Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
МФЭК (Минский финансово-экономический колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей»
по дисциплине: «Налогообложение организаций»
2021
45.00 BYN
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Налогообложение организаций
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты налогообложения, производство сельскохозяйственной продукции
1.1 Сущность особых режимов налогообложения
1.2 Общие условия и порядок применения сельскохозяйственного налога
2 Анализ действующей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Беларусь
2.1 Практика расчета налога в организации
3 Предложения по улучшению системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь налоги – одно из основных противоречий между обществом и государственной властью. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности организаций Республики Беларусь на пути создания рыночной экономики. Мировой опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций: во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, основным источником доходов государства и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Законодательно налогообложение в Республике Беларусь исходит из конституционного положения о том, что каждое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. Налоги, как и вся налоговая система, являются инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Рыночные преобразования в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения, государственного налогового менеджмента и создали позитивные условия для воздействия на параметры налогообложения самими налогоплательщиками, обусловили необходимость развития налогового менеджмент и, соответственно, анализа расчетов организации по налогам и сборам.
В Республике Беларусь активно проводятся налоговые реформы, связанные с внедрением мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, расходов по налоговому администрированию, времени на расчет и уплату налогов, в частности, за счет электронного декларирования. Все эти налоговые реформы направлены на совершенствование процесса управления налогами. Вся вышеизложенная информация подтверждает актуальность темы курсовой работы «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Цель курсовой работы: рассмотреть текущее состояние налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Беларусь и определить пути его оптимизации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- провести исследование режимов налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- определить пути совершенствования налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Объектом исследования является налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предметом исследования является особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Беларусь.
Информационной основой исследования выступила теоретическая и периодическая литература по теме курсовой работы, Интернет-ресурсы, научные статьи и статистические издания.
Методологическую основу курсовой работы составили следующие научные методы: метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, сравнение и группировка, графический метод.
1 Теоретические аспекты налогообложения, производство сельскохозяйственной продукции
1.1 Сущность особых режимов налогообложения
Особый режим налогообложения – это специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), установленный Особенной частью Налогового кодекса или Президентом Республики Беларусь, когда общеустановленный перечень налогов, сборов (пошлин) для соответствующей категории плательщиков может быть заменен специальным налоговым платежом.
Применение особого режима налогообложения может быть как правом, так и обязанностью организации. В первом случае оно сопровождается необходимостью совершения со стороны организации определенных действий с целью перехода на такой режим (при условии, что она соответствует определенным критериям, установленным действующим законодательством для его применения). Во втором случае переход на особый режим налогообложения обусловлен осуществлением юридическим лицом определенного вида деятельности.
Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:
- налога при упрощенной системе налогообложения;
- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
- единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
- налога на игорный бизнес;
- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
- сбора за осуществление ремесленной деятельности;
- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
- единого налога на вмененный доход.
В современных условиях развития предпринимательства и бизнеса наиболее востребованной формой налогообложения стала упрощенная система налогообложения (УСН). Основной целью создания и функционирования данной системы является поддержка и развитие малого предпринимательства, увеличение числа субъектов хозяйствования, упрощение ведения бухгалтерского и налогового учета. УСН является одним из действующих в Республике Беларусь особых режимов налогообложения (п. 2 ст. 10 НКРБ), который предусматривает особый порядок определения плательщиков и элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), предоставления налоговых льгот, а также освобождает от уплаты ряда налогов.
Порядок применения УСН установлен главой 32 НКРБ. Для того, чтобы оценить преимущество перехода и использования УСН руководство организации или ИП должно просчитать какие результаты хозяйственной деятельности и суммы уплаченных налогов будут при применении общего порядка налогообложения и после перехода на УСН.
2 Анализ действующей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Беларусь
2.1 Практика расчета налога в организации
Изначально единый сельскохозяйственный налог (далее – ЕСХН) создавался как наиболее благоприятный налоговый режим для поддержки аграрного бизнеса. Однако при переходе на уплату ЕСХН необходимо взвесить все «за» и «против» и, конечно же, рассчитать налоговую нагрузку, чтобы принять однозначное решение стоит ли применять данный особый режим.
Очень часто, в своей работе сельхозпроизводители использует услуги сторонних лиц. В такой ситуации необходимо помнить о том, что налоговыми органами трактуется не иначе как, то обстоятельство, при котором организация перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога не может, так как по мнению МНС не может быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Итак, основными критериями отнесения организаций к сельскохозяйственным товаропроизводителям являются:
- факт производства сельскохозяйственной продукции;
- доход от реализации сельскохозяйственной продукции, в общей доле дохода составляющий не менее 70 процентов.
Применять единый налог вправе организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год (п. 1 ст. 302 НК).
Указанный критерий является также необходимым условием для перехода юридических лиц (филиалов и иных обособленных подразделений) на применение единого налога, за исключением прошедших государственную регистрацию (вновь созданных) в текущем календарном году.
Например, если в структуру организации, осуществляющей деятельность по производству сельскохозяйственной продукции и применяющей единый налог, входит филиал, осуществляющий виды деятельности, связанные с производством сельхозпродукции, то для применения единого налога организации необходимо обеспечить соблюдение 50 % критерия с учетом выручки этого филиала. В свою очередь, по деятельности филиала организация также имеет право на применение единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях отнесения осуществляемых организацией видов деятельности к деятельности, осуществляемой в сельском хозяйстве (в том числе в растениеводстве, животноводстве, пчеловодстве) и рыбоводстве, следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. N 85 (с изменениями и дополнениями; далее – ОКРБ 005-2011).
3 Предложения по улучшению системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей
Сельское хозяйство в силу своих специфических особенностей относится к числу отраслей, требующих активного государственного вмешательства. Это проявляется в особых условиях налогообложения, налоговых льготах и преимуществах.
Налогообложение сельского хозяйства имеет специфику, вытекающую из экономической природы дохода, возникающего в отрасли. Эффективность тут в отличие от других отраслей экономики в значительной степени определяется природными и климатическими условиями. Они не только оказывают влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, но и предопределяют уровень затрат хозяйствующего субъекта.
Сельское хозяйство относится к числу отраслей, подверженных активному вмешательству государства. Несмотря на то, что система налогообложения сельского хозяйства постоянно реформируется, говорить о ее совершенстве не приходится.
Система ЕСХН является своего рода формой поддержки государством сельскохозяйственных товаропроизводителей в части создания для них особого порядка исчисления и уплаты налогов, уменьшающих совокупную нагрузку.
Сельскохозяйственные предприятия имеют возможность определенного выбора, ограниченного рамками налогового законодательства: применять общий режим налогообложения или специальные системы налогообложения (рис 1).
Характеризуя ЕСХН в действующей редакции Налогового кодекса Республики Беларусь, необходимо отметить, что его введение в значительной степени способствовало решению проблем налогообложения отрасли. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей сохранен упрощенный порядок исполнения налоговых обязательств. Земельный налог, исчисляемый сельскохозяйственными производителями наряду с ЕСХН, позволил учесть объективные условия производства, а использование в качестве объекта доходов, уменьшенных на величину расходов, связанных с повседневной деятельностью, позволило учесть фактическую способность налогоплательщика исполнять свои налоговые обязательства.
Несмотря на то, что ЕСХН отнесен к упрощенным режимам налогообложения, делать однозначный вывод об эффективности его применения нельзя.
Сравнение преимуществ и недостатков перехода на ЕСХН свидетельствует о том, что вопрос о целесообразности применения общего или специального режима налогообложения продолжает оставаться актуальным.
Первый круг вопросов, требующих рассмотрения в рамках предлагаемого исследования, касается процедуры перехода на специальный налоговый режим и возврата к общему порядку налогообложении.
Однако целесообразность использования ограничивающего критерия, а также экономическое обоснование размера критерия, закрепленного в действующем налоговом законодательстве, не отражено ни в комментариях к законодательству, ни в научных исследованиях, посвященных проблемам применения единого сельскохозяйственного налога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования следует сделать выводы.
Особый режим налогообложения – это специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), установленный Особенной частью Налогового кодекса или Президентом Республики Беларусь, когда общеустановленный перечень налогов, сборов (пошлин) для соответствующей категории плательщиков может быть заменен специальным налоговым платежом.
К особым режимам налогообложения, помимо всего прочего, относят и единый налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассмотренные в курсовой работе теоретические аспекты данного вида налога позволяют заключить, что плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии со ст. 301 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь являются перешедшие на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции:
- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;
- организации, у которых есть филиалы также иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций, которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленных подразделений, – в части этой деятельности.
Применять единый налог вправе организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию, у которых выручка от реализации произведенной ими продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), первичной переработки льна, пчеловодства, животноводства и рыбоводства составляет не менее 50 процентов общей выручки этих организаций за предыдущий календарный год (п. 1 ст. 302 НК).
Указанный критерий является также необходимым условием для перехода юридических лиц (филиалов и иных обособленных подразделений) на применение единого налога, за исключением прошедших государственную регистрацию (вновь созданных) в текущем календарном году.
Например, если в структуру организации, осуществляющей деятельность по производству сельскохозяйственной продукции и применяющей единый налог, входит филиал, осуществляющий виды деятельности, связанные с производством сельхозпродукции, то для применения единого налога организации необходимо обеспечить соблюдение 50 % критерия с учетом выручки этого филиала. В свою очередь, по деятельности филиала организация также имеет право на применение единого налога с производителей сельскохозяйственной продукции.
1. Балихина, Н. В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н. В. Балихина, М. Е. Косов. – М. : Юнити, 2018. – 400 c.
2. Власова, М. С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М. С. Власова, О. В. Суханов. – М. : КноРус, 2018. – 256 c.
3. Ворожбит, О. Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ: Учебное пособие / О. Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. – М. : Риор, 2016. – 160 c.
4. Дашкевич, Е. Позиции Беларуси в налоговом рейтинге / Е. Дашкевич // Финансы, учет, аудит. – 2016. – № 1. – С. 41–42.
5. Деева, А.И. Финансы и кредит : учеб. пособие для вузов / А.И. Деева. – М. : КНОРУС, 2015. – 536 с.
6. Декрет Президента Республики Беларусь 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by
7. Дорофеева Е. А. Налог на добавленную стоимость: различные пути реформирования в Китае и России // Colloquium-journal. – 2019. – №14 (38). – с. 76–78.
8. Закон Республики Беларусь 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://etalonline.by
9. Какой быть налоговой политике: бизнес-ориентиры на 2016—2019 годы // Финансы. – 2015. – № 8. – С. 36–40.
10. Кашин, В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В. А. Кашин. – М.: Магистр, 2015. – 365 с.
11. Киреева, Е. Ф. Национальная налоговая система: направления и перспективы модернизации / Е. Ф. Киреева, И. А. Лукьянова // Белорусский экономический журнал. – 2015. – № 2. – С. 84–98.
12. Макконел, К. Р. Экономикс / К. Р. Макконел, С. Л. Брю. – М. : ИНФРА-М. – 2013. – 589 с.
13. Налоговая нагрузка на организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-na-organizacii-ru/.
14. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть: Закон Респ. Беларусь от 19 дек. 2002 г., № 166-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
15. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г., № 71-З (с изм. и доп. от 30 дек. 2018 г., №159-З) // Национальный правовой интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://etalonline.by
16. Селигман, Э. Этюды по теории обложения / Э. Селигман, Р. Стурм. – СПб.: Правда, 2012. – 292 с.
17. Слепцов, В. В. Оптимизация налогообложения // Эпоха науки. – 2018. – №13 – С. 59–60.
18. Совершенствование налоговой системы: стоит ли Беларуси использовать грузинский опыт [Электронный ресурс] – 2019. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/ru/publication_ru/view/sovershenstvovanie-nalogovoj-sistemy-stoit-li-belarusi-ispolzovat-gruzinskij-opyt-13060
19. Сяо Л., Полоник И. С. Сравнительный анализ реформирования налогообложения прибыли и доходов предприятий КНР и Беларуси // Universum: экономика и юриспруденция. – 2017. – №4 (37). С. – 14–19.
20. Тарасова, В. Ф. Налоги и налогообложение : учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. – 3-е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2018. – 494 с.
21. Управление налогами в финансовой системе организации: состояние и развитие: монография / Г. А. Якубенко, Т. П. [и др.]; под ред. Г. А. Якубенко. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011. – 275 с.
22. Финансы и финансовый рынок : учебник / О. А. Пузанкевич [и др.]; под ред. О. А. Пузанкевич. – Минск : БГЭУ, 2016. – 415 с.
23. Худяков, А. И. Основы налогообложения / А. И. Худяков, М. Н. Бродский, Г. М. Бродский. – М.: Европейский дом, 2015. – 432 с.
24. Янжул, И. И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах / И. И. Янжул. – М. : Статут, 2012. – 367 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты