Влияние внешнего государственного долга на экономику Российской Федерации
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Влияние внешнего государственного долга на экономику Российской Федерации»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Влияние внешнего государственного долга на экономику Российской Федерации
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А График погашения внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2021 года: основной долг.
Поделиться
Введение
1 Экономическое содержание внешнего государственного долга
1.1 Сущность внешнего государственного долга
1.2 Причины возникновения внешнего государственного долга
2 Внешний государственный долг России и его влияние на экономику
2.1 История формирования внешнего долга России
2.2 Состояние внешнего государственного долга России в 2016-2021 гг.
2.3 Оценка влияние внешней задолженности на экономику России
3 Регулирование внешнего государственного долга в России
3.1 Динамика управления внешним государственным долгом в России
3.2 Международный опыт реструктуризации внешнего долга
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Государственный долг является одним из важнейших макроэкономических показателей и инструментом прогрессивной экономической политики государства.
Государственный долг может оказывать не только негативное, но и позитивное воздействие на все сектора экономики, все зависит от выбранного направления государственных расходов и уровня развития экономики. Так, одним из положительных моментов влияния государственного долга на экономику можно назвать, обеспечение правительства финансовыми ресурсами, что в конечном итоге приводит к стимулированию экономического роста. Негативные результаты могут выражаться в передаче бремени на будущие поколения и в эффекте вытеснения [6, с. 112].
На текущем этапе развития экономической системы возникает не постоянного развития, увеличения бюджетов государств, и как следствие непрерывное увеличение государственного долга. Исходя из этого и возникает потребность управления долгом.
Управлением государственным долгом заключается не только в разработке и реализацию стратегии на привлечение желаемых объемов финансирования и на достижение желаемых параметров долга, но и других целей, в частности, образование эффективного рынка внутреннего долга.
Главная задача управления государственным долгом заключается в обеспечении удовлетворения потребностей правительства в финансировании и выполнении своих платежных обязательств в средней и долгосрочной перспективе. Условиями удовлетворения потребности правительства выступают наименьшие затраты и разумная степень риска.
Во многих зарубежных странах действует эффективная система управления государственным долгом. Она обеспечивает оперативное привлечение необходимого объема заимствований для удовлетворения финансовых потребностей; позволяет экономить существенные финансовые ресурсы при оптимизации структуры долга и графиков обслуживания долга; минимизирует риски, накладываемые заимствованиями в иностранной валюте. Бесспорно, данный опыт заслуживает самого глубокого и всестороннего анализа.
Большой по объему государственный долга является одной из актуальных проблем российской экономики, так как оказывает непосредственное влияние на экономический рост страны в целом и, в частности, на руководство финансовой и бюджетной политикой.
Кроме того, рост государственного долга снижает международный престиж страны и вызывает определенный психологический эффект, усиливая неуверенность населения страны в завтрашнем дне. Все вышесказанное и обусловливает актуальность темы данной курсовой работы.
1 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Сущность внешнего государственного долга
Понятие «государственный долг» широко используется в современной экономической и финансовой литературе. Следует отметить, что это понятие уже не новое, как показывает обзор литературы по данной теме. В различное время при разных экономических режимах его формы и роль трансформировались, но сущность всегда одинакова – покрытие расходов бюджета. Соответственно, основной причиной образования государственного долга является дефицит бюджета (превышение величины его расходов над величиной доходов), вызванный различными факторами [12, с. 122].
Таким образом, можно сказать, что государственный долг – это сумма задолженности страны перед отечественными или иностранными физическими и юридическими лицами, а также правительствами других стран. Т.е. по сути, это есть общая сумма накопленных дефицитов бюджета (уменьшенная на сумму излишков бюджета при их наличии) и сумма задолженности иностранным кредиторам на определенную дату.
Однако, если обобщить все определения понятия, то можно выделить следующее: государственный долг можно рассматривать, как совокупную величину долговых обязательств страны. Государственный долг страны в полной мере обеспечивается всем находящимся на территории Российской Федерации имуществом и другими активами.
При оценке государственного долга сопоставляют, с одной стороны, общую сумму долга, затраты, связанные с обслуживанием долга, сравниваются, с другой стороны – объем ВВП, объем экспорта и расходы государственного бюджета. В результате мы получаем соответствующие показатели, отражающие государственный долг на определенную дату.
Рассчитываются показатели, которые на заданную дату отражают положение государственного долга (например, долг в процентах к ВВП; долг в процентах к доходной части бюджета).
Накопление государственного долга ведет к различным последствиям.
- Государственный долг – это устремление правительства и населения страны жить за счет будущих поколений. Благодаря этому усиленное накопление государственного долга может усугубить противоречия между поколениями.
- Накопление государственного долга вынуждает правительство усиливать налоговую нагрузку. В секторе домашних хозяйств подобные процессы сдерживают потребление и сбережения, а в сфере бизнеса – рост инвестиций и склонности к инвестированию.
2 Внешний государственный долг России и его влияние на экономику
2.1 История формирования внешнего долга России
История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. [10]
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй же половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, правительство разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный.
Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями.
При благоприятной ситуации часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по оплате государственных займов. В основном же, платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Основу государственного долга составляли долгосрочные займы, которые могли заключаться на достаточно длительные сроки - 50-80 лет [10].
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: «При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка - платить вовремя и полностью. [10]
3 Регулирование внешнего государственного долга в России
3.1 Динамика управления внешним государственным долгом в России
Абсолютная величина государственного внешнего долга Российской Федерации за последние годы стала снижаться, и на сегодняшний день основная проблема заключается не в самой величине внешнего долга, а в непомерной тяжести его обслуживания (уплаты процентов и сумм погашения, которые по оригинальному графику платежей приходятся на данный календарный год) за счет расходов федерального бюджета.
Расходы по обслуживанию государственного долга становятся фактором торможения реализации политики преодоления опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и, в целом, обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий. В сочетании с продолжающемся процессом утечки капитала из финансового оборота национальной экономики выведение финансовых ресурсов из бюджетной системы резко снижает потенциал развития экономики – отсутствие средств на [5, c. 50]:
1) развитие производств с нанотехнологиями;
2) разведку новых месторождений;
3) реконструкцию и модернизацию предприятий авиатранспорта;
4) финансирование сельскохозяйственной отрасли и т.д.
Огромное значение повышения эффективной государственной деятельности будет иметь создание «Единой системы управления государственным долгом Российской Федерации». Органическое воздействие внутреннего и внешнего долга, обеспечение беспрепятственного их взаимного обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению как внешних, так и внутренних государственных заимствований позволит [4, c. 115]:
– изменить сроки обращения, погашения и доходности государственных ценных бумаг;
– внести коррективы для того, что бы снизить неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных ставок на финансовых рынках;
– уменьшить бюджетные расходы, предназначенные на обслуживание государственного долга;
– выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами своевременно и в полном объеме.
Создание эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому государству. Полноценное выгодное участие и достойный выход государства на внутреннем финансовом рынке создаст более
благоприятные условия для того, чтобы продолжить разрабатывать политику сокращения долговой нагрузка на экономику и бюджет государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный долг – это сумма долговых обязательств страны перед физическими и юридическими лицами страны и иностранными лицами и организациями. Внешним государственным долгом является сумма основного долга государства и его резидентов по внешним государственным займам на определенную дату.
Существование внешнего государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению, т.е. разработку и проведение мероприятий, направленных на выплату процентов по займам и погашение основной части долга, а также мер по преодолению конфликтов между кредитором и заемщиком в случае невозможности выполнения своих договорных обязательств. Существуют различные методы управления внешним государственным долгом, применение которых определяется в зависимости от поставленных целей.
Совокупный внешний долг России к 1 октября 2021 года составил 489,243 млрд. долл. В том числе т.н. «новый российский долг» стал меньше на 5,3%. Теперь он составляет 65,607 млрд. долл. Наибольшая доля внешнего долга, занимаемая в ВВП, наблюдалась в 2016 г. – 40% от ВВП. В 2018 г. удельный вес внешнего долга составил 27% от ВВП, что является наименьшим значением за рассматриваемые периоды. Рост по структуре начался с 2019 г. (29%) и на 01.01.2020 г. показатель составил 32%, что осталось неизменным до 01.01.202 г. Такое увеличение было обусловлено различными изменения в стране, обусловленными пандемией COVID-19.
На 01.01.2021 г. всего внешний долг Российской Федерации составил 467356 млрд. р. и состоит он из краткосрочных обязательств и долгосрочных обязательств. Следует отметить, что долгосрочные обязательства практически в 6,5 раза превышают краткосрочные обязательства в 2021 г. В 2021 г. наибольшая задолженность приходится на сектора (без долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования) в размере 178735 млрд. р., а также на долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования в размере 142784 млрд. долл. На 01.01.2021 г. 67559 млрд. р. приходится на банки России (без долговых обязательств перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования). Органы государственного управления снизили свою задолженность по сравнению с 2020 г. и составили 65306 млрд. руб. Задолженность Центрального банка на 01.01.2021 г. составила 12973 млрд. долл.
Валютой, в которой больше всего числится внешний государственный долг России, является доллар США, на 01.01.2021 г. внешнего долга России числилось в размере 213, 8 млрд. долл., что является самым низким значением за рассматриваемые периоды. Отмечая изменения доллара США по структуре отмечается его сокращение с 68% в 2016 г. до 46% в 2021 г. На втором месте национальная валюта – российский рубль – 128,2 млрд. долл., доля выросла с 16% в 2016 г. до 27% в 2021 г., однако снизилась по сравнению с 2020 г. на 3 п.п. Далее евро – 99,8 млрд. долл., удельный вес данной валюты вырос с 13% в 2016 г. до 21% в 2021 г. На прочие валюты приходится 25,5 млрд. долл. внешнего долга Российской Федерации. Удельный вес прочих валют колеблется в пределах от 3% до 6%.
1 Белковец, А. Итоги и перспективы рынка государственных облигаций / А. Белковец // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 4. – С. 21-22.
2 Войтко, К., Свищева, Д. О порядке привлечения внешних займов под гарантии Правительства / К. Войтко, Д. Свищева // Финансы. Учет. Аудит. – 2014. – № 4. – С. 38-41.
3 Госдолг стран мира 2020г. [Электронный ресурс] // Сайт финансовой аналитики. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/15_gosdolg-stran-mira-2018/.
4 Зяткина, Т.Ю. Проблема государственного долга и пути ее решения / Т.Ю. Зяткина // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 12 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2014. – С. 115-117.
5 Коваленко, А. Управляемый уровень долга как приоритет финансовой политики государства / А. Коваленко // Финансы. Учет. Аудит. – 2017. – № 6. – С. 48-51.
6 Макроэкономика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / [В. А. Воробьев и др.]; под редакцией В. А. Воробьева, А. М. Филипцова. – Минск, БГЭУ, 2017. – 226 с.
7 Макроэкономика: учебное пособие / [М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Амалфея: Мисанта, 2012. – 315 с.
8 Макроэкономика: учебник для вузов / [Л.П. Кураков и др.]; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
9 Методы управления государственным долгом [Электронный ресурс] / Аналитический сайт Finance. – Режим доступа: http://finance0.ru/?id=409.
10 Интернет-портал svspb.net [Электронный ресурс]. / Внешний долг стран – Режим доступа: http://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php.
11 Ковалишин. Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии / Финансовый контроль. 2019. №2. – 20 с.
12 Колпакова. Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Г. М. Колпакова - 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2013.- 496 с.
13 Королева. А.М. Современное состояние государственного долга в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №12- 4. – с. 108-111..
14 Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru..
15 Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А График погашения внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2021 года: основной долг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты