Понятия и принципы государственного аппарата
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Понятия и принципы государственного аппарата»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Понятия и принципы государственного аппарата
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Согласно теории государства и права, государственная власть определяется как форменное выражение политической власти государства, которая возникает вместе с ним и обеспечивает способность государства, как властвующего субъекта, подчинять своей воле людей. Государственная власть Республике Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. В соответствии с этим, система органов белорусского государства состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью указанных органов власти, государство осуществляет управление обществом. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.
Государство реально действует и проявляет себя только как система и упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Система государственных органов власти в теории государства и права также именуется аппаратом государства.
Государственный аппарат – это система единых принципов деятельности и организационных структур, обеспечивающая реализацию государственной власти и решающая основные задачи, стоящие перед страной. Он выступает неотъемлемой частью каждой страны, а государственная власть материализована как основное средство реализации государственных функций и решения основных задач, стоящих перед страной и обществом
Государственный аппарат создал необходимые институты, с помощью которых осуществляется принятие государственных решений в общественной жизни и в поведении людей.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
Определение «государственного аппарата» тесно связано с определением государственного механизма. Государственная власть не только формальна, она проявляется вне ее, то есть в форме государства, она воплощена в государственном аппарате.
Государственный аппарат – это система единых принципов деятельности и организационных структур, обеспечивающая реализацию государственной власти и решающая основные задачи, стоящие перед страной. Он выступает неотъемлемой частью каждой страны, а государственная власть материализована как основное средство реализации государственных функций и решения основных задач, стоящих перед страной и обществом [13, c. 31].
Также, государственный аппарат – это «институциональная система, в которой профессионально подготовленные кадры (государственные служащие) управляют страной на платной основе. Формирование и функционирование государственного аппарата происходит за счет бюджетных средств (налогов)» [6, c. 54].
Государственный аппарат – это не только государственный орган, но и обязательное предприятие. Эти предприятия принимают решение о возможности его использования в управленческих целях (например, в тюрьмах)
Данное определение государственного аппарата представляет собой решение государственных органов, обобщающее и охватывающее все возможные системы целей и задач. Однако государственное учреждение представляет собой организованный коллектив государственных служащих, занимающих должности в соответствии с базовыми профессиональными стандартами. Национальные учреждения обладают полномочиями в определенных областях управления и осуществляются через советы подведомственных организаций и предприятий, которые работают с командой сотрудников для выполнения функций и решения задач, предусмотренных назначениями национальных учреждений. В то же время управление не является частью государственного учреждения, всего устройства. Государственный аппарат отличается от государственного механизма как системы органов [3, c. 104].
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
Механизм современного государства характеризуется высокой сложностью, разнообразием его компонентов, блоков и подсистем. Под структурой состояния механизма понимается его внутреннее строение, порядок его связи, элементы, их принадлежность, актуальность и взаимодействие.
Участие людей в государственных процессах повышает доверие к власти, обеспечивает поступательное развитие общества и создает необходимые условия для достижения баланса интересов государства и граждан, признания прав и свобод человека высшей ценностью. Модель правового государства не предполагает соблюдения законов, что обеспечивается мониторингом деятельности органов государственной власти. Наиболее опасным является отсутствие контроля над государством, основанного не на правовых нормах, а на угрозе насилия.
Отметим, что «механизм государства подразделяется на составные части единого и целого – органы, подсистемы со своей иерархией: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в механизме государства, находятся в сложных отношениях подчинения и координации» [8, c. 57].
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.
Структура государственного аппарата изменчива и разнообразна, но в любом случае она включает в себя руководящие и исполнительные органы. Конечно, нет необходимости понимать, что одна часть национального механизма занимается только управлением, в то время как другая часть занимается только принуждением. В реальной жизни контроль и принуждение переплетаются.
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
Истинное поведение государства проявляется только как система, как упорядоченная группа специальных институтов, представляющих «коллектив людей, которые управляют социальными делами, и в рамках предоставленных полномочий. Такого рода коллективы часто действуют, как правило, на профессиональной основе, что отличает их от общества и ставит их выше общества. Граждане могут так или иначе участвовать в государственных делах, но в конечном счете государственные учреждения и должностные лица несут личную ответственность за эффективность своей работы» [19, с. 158].
В правовой науке понятия «государственный механизм» и «государственный аппарат» обычно являются синонимами, хотя существует мнение, что государственный аппарат понимается как институциональная система, которая непосредственно осуществляет управленческую деятельность и наделяет полномочиями для этой цели. Вместе с государственным аппаратом понятие «государственный механизм» включает государственные учреждения и организации, а также материальные придатки государственного аппарата (вооруженные силы, уголовные учреждения), на которые опирается государственный аппарат для действий.
Существует научная позиция, согласно которой аппарат государства означают все органы государства в статике, в то время как механизмы государства означают те же органы в динамике. Чтобы изучить механизм государства, они сначала говорили о назначениях, порядке формирования, компетенции государственных учреждений и механизмах государства – непосредственно о деятельности государственных учреждений и об их взаимодействии в процессе выполнения определенных функций государства. [24, с. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Определение «государственного аппарата» тесно связано с определением государственного механизма. Государственная власть не только формальна, она проявляется вне ее, то есть в форме государства, она воплощена в государственном аппарате.
Государственный аппарат – это система единых принципов деятельности и организационных структур, обеспечивающая реализацию государственной власти и решающая основные задачи, стоящие перед страной. Он выступает неотъемлемой частью каждой страны, а государственная власть материализована как основное средство реализации государственных функций и решения основных задач, стоящих перед страной и обществом.
В свою очередь, механизм государства – это система государственных органов, а также администраций организаций (ведомств), реализующих задачи и функции государственных органов. Сам по себе государственный орган практически не занимается (образованием, здравоохранением и прочее). Этим занимаются коллективы профессионалов во главе с администрациями. В государственном механизме происходит взаимодействие управленческих структур и управления предприятиями и организациями (руководителей), которое осуществляется через практическую государственную работу.
Основные признаки государственного аппарата:
– приоритет общечеловеческих ценностей свободы, равенства, справедливости в государственно-правовой жизни общества;
– демократизация организационных и активных основ, главным образом, в абсолютном соблюдении основных прав и свобод человека и гражданина;
– разделение властей путем соблюдения судебной, законодательной, исполнительной, чековой и балансовой систем;
– законность – обязанность государства и его органов, должностных лиц этих органов обеспечить равенство прав в осуществлении своих полномочий на всех уровнях власти, четкое и единообразное осуществление всеми субъектами права норм права.
1. Астафуров, А.М. Государственный аппарат и механизм государства: к проблеме соотношения понятий / А.М. Астафуров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – Вып. 12 (92). – С. 297-302.
2. Байтик, Т.И. Общая теория государства и права: академ. курс: в 2 т. / Т. И. Байтин [и др.]; отв. ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд, с доп и перераб. – Москва: Зерцало, 2016. – Т. 2: Теория права. – 123с.
3. Борисов, Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2017. – 292 с.
4. Бусурманов, А. Сильное государство: вопросы теории / А. Бусурманов // Право и государство. – 2016. – № 2(71). – С. 6-14.
5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Москва: Изд-во деловой и учеб. лит., 2017. – 656 с.
6. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: ТГТУ, 2019. – 304 с.
7. Дубовицкий, В.Н. Исполнительная власть: понятие и система органов / В.Н. Дубовицкий. – Москва: Наука, 2006. – 343 с.
8. Дубовицкий, В.Н. Функции республиканских органов государственного управления в контексте функций государства / В.Н. Дубовицкий // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 4, Правазнаўства. – 2018. – № 4 (121). – С. 57–69.
9. Корельский, В.М. Тeopия гoсyдaрcтвa и прaвa: учeбник / В.М. Корельский, В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2015. – 546 с.
10. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства: учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2011. – 520 с.
11. Любашиц, В.Я. Теория государства и права / В.Я. Любашиц. – Ростов-на-Дону: МАРТ, 2018. – 200 с.
12. Нерсесянц, В.С. Теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2015. – 272 с.
13. Новикова, Ю.С. К вопросу о соотношении понятий «государственный аппарат», «механизм государства» и «механизм осуществления функций государства» / Ю.С. Новикова // Право и государство. – 2015. – № 4 (59) – С. 31-33.
14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва: Мир И образование, 2015. – 1375, [1] с.
15. Пиголкин, А.С. Общая теория права: учебник для юридических вузов / А.С. Пиголкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2018. – 384 с.
16. Пугачев, А.Н. Общая теория права: учеб.-метод. комплекс / А.Н. Пугачев. – Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2017. – 424 с.
17. Пугачева, Т.И. Органы государственного управления / Т.И. Пугачева // Юстиция. – 2010. - №2. – С.92-94.
18. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учеб. / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – М., 2016. – 300 с.
19. Рябцев, Л.М. Административное право: учебник / Л. М. Рябцев [и др.]; под общ. ред. Л.М. Рябцева. Минск: Амалфея, 2018. – 723с.
20. Саванович, Н.А.Перспективы совершенствования государственного управления в Беларуси [Электронный ресурс] // СС «КонсультантПлюс: Комментарии законодательства. Белорусский выпуск». Минск, 2021.
21. Словарь иностранных слов. - 18-е изд., стер. – Моска: Рус. яз., 1989. – 620,[2] с.
22. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Советская энциклопедия, 1989. –1633 с., [5] л.
23. Тиковенко, А.Г. Общая теория права: учебное пособие / А.Г. Тиковенко – М.: Норма, 2015. – 571 с.
24. Шевчук, Д. А. Теория государства и права: конспект лекций / Д.А. Шевчук. – Москва: Эксмо, 2019. – 327 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты