ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В США И КИТАЕ
2.1 Дифференциация доходов населения в рыночной экономике США и Китая
2.2 Основные направления государственного регулирования доходов в США и Китае
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В США И КИТАЕ
2.1 Дифференциация доходов населения в рыночной экономике США и Китая
Рассматривая дифференциацию доходов населения, важно изучить не только теоретические аспекты, но и наглядный пример. Для анализа дифференциации были выбраны два мировых лидера – США и Китай.
Неравенство доходов – это так называемый большой «разрыв» между деньгами, заработанными самыми богатыми людьми в экономике, по сравнению с самыми бедными. Доход включает заработную плату, доходы от инвестиций, арендную плату и продажу недвижимости.
Что касается Соединенных Штатов Америки, то здесь неравенство доходов – это степень неравномерности распределения доходов среди американского населения. Неравенство значительно колебалось с момента начала измерений примерно в 1915 году, перемещаясь по дуге между пиками в 1920-е и 2000-е годы, с 30-летним периодом относительно меньшего неравенства между 1950 и 1980 годами.
С экономической точки зрения неравенство доходов можно рассматривать как большое неравенство в том, как доходы распределяются между отдельными лицами, группами, населением, социальными классами или странами. Неравенство доходов имеет свои формы: богатство, политическая власть и социальный статус.
Доход является основным фактором в управлении качеством жизни, поскольку он служит средством доступа к здравоохранению, образованию, жилью и так далее. Неравенство доходов зависит от социальных факторов, таких как гендерная идентичность, возраст, раса или этническая принадлежность, что приводит к увеличению разрыва между высшим и рабочим классами.
Национальное и глобальное неравенство доходов становится все более серьезной проблемой, которую необходимо будет решить. Те, кто зарабатывает больше, получат больше пользы от экономического восстановления, чем те, кто зарабатывает меньше.
Неравенство в США возросло благодаря аутсорсингу и компаниям, заменяющим работников технологиями.
Соединенные Штаты могли бы улучшить неравенство в доходах с помощью профессиональной подготовки и инвестиций в образование.
2.2 Основные направления государственного регулирования доходов в США и Китае
Исходя из противоречия в распределении доходов в рассмотренных странах, нужно решить два главных вопроса:
1) во-первых, что лучше: «больший пирог, но разделенный на неравные порции», то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе;
2) или всем поровну, но уже «от меньшего пирога», то есть равенство, но при менее эффективной экономике.
Для Китая меры, которые должны быть приняты (и уже принимаются) заключаются в следующем:
1. Социальная помощь. Конечно, это сложно представить, ведь Китай во много раз больше Республики Беларусь, где социальная защита стоит во главе социально-экономической политики. Однако, именно проблема расслоения китайского общества – причина дифференциации доходов. С 1997 года в Китае действует система дибао – аналог нашего пособия по бедности. Она предназначена для улучшения социального положения семей с доходом ниже определённого минимума. Предполагает помощь в получении медицинских услуг, поиске работы, покупке базовых предметов быта и еды, временную материальную помощь для семей в трудной жизненной ситуации. Однако, она не функционирует столь эффективно, как наша система социальной защиты населения.
В Пекине уровень выплат в 2014 году составлял в среднем $115 на человека и покрывал всего 87 тысяч человек. Общие затраты на дибао в стране – 0,2 % ВВП в год. Для сравнения, в Индонезии на аналогичную систему тратят 0,5 % ВВП. Главный недостаток системы в том, что сложно получить выплаты: документы подаются в центр и проходят долгий бюрократический отбор. Система очень слабо распространена вне городских районов. Лишь в 2016 году были слиты воедино городская и сельская системы медицинского страхования. Следовательно, нужно подвергнуть реформе страховую систему, затрачивать больше средств на социальную защиту.
2. Реформа налоговой системы. На данный момент постоянно повышается уровень необлагаемой налогом зарплаты: с марта 2019 года этот минимум составил 5000 юаней (около 1890 руб.).
3. Совершенствование пенсионной системы. Стоит отметить, что в Китае уже достаточно эффективно функционирует система пенсионных выплат. Для сравнения: 5,4 % – в 1990 году, 66% – в 2016 году. При этом 500 млн. китайцев получают базовую пенсию в 125 юаней (47,25 руб.).
США должны признать, что происходит глобальное перераспределение богатства. Те, кто находится в верхней пятой части дохода в США, должны понять, что те, кто находится в нижней двух пятых, не могут нести на себе бремя навсегда. Правительству следует обеспечить доступ к образованию на две-пятые два года для обучения и подготовки кадров. Оно может повысить налоги на одну пятую, чтобы заплатить за него.