Формирование у младших школьников умений работать с атласом и контурной картой на уроках Мая Радзiма- Беларусь
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у младших школьников умений работать с атласом и контурной картой на уроках Мая Радзiма- Беларусь»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Формирование у младших школьников умений работать с атласом и контурной картой на уроках Мая Радзiма- Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задание с использованием карты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета (понимание сущности географических терминов).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С АТЛАСОМ И КОНТУРНОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ «МАЯ РАДЗIМА- БЕЛАРУСЬ»
1.1 Классификация средств обучения на уроках «Мая Радзiма – Беларусь»
1.2 Сущность картографических умений
1.3 Развивающее и воспитательное значение картографической работы на уроках «Мая Радзiма – Беларусь»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С АТЛАСОМ И КОНТУРНОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ «МАЯ РАДЗIМА – БЕЛАРУСЬ»
2.1 Анализ тематики уроков с использованием работы по карте и атласу
2.2 Приемы работы с настенной картой, атласом и контурной картой на уроках «Мая Радзiма – Беларусь»
2.3 Определение уровня владения картографическими умениями у младших школьников
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Карту в современном мире можно встретить не только на школьной доске или в учебной аудитории университета, но и в газетах, журналах, научных статьях, увидеть по телевидению, например, в передаче о путешествиях или в документальном фильме о войне. Поэтому уметь пользоваться картой, извлекать из неё нужную информацию должен каждый человек.
Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах. Картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями и объектами, их динамики, средством мониторинга и прогнозирования. Велика роль научной картографии в изучении природных, социальных, экономических и экологических проблем, в раскрытии различных аспектов взаимодействия и функционирования природы и общества.
Большинство наук, так или иначе, пересекаются с географической картой. Инженеры изучают рельеф и ландшафт местности, для агрономов и геологов большое значение имеют климатические и природные зоны, для военных и ученых карта – важный источник информации.
Исключительна роль карты в изучении истории. Исторические походы, передвижения противоборствующих сторон в войнах, потери земель одними государствами и присоединение территорий к другим – всё это делает невозможным изучение, как мировой истории, так и истории отдельной страны без карты.
Карта является необходимым источником знаний при изучении природы и общества. Умение работать с картой, включающее её чтение и анализ, сопоставление карт различного содержания, создание топографических планов местности и моделей «сказочных» карт, – является одним из основных географических умений, которым должны овладеть младшие школьники в процессе обучения.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что при изучении «Мая Радзiма – Беларусь» карты выступают в двух качествах: как объект изучения и как средство обучения. Учителю необходимо формировать у младших школьников отношение к карте как к компактному и необходимому средству ориентирования в современном потоке информации, что невозможно без выработки у учащихся картографических умений. Работа с картой является одной из самых сложных разновидностей практической деятельности младших школьников, так как требует сформированности абстрактных представлений и умения мысленно переводить трёхмерное изображение на плоскость и обратно.
Объект исследования – картографические умения.
Предмет исследования – формирование картографических умений.
Цель курсовой работы – исследовать особенности формирования у младших школьников умений работать с атласом и контурной картой на уроках «Мая Радзiма- Беларусь».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать сущность картографических умений;
- проанализировать приемы работы с настенной картой, атласом и контурной картой на уроках «Мая Радзiма – Беларусь»;
- определить уровень владения картографическими умениями у младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнительный анализ, тестирование.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С АТЛАСОМ И КОНТУРНОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ «МАЯ РАДЗIМА- БЕЛАРУСЬ»
1.1 Классификация средств обучения на уроках «Мая Радзiма – Беларусь»
Педагогическими средствами называют материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. Средства обучения выступают в качестве предметного обеспечения учебного процесса, носителя специфических функциональных свойств: схематичности, динамичности, объемности, адекватности, структурности и т. д.
Для формирования полных и правильных представлений и понятий об окружающем мире методика преподавания естествознания пользуется широким спектром средств обучения. К ним относят вербальные (учебник, тетрадь на печатной основе), натуральные (гербарии, коллекции, живые объекты), объемные изображения предметов и явлений природы (модели, муляжи), плоскостные изображения предметов и явлений природы (таблицы, картины, карты), аудиовизуальные средства (кино-, видеофрагменты, звукозаписи, мультимедиа), вспомогательные средства (приборы, оборудование) [1].
Учебник, как средство обучения, обладает собственной структурой, которая включает в себя тексты и внетекстовые компоненты. Тексты могут быть основные (научно-популярные статьи, рассказы, описания); дополнительные (комментарии, рубрики «Для любознательных», «Друзьям природы», «Азбука здоровья»); пояснительные (определения, примечания, словари).
К внетекстовым компонентам относят: аппарат организации усвоения знаний (вопросы, задания); аппарат ориентировки (условные обозначения, нумерация страниц, оглавление); иллюстративный компонент (схемы, предметные иллюстрации, фотографии, карты).
Также средствами обучения являются методические приемы работы с учебником: полное чтение текста учителем или учащимися (с учетом объема материала и особенностей класса); комментирование, объяснительное чтение по абзацам; выборочное чтение (поиск ответа на вопрос, описания иллюстрации, главной мысли); работа с иллюстрациями (рассматривание, описание объекта природы по иллюстрации, составление рассказа по опорным иллюстрациям и др.); прием сравнения иллюстраций между собой и с реальным объектом; составление плана и пересказ; творческая работа с использованием материала учебника; замена основных текстов дополнительными; парная и групповая работа и др. [4].
Назначение натуральных объектов в изучении природы – обеспечить непосредственный контакт с объектом живой или неживой природы, организовать практическую работу с ним, что оказывает положительное воздействие на познавательный интерес. Использование натуральных объектов на предметном уроке способствует реализации развивающей функции обучения, обеспечивает формирование исследовательских навыков учащихся.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С АТЛАСОМ И КОНТУРНОЙ КАРТОЙ НА УРОКАХ «МАЯ РАДЗIМА – БЕЛАРУСЬ»
2.1 Анализ тематики уроков с использованием работы по карте и атласу
Изучение предмета «Мая Радзіма – Беларусь» играет большую роль в формировании общественных черт личности младшего школьника. Предмет знакомит учеников с окружающей жизнью, природой, родным краем, историей народа.
В разделе «Географические и исторические сведения о нашей Родине» предусматривается интеграция географических и исторических идей и знаний. школьники знакомятся с административно-территориальным делением Республики Беларусь, национальным составом населения и историей своих предков (восточнославянских племен). Учащиеся на уровне ознакомления формируют первоначальные представления о подсчете лет истории с помощью временной шкалы, особенности чтения исторической карты с помощью карт (карт атласа) [6].
Карты и атласы на уроках «Мая Радзіма – Беларусь» используются при изучении следующих тем:
- «Мы і нашы суседзі. Размяшчэнне Беларусі на карце Еўропы. Краіны – суседкі Беларусі. Тэрытарыяльна-адміністрацыйны падзел Рэспублікі Беларусь. Насельніцтва Беларусі.
- «Засяленне беларускіх зямель і фарміраванне этнічных супольнасцей»;
- «Беларускія землі ў перыяд феадальнай раздробленнасці»;
- «Геаграфія Беларусі»;
- «Прычыны і ўтварэнне ВКЛ»;
- «Старажытныя гпрады Беларусі»;
- «Геаграфія нашай краіны. Стужка часу»;
- «Пад сценамі старажытных замкаў. У краіне майстроў»;
- «Беларусь у гады Вялікай айчыннай вайны. Багацце нашай краіны»;
- «Мінск – сталіца нашай дзяржавы»;
- «Мая Рэспубліка» [12].
Карты выполняют множество функций в учебном процессе. Они выступают как средство проверки знаний и умений учащихся, источник информации, форма локализации событий и явлений и др. Условно можно выделить три уровня использования карт на уроках: эпизодический, систематический и синхронный. Сегодня целесообразно применять синхронный уровень, который предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала с применением карты или карт атласа, рабочих тетрадей на протяжении всего урока или значительной его части.
Учащиеся 4-х классов получают определенные знания исторической карты родной страны и минимальные навыки работы по ней при изучении блока «Мая Радзіма – Беларусь». Примеры заданий представлены в приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Разные средства обучения имеют различное назначение и возможности и выполняют различные дидактические функции.
В процессе изучения предмета «Мая Радзiма – Беларусь» широко используются таким средства обучения как: вербальные, натуральные объемные изображения предметов и явлений природы, плоскостные изображения предметов и явлений природы, аудиовизуальные средства, вспомогательные средства.
Географическая карта в начальной школе – важнейшее средство обучения и познания, она имеет три взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом компонента: карта – объект изучения, карта – средство наглядности, карта – источник знаний. Важно, чтобы в начальной школе был заложен прочный фундамент картографической грамотности, сформированы элементарные практические навыки использования карты для решения познавательных задач. Осмысление карты, понимание младшими школьниками её роли в процессе познания происходит только в том случае, если они овладевают практическими приёмами работы с ней, а именно: умеют ориентироваться, определять расстояния между географическими объектами, давать характеристику объектам по их внешнему виду и расположению и др. Картографические умения это способы выполнения действий с картографическими материалами, обеспечиваемые картографической грамотностью.
Развивающее и воспитательное значение картографической работы на уроках «Мая Радзiма – Беларусь» заключается в том, что учащиеся знакомятся с особенностями географического положения Республики Беларусь, а также с современным административно-территориальным разделом страны.
Формирование картографических умений и навыков учащихся – одно из требований к результатам их учебной деятельности по блоку «Мая Радзіма – Беларусь». С целью эффективного формирования у учащихся картографических умений и навыков используют учебные настенные карты, учебные атласы, рабочую тетрадь.
В процессе изучения предмета «Мая Радзіма Беларусь» проводится систематическая, целенаправленная работа с картой и атласом. Благодаря проведению такой работы у учащихся младших классов формируются пространственные представления, а также осуществляется развитие мышления и познавательного интереса.
Для определения уровня владения картографическими умениями у младших школьниках использовались два критерия: владение географическим языком (понимание географических терминов); ориентирование по карте и топографическому плану. У 30% учащихся был выявлен высокий уровень понимания сущности географических терминов, у 50% - средний и у 20% – низкий. Также у большинства младших школьников (70%) умение находить географическую информацию на карте и комментировать свой показ «географическим языком» сформировано на среднем уровне. В классе только 20 % учащихся имеют высокий уровень этого умения, 10% учащихся имеют низкий уровень.
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе / Г.Н. Аквилева. – М.: Владос, 2001. – С. 4-63.
2. Алексашкина, Л. Н. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2011. – № 9. – С. 19–27.
3. Асіпчук, Л. І. Мая Радзіма – Беларусь: тэмат. распрацоўкі ўрокаў / Л.І. Асіпчук. – Мазыр: Содействие, 2010. – 107 с.
4. Барчук А.Л. Грамадзянскае выхаванне школьнікаў: вучэб.-метад. дапам. для настаўнікаў і кл. кіраўнікоў агульнаадукац. устаноў.- Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2004.- 120с.
5. Буланов, С. В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений в школьной географии : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / С. В. Буланов. – М., 2001. – 184 c.
6. Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» для IV класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання. – Минск, 2018 – 10с.
7. Горощенко В. П., Степанов И. А. Методика преподавания природоведения: учебное пособие для учащихся педучилищ / В.П. Горощенко. – 2-е издание, дораб. – М., 1984. – С. 5-15.
8. Клепинина, З. А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – М.: Академия, 2008. – 142 с.
9. Концепция учебного предмета «Человек и мир» : утв. Приказом Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675.
10. Краснова, М.А. Формирование картографических умений у младших школьников в процессе изучения содержательного блока «Мая Радзіма – Беларусь» / М.А.Краснова // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2014. – № 10. – С.18–21.
11. Малышева, Г.С. Атлас. Чалавек і свет. Мая Радзіма-Беларусь. 4 клас/ Г.С. Малышева, В.С. Тарасов. – Белкартография, 2019. - 24 с.
12. Мая Радзіма – Беларусь: падручнік для 4 класа агульнаадукацыйных устаноў з беларускай рускай мовамі навучання/С.В. Тарасаў, і інш.; пад рэд. П.Ц. Петрыкава. – Мн.: Выд. цэнтр БДУ, 2007.
13. Минаева, В. М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения (ХI – ХХ вв.): хрестоматия / В.М. Минаева. – Витебск: Издво УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2011. – 66 с.
14. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.М. Пакулова. – М., 1990. – С. 12-36.
15. Паноў, С. В. Чалавек і свет: Мая Радзіма – Беларусь: 4 класс: рабочы сшытак / С. В. Паноў. – Минск : Юнипресс, 2011. – 80 с.
16. Петросова Р. А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Р.А. Петросова. – М. 1999. – С. 5-17.
17. Рылушкин, В. И. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми / В. И. Рылушкин. – Мозырь: Содействие, 2006. – С. 119.
18. Селищев, К. А. Картоведение / К. А. Селищев : учебник. – М. : изд-во МГУ, 1990. – 400 с.
19. Стручкова, А. Н. Методика обучения школьников картографическим знаниям и умениям в курсе географии «Родной край» : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Н. Стручкова. – СПб., 2011. – 174 c.
20. Субоціна, В.П. Методыка выкладання прадмета “Мая Радзіма - Беларусь” у пачатковай школе: вучэб.-метад. дапам. / В. П. Субоціна, З. А. Шамкуць. – Баранавічы: Баранав. дзярж. ун-т, 2012. – 131 с.
21. Темушев В. Н. Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории : практическое пособие / В. Н. Темушев. – Минск : Республиканский институт высшей школы, 2007. – 13 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задание с использованием карты.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета (понимание сущности географических терминов).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты