1.2 Критерии и показатели, методы диагностики профессиональной деформации педагога учреждения дошкольного образования
Литература
1.2 Критерии и показатели, методы диагностики профессиональной деформации педагога учреждения дошкольного образования
Зачастую педагоги очень четко фиксируют проявления профессиональной деформации в своей личности, деятельности и в своём общении. В то же время такая фиксация преимущественно имеет механический характер, она не сопровождается осознанием места деформации в педагогической деятельности и необходимости ее преодоления. В ходе профессионального становления деформирующее влияние педагогической деятельности на личность педагога проявляется, прежде всего, в том, что он становится нетерпим к возражениям, испытывает непреодолимое стремление командовать, демонстрировать свое превосходство над окружающими людьми. Кроме этого педагогам характерно наличие некритичности, что проявляется в том, что педагоги в своей профессиональной деятельности перестают критично воспринимать себя, свои поступки и поведение в целом. Наличие ригидности у педагогов может говорить о том, что у них формируется стереотипизация поведения, но это выражено в меньшей степени, чем авторитарность и некритичность как черты личности [1].
В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С. Г. Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника» [2].
1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. - 272с.
2. Носкова О. Г. Психологическое наследие С. Г. Геллерштейна // Спортивный психолог : журнал. — 2009. — № 3. — С. 18—22.
3. Кобялковская, Е.А. Психологические особенности профессионального развития личности педагогов ДОУ в связи с выраженностью потребности в самореализации: автореф. дис… канд. псих. наук. Пермь, 2006. — 218 с.
4. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
5. Федосова, И.В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. - № 5. – С. 39-47
6. Ноженкина, О.С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. – Смоленск, 2012. – 222с.
7. Федосова, И.В., Шинкарёва, С.А. Профессиональная деформация личности педагога дошкольного образования: опыт эмпирического исследования // Евразийский Союз Ученых. – 2015. - №2. – С. 146-153