Причины и формы государственного вмешательства (регулирования) в экономику Беларуси
ИБМТ БГУ (Институт бизнеса и менеджмента технологий)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Причины и формы государственного вмешательства (регулирования) в экономику Беларуси»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Причины и формы государственного вмешательства (регулирования) в экономику Беларуси
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
1.1 Необходимость и причины государственного вмешательства в экономику
1.2 Основные виды и методы государственного вмешательства и регулирования экономики страны
1.3 Некоторые формы государственного вмешательства на примере развитых стран
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
2.1 Причины государственного вмешательства в экономику Беларуси
2.2 Экономические (в том числе финансовые), социальные и административные методы регулирования экономики Беларуси
2.3 Возможные направления совершенствования государственного вмешательства и регулирования экономики Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Экономическая политика государства -- важный элемент рыночной системы. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие параметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдельных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общественно опасной деятельности.
Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются особенностями социально-экономического развития страны в данный период.
Необходимость государственного регулирования экономки обуславливается рядом причин, вызванных тем, что рынок имеет негативные, отрицательные стороны. При всей своей огромной позитивной роли он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики и социальных проблем.
Предоставленному самому себе рынку присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования.
Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Рыночная экономика приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников из производства и появлению безработицы, не дает социальных гарантий малообеспеченным слоям населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей. В то же время экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обездоленными.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ
1.1 Необходимость и причины государственного вмешательства в экономику
Термин «регулирование» происходит от лат. regular -- устраивать, приводить в порядок. Регулирование в общеизвестном смысле слова означает упорядочение, приведение в должное состояние [1].
Если говорить о государственном регулировании, то в свете вышеизложенного оно означает воздействие государства на определенные стороны экономики с целью возвращения системы в состояние равновесия. Это воздействие осуществляется исходя из соответствующих параметров -- темпов экономического роста, сжатия и стимулирования деловой активности, развития или угнетения тех или иных рынков, степени конкуренции и т.д. [2].
Государственное регулирование в современном виде стало формироваться в 30-х годах со времени кризиса 1929 – 1933 гг. Особенно активно оно стало развиваться в послевоенный период в связи с проведением во многих странах частичной национализации экономики, а также осуществлением политики индустриализации, обусловивших появление большого числа новых государственных промышленных предприятий. В этот период государство помимо косвенного воздействия на кредитноденежное обращение взяло на себя функции непосредственного ведения производства.
Становление рыночных институтов позволило реализовать хотя и не в полной мере центральную задачу постсоциалистической трансформации, а именно отказ государства от всевластия в экономике. В своей основе, с точки зрения формальных «правил игры», восточноевропейские страны к середине 90-х годов закончили переход к рыночным системам хозяйствования. Государственные органы законодательной и исполнительной власти создали необходимую основу фундаментальных правовых норм переходной и рыночной систем, включающую такие основные элементы, как: определение и защита прав собственности; контрактные отношения; регламент хозяйственной деятельности; обеспечение конкурентной среды; специфические для переходной периода процедуры формирования рыночной инфраструктуры [3].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
2.1 Причины государственного вмешательства в экономику Беларуси
Главная цель государственного регулирования экономики Республики Беларусь - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
- работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
- благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
- опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;
- внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
- повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
- инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
- расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
- национальную безопасность страны [9].
Важность и актуальность стоящих перед страной задач определяют следующие приоритетные направления развития национальной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование в общеизвестном смысле слова означает упорядочение, приведение в должное состояние. Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует следующие цели:
1) минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов;
2) создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
3) обеспечение социальной защиты наиболее уязвимых слоев рыночного общества.
Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм.
Государственное регулирование экономики решает следующие задачи: оптимальное распределение расходных и доходных полномочий между органами власти различных уровней; повышение заинтересованности региональных органов власти в расширении налоговой базы путем создания стимулов в системе межбюджетных отношений; развитие и оптимизация в регионах социальной, инженерной, транспортной, рыночной, производственной, телекоммуникационной инфраструктуры; изменить режим конвертируемости валюты с целью недопущения закупки товаров, производящихся отечественными производителями; ввести понятие «критический импорт» как в разрезе отраслей, так и по регионам, обеспечить самоокупаемость в валюте всех субъектов хозяйствования, отраслей и регионов; создать систему распределения валютных резервов по приоритетам структурной политики; сконцентрировать финансовые усилия на нескольких приоритетных макротехнологиях с целью усвоения их на 30-40% субъектов хозяйствования от всего количества.
1) Национальная экономика: понятия, цели и структура [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://be5.biz/ekonomika/e012/18.html/.
2) Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 320 с.
3) Казначевская Г. Б. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: Феникс. 2020. 384 с.
4) Аносова А. В., Ким И. А., Касаткина А. А. Макроэкономика. Учебник. — М.: Юрайт. 2019. 528 с.
5) Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.
6) Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 280 с.
7) Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие / Л. Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 259 с
8) Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2019. 242 с.
9) Зубко, Н. М. Национальная экономика Беларуси: краткий курс лекций / Н. М. Зубко, А. Н. Каллаур, А. Н. Зубко. - Минск: Тетралит, 2013. - 224 с.
10) Национальная экономика: понятие, структура и виды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ereport.ru/articles/mirecon/nationalec.htm/.
11) Валовой внутренний продукт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/valovoj-vnutrennij-produkt/. -
12) Население Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/naselenie-belarusi
13) Безработица в Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.by/ru/sostojanie/.
14) Жилье Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belta.by/society/view/vvod-zhiljja-v-belarusi-v-2020-godu-uvelichilsja-na-23-425599-2021//.
15) Внешняя торговля Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus/.
16) Экономика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/.
17) Промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://uniter.by/branches/industry/.
18) Сельское и лесное хозяйство https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/selskoe-i-lesnoe-hozjajstvo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/selskoe-i-lesnoe-hozjajstvo/.
19) Итоги работы отрасли в 2020 году рассмотрены на заседании коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mshp.gov.by/news/c76af020ad2ab53b.html/.
20) О состоянии Государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/bp/doklad/2019/yd2019.pdf/.
21) Консолидированный бюджет Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://primepress.by/news/ekonomika/v_konsolidirovannyy_byudzhet_belarusi_za_i_polugodie_2019_g_postupilo_bolee_13_mlrd_bel_rub_mns-12362/.
22) Инфляция в Беларуси [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/inflyaciya/.
23) Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2035 года.
24) Как развивается экономика Беларуси в 2020 году: первые итоги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eurasia.expert/kak-razvivaetsya-ekonomika-belarusi-v-2020/.
25) Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adu.by/ru/homepage/novosti/aktualnaya-informatsiya/4326-ob-osnovnykh-polozheniyakh-proekta-programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-belarus-na-2021-2025-gody.html/.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты