактеризованы мотивы выбора профессии. Все существующие теории утверждают, что мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей. Однако они относительно самостоятельны, ибо потребность не определяет строго совокупность мотивов, их силу и устойчивость. Выбор профессии представляет собой компонент профессионального самоопределения старшего школьника. В старших классах появляются весьма устойчивые мотивы, связанные с представлениями и намерениями школьникам, касающиеся своей будущей жизнедеятельности. Выбор профессии старшеклассников определяется внутренними и внешними мотивами, которые могут быть положительными и отрицательными, а также индивидуально и социально значимыми. Основными мотивами выбора профессии являются: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, мотивы, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные мотивы.
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л. : ЛГУ, 1974. – 380 с.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
3. Додонов Б. И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. — 1975. — № 6. — С. 21-33.
4. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности. — Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 18—29.
5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. — М.: Политиздат, 1977. — 272 с.
6. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования / В. Н. Дружинин. – М. : ИП РАН, 1993. – 118 с.
7. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Нар. асвета, 1996. – 399 с.
8. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991. 158 с
9. Марищук, Л. В. Психология : учебное пособие / Л. В. Марищук, С. Г. Ивашко, Т. В. Кузнецова. – 2-е изд. – Минск : Витпостер, 2016. – 762 с.
10. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Изд. полит. лит., 1975. Т. 40. С. 3–7.
11. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социология профессий: аналитические перспективы и методология исследований. М.: ООО «Вариант», 2015. 234 с.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 1999. – С. 163–256 ; 435–454 ; 511–645.
13. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. – 100 с.
14. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
15. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.А. Якунин; Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.; Изд-во «Полиус», 1998. – 639 с.
16. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник: Философия, психология, социология, культурология. М.: Олимп; Изд-во АСТ, 1999. – 528 с.
17. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. – Мн.: Нар. асвета, 1996.–399 с.
18. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.– 431с.
19. Краткий психологический словарь – хрестоматия./Сост. Б.М. Петров; Под ред. проф. К.К.Платонова. – М.: Высшая школа, 1974.–134 с.
20. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1984.–174 с.
21. Психология : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990. – 492 с.
22. Психологический словарь./ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1997.– 440 с.
23. Трифонов Е.В. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. – СПб, 1996.–320 с.; электронная версия 1997.
24. Хрестоматия по вниманию: учебное пособие / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 295 с.
25. Хрестоматия по глубинной психологии / ред.-сост. Л. А. Хегай . – М. : ЧеРо, 1996 . – 238
26. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 400 с.
27. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III: Субъект познания./ Отв. Ред В.В.Петухов. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 415с.
28. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 465 с.
29. Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 406 с.
30. Хрестоматия по ощущению и восприятию. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 485 с.
31. Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1977. – 528 с.
32. Хрестоматия по психологии личности: В 2 т. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1999. – Т.1 – 386 с. Т. 2.– 401 с.
33. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сводная таблица первичных данных (девушки).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Статистическая обработка данных.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты