Особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тексты психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты медицинских работников по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляционного анализа.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие «мотивация трудовой деятельности»
1.2 Социально-психологические особенности трудовой деятельности медицинских работников
1.3 Формирование мотивов выбора сферы медицинской деятельности и методы изучения мотивации трудовой деятельности медицинских работников
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Процедура и методы исследования
2.2 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности медицинских работников
2.3 Рекомендации по повышению внутренней мотивации трудовой деятельности медицинских работников
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что одним из направлений повышения эффективности трудовой и профессиональной деятельности является мотивация и стимулирование труда. В результате возрастает необходимость научного анализа трудовой и профессиональной мотивации. Исследование индивидуальной мотивации трудовой деятельности представляется актуальным как для решения научно-теоретических задач в областях психологии личности, организационной психологии и психодиагностики, так и для задач практики, поскольку позволит подойти к пониманию причин и направлений развития личности взрослого человека, а так же возможностей для управления мотивационно-смысловой сферой субъекта труда. Изучение мотивации связано с вопросами о целях, причинах и формах человеческой активности. Ответ на вопрос о том, какими мотивами направляется профессиональная деятельность конкретного человека, что он «ищет в работе», представляется особо важным с практической точки зрения. Имея такую информацию, руководитель получает ясное представление о том, как стимулировать конкретных сотрудников.
В последнее время отмечается тенденция к тому, что престиж профессии медицинского работника снижается в обществе. По данным ряда исследований последних лет отмечается, что медицинский персонал в большей части своей не удовлетворен своим трудом, системой оплаты [4; 5; 13]. В повышении качества медицинской помощи, получения удовлетворения от своего труда может стать основным моментом повышение внутренней мотивации. Работа медицинских работников связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с пациентами, которых отличает повышенная агрессивность, раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Все это может приводить к тому, что медицинские работники начинают испытывать внутренне напряжение, что может привести к фрустрации, тревожности, снижению продуктивности работы. С другой стороны, повышение мотивации медицинских работников может способствовать повышению эффективности трудовой деятельности и профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний.
Исследованием различных аспектов профессиональной деятельности медицинских работников занимались такие ученые как Г.С. Абрамова, И.Н. Дороженкин, Г.С. Никифоров и другие. Теоретико-методологическую основу исследования составили научные подходы к изучению трудовой мотивации (Г. С. Абрамова, Т. Г. Бутенко, Е.А. Климов, В. Д. Шадриков, и др.); теоретические и эмпирические исследования профессиональной деятельности и психологических характеристик медицинского персонала (Е.В. Богачева, Т.В. Бутенко, В.В. Масляков, Е.В. Овчарова, Т.А. Саблина и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие «мотивация трудовой деятельности»
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Термином «мотивация» объясняется широкий круг неоднозначно интерпретируемых явлений, таких, как нужда, потребность, мотив, побуждение и др.
В самом широком смысле мотивация определяет пристрастность, избирательность и конечную целенаправленность психического отражения и регулируемой им активности, а в житейском понимании объясняет, почему живое существо предпочитает совершать одно, а не другое [9, с. 52].
Осуществляя трудовую деятельность, человек как субъект труда имеет индивидуальную мотивацию, побуждающую его активность и направляющую его развитие как профессионала.
Изучение мотивов человеческого поведения проводится в различных областях, в том числе и в профессиональной деятельности. Рассмотрим определения понятия трудовой мотивации различных авторов.
По мнению А.И. Алимовой, мотивация трудовой деятельности – это побуждения, которыми руководствует человек при выборе профессии [1, с. 237]. Согласно А.П. Егоршину, мотивация трудовой деятельности выступает как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане [8, с. 104].
В мотивации трудовой деятельности выделяют следующие группы мотивов. Первую обобщенную группу мотивов составляют побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям, что может проявляться в обучении детей, в лечении больных, и т.д., это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности, и нежелание прослыть тунеядцем.
Вторая группа – получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1 Процедура и методы исследования
Цель исследования: выявить особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников.
Задачи эмпирического исследования:
1) выявить содержательные аспекты мотивации трудовой деятельности медицинских работников 30-45 лет;
2) оценить взаимосвязь между показателями по всем психодиагностическим методикам;
3) разработать рекомендации по повышению мотивации трудовой деятельности медицинских работников.
Гипотеза исследования: особенности мотивации трудовой деятельности медицинских работников сводятся к доминированию в структуре мотивации внутренних индивидуально и социально-значимых мотивов.
Описание выборки исследования: 15 медицинских работников в возрасте от 30 до 45 лет.
Методы эмпирического исследования: тестирование, методы статистической обработки данных (критерий ранговой корреляции Ч.Спирмена).
Психодиагностические методики (приложение А):
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (автор Е.В. Овчарова).
Цель методики: данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии.
Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).
Инструкция: «ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите эту профессию, специальность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование было посвящено изучению особенностей мотивации трудовой деятельности медицинских работников. В ходе теоретического обзора было установлено, что мотивация трудовой деятельности – это побуждения, которыми руководствует человек при выборе профессии. Мотивация трудовой деятельности выступает как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане.
Социально-психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника заключаются в условиях труда, которые относятся к стрессогенным, что связано с наличием интенсивных межличностных контактов, а также повышенной ответственностью за выполняемые профессиональные функции. Работа медицинского работника связана также с негативными человеческими переживаниями, выраженными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и физическое состояние других людей.
Отдельными учеными были проведены исследования, которые направлены на изучение мотивов выбора сферы медицинской деятельности, как у студентов на начальном этапе профессионализации, так и у медицинских работников со стажем. Выявлены преобладающие мотивы выбора профессии относятся к побуждениям общественного характера и побуждениям категории удовлетворения потребности в самоактуализации, самовыражении и самореализации.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что у 33% медработников доминируют внутренние социально-значимые мотивы, следующие по значимости у испытуемых внутренние индивидуально-значимые мотивы (у 27%) и внешние отрицательные мотивы (у 27%). У немногочисленной группы медработников доминируют внешние положительные мотивы (13%). Для медицинских работников в качестве ведущих мотивов оказываются взаимоотношения с коллегами. Это значит, что медицинские работники в качестве ведущих мотивов трудовой деятельности выбирают внешние социальные мотивы. Такие составляющие мотивации как интерес к работе, профессиональное развитие, которые являются значимыми внутренними мотивами, оказываются на одних из последних мест в иерархии мотивов трудовой деятельности. Это является неблагоприятным фактором для профессионального развития и может негативно повлиять на качество выполняемой трудовой деятельности.
1. Алимова, А.И. Технология мотивационного воздействия на субъекта труда / А. И. Алимова // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 237-240.
2. Антонова, Т.П. Мотивы выбора профессии / Т. П. Антонова, А.В.Михайлова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 104–104.
3. Бабешкова, Е.В. Использование теорий мотивации для подготовки и проведения диагностики мотивов и построения системы стимулирования / Е.В. Бабешкова, Т.Г. Жамкова, Т.Н. Чернышова // Oeconomia et Jus. – 2019. – №1. – С.9-13.
4. Богачева, Е.В. Особенности трудовой мотивации медицинских сестер / Е.В. Богачева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – №17. – С. 122–125.
5. Бутенко, Т.В. Психическое выгорание и трудовая мотивация среднего медицинского персонала / Т.В. Бутенко // Молодой учёный. – 2010. – №11. – С. 157-161.
6. Герчиков, В.И. Типологическая концепция трудовой мотивации / В.И. Герчиков // Мотивация и оплата труда. – 2005. – № 1–3. – С.16–18.
7. Давыдова, И.А. Удовлетворенность медицинских работников своим трудом: обзор литературы / И.А. Давыдова, С.А. Игумнов // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология: международный научно-практический журнал. – 2011. – № 2. – С. 112-119.
8. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие / А.П.Егоршин. – 3-е изд., перераб и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
9. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 432 с.
10. Костюнина, А.А. Гендерные аспекты профессиональной и трудовой мотивации / А.А. Костюнина // Грани познания. – 2010. – №2. – С.22-28.
11. Лопес, Е.Г. Особенности мышления, мотивации студентов колледжа и медицинских работников / Е.Г. Лопес, Н.А. Лапина // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – С.221-224.
12. Малиборская, И.Л. Гендерные особенности мотивации персонала на разных этапах трудовой деятельности / И.Л. Малиборская // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2012. – №10. – С. 178‒180.
13. Масляков, В.В. Мотивация в среде медицинских сестер / В.В. Масляков [и др.] // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3. – С. 352–357.
14. Мурашова, Л.А. Медицинский работник как субъект профессиональной деятельности / Л.А. Мурашова // Психология управления в современной России. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Тверь, 2008. – С. 97-100.
15. Некрасова, О.Н. Мотивы выбора профессии / О.Н. Некрасова // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – № 3. – C. 121–124.
16. Овчарова, Е.В. Особенности мотивации профессиональной деятельности медицинских сестер и ее влияние на проявление психических состояний / Е.В. Овчарова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 22-26.
17. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев, 2000. – 143 с.
18. Псигусов, М.А. Медико-социальные аспекты организации трудовой деятельности медицинских работников общей лечебной сети и стоматологических клиник // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С.44-46.
19. Семенова, Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению мотивации: комплексный взгляд / Т.В. Семенова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 6. – С. 185-194.
20. Стрижова, Е.А. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод / Е.А. Стрижова, А.Н. Гусев // Национальный психологический журнал. – 2013. – №2. – С. 52-59.
21. Суровцева, К.А. О мотивации выбора профессии врача / К.А. Суровцева, Т.А. Андронова, Г.Д. Бондарь // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 2. – С. 53-56. – Режим доступа: https: // applied-research.ru/ru/article/view?id=12670.
22. Чижкова, М.Б. Мотивы выбора профессии врача и их взаимосвязь с профессионально-значимыми качествами медицинского работника у студентов-первокурсников медицинского вуза / М.Б. Чижкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – Режим доступа:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=21057.
23. Чемеков, В.П. Профилактика выгорания медицинских и социальных работников: анализ эффектов проведения тренингов / В.П. Чемеков, А.В. Шашелева // Казанский педагогический журнал. – 2020. – №1. – С.235-242.
24. Шадрина, А.Ю. Стресс и стрессоустойчивость медицинских работников / А.Ю. Шадрина, Н.Г. Иванова // Кронос. – 2019. – №1. – С. 29-32.
25. Шкатова, Е.Ю. Сравнительная оценка показателей качества жизни терапевтов стоматологической и участковой службы / Е.Ю. Шкатова / Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – С. 207-207.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тексты психодиагностических методик.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты медицинских работников по методике «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты корреляционного анализа.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты