Происхождение государства и права
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Происхождение государства и права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Происхождение государства и права
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРОИСХОЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Государство и право: понятие, сущность и функции
1.2 Причины разнообразия теорий происхождения государства и права
ГЛАВА 2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ
2.1 Органическая теория
2.2 Теория насилия
2.3 Марксистская теория
ГЛАВА 3 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕСВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ
3.1 Теологическая теория
3.2 Патриархальная теория
3.3 Договорная теория
3.4 Историческая школа права
3.5 Психологическая школа права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государство – это бывшая форма государственной власти племенных вождей или союзов племен, шаманов и священников, а также формирование общества, а также разделение труда, возникновение частной собственности, разделение социальных членов и формирование классов и отношения между собственностью, обществом и функциями.
Исторически государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние.
В науке широко используется обоснованное положение о том, что «на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена.
Неравенство и возникновение стратегической организации и управления связями с общественностью и его новой формой - властью органов управления и надзора. Происхождение государства указывало на его дальнейшее развитие, что является довольно важным вопросом. Изучением вопроса происхождения государства занимались: Аристотель, Фома Аквинский, Платон, Руссо Тард, Петражицкий, Радищев.
Развитие межгосударственных объединений, возникших во времена Римской империи, привело к развитию и формированию международных отношений, сформировав таким образом альянс союзов и межгосударственных объединений. Межгосударственная ассоциация – это национальный альянс, созданный на основе межгосударственных договоров, преследующий цели экономической интеграции и политической интеграции договаривающихся государств.
Без хорошо функционирующей правовой системы полноценное существование в ней государства и общества невозможно. Правовая система – это набор взаимосвязанных, скоординированных и интерактивных правовых инструментов, используемых для управления связями с общественностью и характеризующих уровень правового развития в конкретной стране.
Страна постепенно развивалась по мере достижения определенной степени цивилизованности и демократии. Это «обеспечивает организацию страны на основе экономических и духовных факторов и понимает главные вещи, которые цивилизация дала людям - демократию, экономическую свободу и свободу независимых людей». В этом государстве все его институты и структуры были развиты., их социальный потенциал реализован. Он будет трансформироваться, и люди из разных стран будут адаптироваться к меняющимся условиям. Поэтому есть все основания считать страну одним из важнейших достижений мировой истории и цивилизации.
ГЛАВА 1 ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПРОИСХОЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Государство и право: понятие, сущность и функции
Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Государство является достаточно активным социальным институтом. Оно оказывает влияние на развитие всей мировой цивилизации несмотря на то, что его значение в ходе всей истории человечества не было одинаковым. Тем не менее, понять роль и место государства в истории общества можно рассмотрев такое понятие как «сущность государства».
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития [1, с. 82].
Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства означает выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.
Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, – публичная власть, государство. Главная цель государства и права заключается в том, что они выступают инструментом для преобразования общественных отношений [2, с. 36].
Государство и право должны обеспечивать оптимальные условия для жизни и деятельности народа, служить для них способом совместно удовлетворять интересы, согласовывать и выражать коллективную волю. Если государство появляется из-за потребности поддерживать порядок, защищать «всех против всех» (Т. Гоббс), то право внедряет законные системы для этого.
По мере того, как право формируется и приобретает законную силу, оно начинает занимать главенствующую позицию во всей системе нормативного упорядочивания и при этом опирается на специальный аппарат. С начала своего появления государство и право рационально и естественным образом связаны между собой, и они действительно нуждаются друг в друге, зависят друг от друга, функционируют и совершенствуются вместе, поэтому они не могут существовать и действовать раздельно.
ГЛАВА 2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, СВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ
2.1 Органическая теория
Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства с возможностями и аспектами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и таким образом отрицал возможность существования человека как изолированного существования. Он наглядно продемонстрировал свою точку зрения следующим образом: подобно тому, как руки и ноги, взятые из человеческого тела, не могут действовать независимо, человек не может существовать без государства.
Появление дарвинизма (теории эволюции органического мира) породило попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы [6, с. 38].
Крупнейшим представителями органической теории происхождения государства, в пору её рассвета были английский философ и социолог Герберт Спенсер, который был одним из родоначальников позитивизма, а также Блюнчли, Вормс, Прейс.
Герберт Спенсер использует аналогии и терминологию из биологии и других наук о жизни, чтобы сравнить общество с биологическими организмами и тщательно прояснить их сходства и различия. В результате этого сравнения были обнаружены некоторые закономерности. Поэтому Дж. Спенсер считает, что общество похоже на живой организм, проходящий разные стадии развития, например переход от простого к сложному. Он видел эту сложность, особенно когда люди объединялись в социальные группы, такие как племена, племенные союзы и города-государства. Согласно Спенсеру, общество действует как человеческое тело.
По мнению представителей этой теории, государство - продукт природных сил. Он формировался веками в процессе эволюции человека. Правительство рассматривается как проявление доминирования всего организма в его составных частях (это похоже на животный организм, в котором все части подчиняются интересам целого). По мнению представителей этой теории, государство – это организм, организм, и отношения между его частями аналогичны постоянным отношениям между частями живых существ. Государство - продукт социальной эволюции, но лишь разновидность биологической эволюции.
ГЛАВА 3 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, НЕСВЯЗАННЫЕ С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ПОНИМАНИЕМ ИСТОРИИ
3.1 Теологическая теория
Одной из самых древних была теологическая теория (от греч. Theos – Бог, logos – понятие, учение). Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.
Начальные религиозные и мифические идеи божественного происхождения государства отличались по широкому спектру. Это объяснено специальными историческими условиями жизни религий и раннего государственного образования. Впоследствии эти взгляды были обработаны из-за различного тока христианства в довольно составную теологическую доктрину, доктрины иудаизма, мусульманин (ислам), буддизм и другие были отобраны [13, c.104].
Теологическая теория нашла точное выражение в литературных и исторических и юридических памятниках, которыми остаются, Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Так, в законах царя Хэммурэпи это было сказано о божественном происхождении власти царя: "боги поставляли Хэммурэпи, чтобы управлять "с черной головой"; "Человек является тенью бога, раб является тенью человека, и царь равен богу". В древнем Китае императора вызвали как сын неба.
В ученике Древнего Гриса Сократа (469-399 до н. э.), потомок известного законодателя Солона – Платон (427-347 до н. э) основанный в пригороде Афинской школы, где изучено, что источник происхождения государства и права является божеством. Ученик Платона и наставник Александра Македонского – Аристотель (384-322 до н. э.) – были также сторонником божественного происхождения государства.
Идеи государственной власти активно развивались в христианстве. Уже на заре христианства апостол Павел говорил в своем послании к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Однако окончательно теологическая теория сформировалась в средние века. Это во многом было связано со стремлением обосновать и утвердить верховенство церковной власти над светской (государством).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тысячи лет люди жили в условиях государственной и правовой реальности. Они являются гражданами определенной страны, подчиняются властям страны и координируют свои действия в соответствии с правовыми нормами и требованиями. Естественно, еще в древности начали задумываться о причинах и способах возникновения стран и законов. Большинство различных теорий по-разному отвечают на эти вопросы. Разнообразие этих теорий объясняется разными историческими и социальными условиями их авторов и разнообразием занимаемых ими идеологических и философских позиций.
Государство – явление многогранное. Рассматриваемые нами теории по-разному объясняют происхождение государства. Хотя такие попытки предпринимались, их практически невозможно обобщить и понять в рамках универсальной теории. Каждая из этих теорий раскрывает один из возможных аспектов процесса возникновения государства [21, c.83].
В наиболее распространенной форме все различные взгляды на происхождение государства сводятся к противостоянию двух исходных базовых позиций. Один из них – интерпретировать государство как средство преодоления социальных противоречий и обеспечения порядка главным образом посредством насилия и принуждения. С этой точки зрения государство является инструментом в руках одной части общества для реализации своей воли и подчинения этой воли другой части общества. Теория насилия наиболее четко и последовательно подтверждает эту позицию.
Вторая точка зрения состоит в том, что государство преодолевает социальные противоречия путем достижения социальных компромиссов. С этой точки зрения общие интересы всех групп общества находят отражение в деятельности страны. Сущность государства – общественное согласие. Теория общественного договора наиболее ярко подтверждает эту позицию [22, c.133].
На современном этапе государство рассматривается как результат одномоментного акта, а как следствие эволюции человеческого общества. Оно не навязывается человечеству извне, а возникает в силу целого ряда объективных (экономические) и субъективных (войны, религия) факторов.
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. М.: Магистр-Пресс, 2013. 410 c.
2. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. А. Комарова. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.
3. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов и фак-тов. – 3-е изд. – М.: Норма, 2005. – 496 с.
4. Вишневский, А. Ф. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский; под общ. ред. В. А. Кучинского. – Минск: Интегралполиграф, 2009. – 552 с.
5. Нерсесянц В.С. Теория права и государства: краткий учебный курс. – М.: Норма ИНФРА-М, 2013. – 272 с.
6. Румянцев П.А. Исторические особенности развития формы государства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2018. № 3 (30). С. 38-42.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Норма 2017. 464 с.
8. Матузов, Н. И. Теория государства и права [Текст] : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – Москва : Юристъ, 2018. – 512 с.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело. 2020. 528 с.
10. Венгеров, А. Б. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. Б. Венгеров. – Москва : Омега-Л, 2018. – 342 с.
11. Теория государства и права: учебник для академ. бакалавриата. – 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.К. Бабаева, Н.Я. Данилевский – М.: Юрайт, 2019. – 578 с.
12. Марченко Н. М. Теория государства и права: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Проспект, 2009. - 656 с.
13. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. Д. Перевалов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 341 с.
14. Старков О.В. Теория государства и права: Учебник / О.В. Старков, И.В. Упоров. М.: «Дашков и К°», 2019. 372 с.
15. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003. – 544 с.
16. Тынымсеитова С.М. Форма правления государства сквозь призму историко – правовой мысли // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 3. С. 193-197.
17. Тыртышный, А. А. Методология исследования теории права и государства как мировоззренческой основы формирования правосознания юристов / А. А. Тыртышный // Вестник Российского нового университета. Серия: человек и общество. – 2013. – № 3. – С. 7-11.
18. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. -М.: 1999. - 325 с.
19. Старков О.В. Теория государства и права: Учебник / О.В. Старков, И.В. Упоров. М.: «Дашков и К°», 2019. 372 с.
20. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Городец, 2003. – 544 с.
21. Общая теория права и государства [Текст] : учебник / под ред. В. В. Лазарева. – Москва : Юристъ, 2016. – 472 с.
22. Основы социального государства: учебник / под общ. ред. Н.Н. Гриценко, А.А. Шулуса. М.: АТИСО, 2009. – 439 с.
23. Рассолов, М. М. Теория и история права и государства: история учений о праве и государстве / М. М. Рассолов, В. П. Малахов, А. А. Иванов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 447 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты