Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе изучения объектов живой и неживой природы на уроках Человек и мир
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе изучения объектов живой и неживой природы на уроках Человек и мир»
по дисциплине: «Методика преподавания предмета Человек и мир»
2021
45.00 BYN
Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе изучения объектов живой и неживой природы на уроках Человек и мир
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания предмета Человек и мир
Организация: Ясли-сад №136, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень опытов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели уровня сформированности представлений об объектах неживой природы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Вопросы для определения уровня сформированности представлений о неживой природе.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность исследовательской деятельности в начальной школе
1.2 Требования к организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Человек и мир»
1.3 Приемы организации исследовательской деятельности в начальной школе
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методика формирования исследовательских умений младших школьников на уроках «Человек и мир» в процессе изучения объектов живой и неживой природы
2.2 Опыт как метод формирования исследовательских умений на уроках «Человек и мир» процессе изучения объектов живой и неживой природы
2.3 Диагностика уровня владения исследовательскими умениями младшими школьниками в процессе изучения объектов живой и неживой природы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов главное место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает одно из главных мест в современных системах развивающего обучения.
Детская потребность в исследовательской работе обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «исследовательской деятельности» не начать привлекать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поэтому обучение ребёнка умениям исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Реализовать эту проблему можно на уроках по предмету «Человек и мир», но данная проблема является недостаточно изученной в современной педагогической литературе. Это и обусловило актуальность темы курсовой работы. По причине этого темой данной курсовой работы является «Формирование исследовательских умений младших школьников в процессе изучения объектов живой и неживой природы на уроках «Человек и мир».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
1.1 Сущность исследовательской деятельности в начальной школе
Исследовательская деятельность присуща каждому человеку, и эта деятельность может быть выражена в той или иной мере. Порой сами того не осознавая, мы активно исследуем окружающий нас мир, открываем его маленькие тайны и постигаем таинственные основы мироздания. Однако дети исследуют окружающий мир с удвоенным или даже утроенным любопытством, так как для них все в жизни ново и интересно, в отличие от взрослых, которых уже порой сложно удивить чем-либо, сложно по-настоящему «расшевелить», вызвать их интерес и побудить исследовать то или иное явление.
А.И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [16, с. 32].
Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.
Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А.И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном в творчестве [16].
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как универсальную характеристику, пронизывающие все другие виды деятельности. «Оно выполняет принципиально незаменимые функции развитии познавательных процессов всех уровней: в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь» [19, с. 132].
Исследовательское поведение выступает одним из важнейших механизмов развития ребёнка, становления его интеллектуально-творческого потенциала. Другими словами, исследовательское поведение является основой будущих интеллектуальных и социальных достижений ребёнка. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок наиболее гибок, и за счёт предлагаемых форм обучения и занятий у него закладываются модели поведения, в том числе, исследовательского.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
2.1 Методика формирования исследовательских умений младших школьников на уроках «Человек и мир» в процессе изучения объектов живой и неживой природы
Направленность предмета «Человек и мир» на формирование исследовательских умений проявляется в наблюдениях и экспериментах, которые требуют от учащихся умения формулировать гипотезы, планировать свою деятельность, проводить измерения, сопоставлять факты, анализировать литературу, делать выводы. Рассмотрим конкретные примеры. На одном из уроков по предмету «Человек и мир» учащимся было предложено провести исследование. Тема исследования была «Дикорастущие деревья». Ученики выдвинули несколько гипотез, прочитали необходимую литературу, провели эксперименты и сделали выводы. В результате из трех гипотез подтвердилась только одна. Еще одним важным условием формирования исследовательских умений является проведение уроков-исследований. На уроках исследования организуется деятельность учащихся, которая связана с решением творческой, исследовательской задачи для учащихся и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, таких как:
– постановка проблемы, выдвижение гипотезы;
– повторение теории, связанной с проблемой;
– подбор оборудования для исследования и практическое владение им;
– анализ полученных результатов, их анализ и обобщение, формулировка собственных выводов.
Методика формирования исследовательских умений на уроках по предмету «Человек и мир» в 1 классе заключается в использовании самостоятельной, групповой и коллективной работы школьников: решение проблемных задач, выполнение лабораторных опытов, работ с дополнительной литературой. Для формирования у учащихся 1 класса развития основных умений исследовательской деятельности применяются самые разные методики и упражнения. Задания могут быть, например, такого типа: давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?». На уроках по предмету «Человек и мир» в 1 классе очень много уроков, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например, «Почему солнце светит днем, звезды – ночью, а на луне не живут люди?», «Почему идет дождь и дует ветер?», «Как дышат растения и животные?» и т.д. Также учат учащихся 1 класса давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определить понятие, применяю относительно простые приёмы: что такое дерево, яблоко, воздух и т.д.; сочинение загадок, разгадывание кроссвордов; игра «Трудные слова», выявление причин и следствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире.
Исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, помогает активизировать учащихся, способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу, позволяет значительно расширить рамки изучаемого. Программа по предмету «Человек мир» имеет цель – оптимальное, общее развитие каждого ученика. Это возможно, когда дети не получают знания в готовом виде, а открывают их сами. Существуют различные способы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках по предмету «Человек и мир», которые желательно как можно чаще использовать в учебном процессе.
Под способами и приемами исследовательской деятельности младших школьников следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности, такие, как: умение задавать вопросы; умение видеть проблемы; умение вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение давать определения понятиям и другие. К приемам и методам по организации исследовательской деятельности в начальной школе можно отнести: обобщени6е, классификация, формулировка закономерностей, исключение и др. При практической реализации исследовательского подхода в обучении применяются разнообразные формы учебной работы: индивидуальные, групповые, коллективные, фронтальные, работа в парах.
Формирование исследовательских умений на уроках по предмету «Человек и мир» осуществляется в процессе наблюдения в природе, проведения экспериментов, использования проектных технологий и методов интенсификации познавательной деятельности. Система упражнений и заданий, направленных на формирование умения видеть проблемы, разрабатывать гипотезы, сопоставлять факты, формулировать вывод, обеспечит включение младших школьников в исследовательскую деятельность.
1. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала / Т.М. Веселова // Начальная школа, 2014. – №2. – 123 с.
2. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа, 2017. – №4. – 64 с.
3. Волжина, О. Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста / О.Б. Волжина. – М., 2014. – 207 с.
4. Голубев, И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р. Голубев. – М.: Просвещение, 1995. – 192 с.
5. Голубева, Л. Н. Подходы к формированию экологической культуры личности Л.Н. Голубева // Этическое воспитание, 2013. – № 6. – 121 с.
6. Губарева, С. В. Экологическое воспитание младших школьников в рамках ФГОС / С.В. Губарева // Методист, 2013. – № 5. – 63 с.
7. Дерябко, С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 480 с.
8. Жестова, Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся / Н.С. Жестова // Начальная школа, 2009. – №10. – 181 с.
9. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 2014. – С. 34
10. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 2006. – 491 с.
11. Калмыкова, З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2016. – 258 с.
12. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. – Мн.: НМО, 2016. – 99 с.
13. Квасцова, Л. С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова // Биология в школе. 2014. – №3. – 85 с.
14. Климцова, Т. А. Экология в начальной школе / Т.А. Климцова // НШ. 2016. – №6. –96 с.
15. Михальчук, М. В. Основы экологического образованиямладших школьников / М. В. Михальчук. – Мн.: Высш. шк., 2016, – С. 4 – 17.
16. Моисеева, Л. В. Региональное экологическое образование: теория и практика: авто.реф. дисс. доктора пед. наук / Л. В. Моисеева. – Екатеринбург, 2016. – 46 с.
17. Райков, Б. Е. Зоологические экскурсии / Б.Е. Райков. – М.: Топикал, 1994. – 184 с.
18. Симонова, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Симонова // Ролевые игры по охране природы в средней школе. – М., 2016. – 139 с.
19. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
20. Снакин, В. В. Экология и охрана природы: Словарь–справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2014. С. 281.
21. Тарасова, Т. И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа, 2014. – №10. – 128 с.
22. Хафизова, Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников / Л.М. Хафизова // Начальная школа, 2015. – №3. – 174 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Перечень опытов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Показатели уровня сформированности представлений об объектах неживой природы.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Вопросы для определения уровня сформированности представлений о неживой природе.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты