Развитие сенсорной интеграции младших школьников с аутистическими нарушениями
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие сенсорной интеграции младших школьников с аутистическими нарушениями»
по дисциплине: «Коррекционная педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие сенсорной интеграции младших школьников с аутистическими нарушениями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Коррекционная педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
Введение
1 Сенсорная интеграция
1.1 Сенсорное развитие ребенка
1.2 Симптомы нарушения сенсорной интеграции
2 Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с аутистическими нарушениями
3 Особенности функционирования сенсорных систем младших школьников с аутистическими нарушениями
4 Содержание занятий по развитию сенсорной интеграции детей с аутистическими нарушениями
4.1 Развитие зрительного восприятия
4.2 Развитие слухового восприятия
4.3 Сенсомоторная коррекция
4.4 Развитие осязания, обоняния и вкуса
4.5 Развитие проприоцептивных ощущений
Заключение
Список используемых источников
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что тема помощи детям с нарушениями сенсорной обработки и интеграции не получила достаточного освещения в профессиональной литературе. Среди причин, препятствующих углубленному исследованию сенсорной интеграции, можно назвать тот факт, что первая часть этой терапии – тестирование – нигде не регламентируется и не предписывается, нет надлежащих программ наблюдения за детьми, находящимися на сенсорной диете, нет инструментов для отслеживания динамики применения терапии, нет сертифицированных терапевтов.
Совместное взаимодействие сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, проприоцепции, вкуса, обоняния и вестибулярного аппарата, которые формируют восприятие различных сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма, способствует одновременному использованию нескольких органов чувств: различные органы чувств объединяются в сложной деятельности мозга для формирования целостных образов объектов и происходит интерпретация на основе предыдущего сенсорного опыта.
Таким образом, нормально развивающийся ребенок способен одновременно видеть объект, ощущать его, слышать его название и осознавать, что он говорит. Сенсорная интеграция относится к восприятию информации, поступающей по нескольким каналам одновременно, и объединению их в единое целое. Дети с аутизмом имеют искаженное восприятие сенсорной информации, что приводит к многочисленным проблемам в обучении и поведении. Эти дети демонстрируют недостаток способности интегрировать различную сенсорную информацию и, как следствие, имеют искаженное представление о реальном мире. Дети с дисфункцией сенсорной интеграции имеют многоканальное восприятие: они выделяют отдельные важные для них стимулы из широкого спектра сенсорных сигналов, в результате чего окружающий мир кажется им запутанным и фрагментированным.
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности нескольких сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения разных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с предшествующим сенсорным опытом. Например, при нормальном развитии ребенок способен видеть предмет и одновременно ощущать его, слышать его название и понимать, о чем он говорит [1, с.22].
1 Сенсорная интеграция
1.1 Сенсорное развитие ребенка
Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все остальные формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки.
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формирование целостного восприятия мира – сенсорным воспитанием. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т.д.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс, в ходе которого, при организации правильного педагогического взаимодействия, развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире. Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка [2, с.59].
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и других внешних свойствах предметов.
Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будет информация, получаемая ребенком об окружающем его мире. Успех умственного, физического, эстетического, экологического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное познание внешнего мира является важнейшим звеном в системе познавательной деятельности ребенка, необходимой предпосылкой интеллектуального развития.
Цель сенсорного развития – обогащение сенсорного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей детей. Сенсорные способности дошкольников проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности [3, с.66].
Исходя из этого, можно выделить следующие цели сенсорного воспитания:
- Развивать у детей разнообразные исследовательские действия;
- Развивать знания детей о сенсорных эталонах – общих представлениях о свойствах, качествах и отношениях предметов.
- поощрять детей использовать язык для точного обозначения свойств исследовательских действий, предметов и материалов;
- развивать способность детей применять свойства и критерии объектов к объектам в своей деятельности.
2. Медико-психолого-педагогическая характеристика детей с аутистическими нарушениями
Психологические особенности детей с аутизмом проявляются в следующих областях: поведенческая, эмоционально-волевая сферы, когнитивная сфера и деятельность.
Множественные эмоциональные расстройства приводят к серьезным поведенческим проблемам. Поведение детей с аутизмом очень своеобразно. Для них характерны тревожность, стереотипное поведение, страх и поглощенность собой. Они могут быть связаны с чрезмерным возбуждением, торможением; агрессией и самоагрессией; негативными реакциями на любые изменения в привычном образе жизни, включая изменения в еде, одежде или маршрутах прогулок. Ребенок не жалуется и не ищет помощи у близких; вместо этого он еще больше изолирует себя от общения с людьми и прибегает к самостимуляции, чтобы устранить возникающий дискомфорт. Дети с аутизмом боятся любых изменений в привычном для них образе жизни. Они могут быть непонятны другим [15, с.65].
Когда они испытывают страх, они часто не могут объяснить, что их пугает. Такие дети могут бояться предметов, издающих резкие звуки; могут быть особые страхи, связанные с тактильной чувствительностью.
Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка, который проявляется в отказе ребенка от каких-либо действий со взрослыми, уходе из учебной среды и добровольных организаций. Негативизм может сопровождаться физическим сопротивлением, криками, агрессией и самоагрессией. Если взрослый предъявляет к ребенку чрезмерные требования, у ребенка появляется страх перед взаимодействием, и существующие формы общения нарушаются. Самостимуляция является мощным средством защиты от травмирующего опыта. Необходимые впечатления чаще всего производятся через стимуляцию собственного тела: они помогают смягчить неприятные впечатления от внешнего мира. В угрожающих ситуациях интенсивность автоматической стимуляции возрастает; она может быть настолько интенсивной, что причиняет ребенку физическую боль [16, с.32].
Тяжесть поведенческих проблем варьируется в зависимости от степени тяжести аутизма. Наиболее точно это отражено в клинико-психологической классификации раннего детского аутизма С. Никольской, Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг, которая выделяет четыре группы детей. Основными критериями для разграничения были характер и степень нарушения взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма.
Дети из первой группы демонстрировали отстранение от внешней среды, дети из второй группы - отвержение внешней среды, дети из третьей группы - замещение внешней среды, а дети из четвертой группы были чрезмерно детерминированы окружающей средой.
3. Особенности функционирования сенсорных систем младших школьников с аутистическими нарушениями
Изучение развития аутичных детей в последние годы является одним из направлений науки и психологии специального образования. Предыдущая типология исправительных учреждений в России не включала коррекционные школы и классы для детей с аутизмом. Ранее эти дети частично обучались по программам для детей с интеллектуальной недостаточностью, получали образование на дому или в частных учреждениях. Создание коррекционных классов для этого состояния - новая практика в нашей стране [21, с.25].
Нарушение интеллекта у аутичных детей в значительной степени связано с их сенсорными особенностями, которые являются первым звеном в цепи мыслительных процессов. Существует специфика реагирования аутичных детей на сенсорные стимулы: некоторые сенсорные стимулы вызывают у них дискомфорт, другие привлекательны для них и используются для самостимуляции. В то же время такие дети не могут отличить сенсорные стимулы, имеющие социальное значение, от фоновых стимулов.
Дети с аутизмом часто демонстрируют выраженные патологические особенности в сенсорном развитии. В первые годы их сенсорное развитие кажется опережающим – они очень рано начинают развивать самостоятельные движения с высокой степенью точности. Такие дети могут прыгать между стульями, не промахиваясь и не падая на пол, что создает впечатление высокого уровня сенсорного развития. Есть рассказы о том, как дети самостоятельно возвращались домой издалека по улице с односторонним движением, как их отвозили в больницу, оставляли там и находили на пороге дома в тот же день [22].
Эти дети рано проявляют внимание к сенсорным впечатлениям, как показано ниже:
- Способность долго концентрировать внимание на свете лампы, узорах на обоях и предпочтение классической музыки.
- Умеет определять сенсорные ощущения (ребенок находит нужную пластинку в стопке грампластинок).
- Раннее выделение цветов и форм предметов, их избирательная фиксация могут также отражаться в первых словах ребенка: («бледно-золотой», «круглый» и т.д.), а в некоторых случаях - фиксация букв и цифр [1, с. 45].
Как отмечают О.С. Никольская и Ю.М. Веденина, ожидаемая изолированность отдельных сенсорных впечатлений сочетается с задержкой развития представлений о повседневном окружении, они расчленены, представления о детальной, предметной и функциональной организации мира неразвиты, отношение к вещам соответствует их функции. Внимание ребенка часто привлекает не вещь, а ее часть, которая сенсорно привлекательна или дает возможность извлечь эффектное впечатление (колесо, которое можно крутить) [15, с.69].
4. Содержание занятий по развитию сенсорной интеграции детей с аутистическими нарушениями
4.1 Развитие зрительного восприятия
Многие поведенческие проблемы у детей с аутизмом являются результатом нарушения восприятия или неадекватной обработки сенсорной информации. Эти проблемы могут быть связаны с одним или несколькими органами чувств: слухом, зрением, осязанием или обонянием. Одна из наиболее распространенных трудностей, с которыми сталкиваются дети, – это неспособность интегрировать сенсорную информацию с разных уровней восприятия, чтобы сформировать адекватное впечатление об окружающей обстановке.
У разных детей разные трудности с восприятием. Например, некоторые дети испытывают необычную привязанность к определенным продуктам питания, нюхают или держат предметы во рту. Другие дети имеют повышенную чувствительность в одной сенсорной области и нечувствительность в другой. Дисфункция в каждой сенсорной области может привести к трудностям в адаптации, при этом нарушения в обработке аудиовизуальной информации являются наиболее важными, поскольку они наиболее тесно связаны с когнитивным функционированием.
Как и в других сферах деятельности, в области перцепции недавно появились специализации, а терапевты больше всего сконцентрировались на нарушениях сенсорной интеграции. Учителя и родители должны включить тренировку перцептивных функций в свои личные планы развития.
Ниже приведены примеры компонентов развивающих программ, которые направлены в основном на аудиовизуальное восприятие и которые доказали свою эффективность при работе с детьми на разных уровнях развития.
Упражнения на зрительное восприятие:
1. Найти игрушку, спрятанную под платком
Учебная цель: улучшение визуального внимания, удерживание в памяти представления о предмете в течение короткого периода
Задание: наблюдать, как прячется игрушка, сохранять в течение короткого времени интерес к ней и, наконец, найти ее
Материал: маленький платок, салфетка, любимая игрушка, кекс или что-то в этом роде
Покажите ребенку игрушку и дайте с ней немножко поиграть. Потом заберите ее и положите перед глазами ребенка на пол, быстро накройте ее платком. Воскликните: «О-о-о!» - и помогите ему стянуть платок рукой. Сделайте вид, что Вы удивлены, когда увидите игрушку, чтобы пробудить интерес у ребенка. Помогайте ему все меньше по мере того, как он знакомится с игрой и начинает сам стягивать платок.
2. Следить взглядом за движениями
Учебная цель: улучшение визуального внимания
Задание: наблюдать за рукой человека и обращать внимания на то, куда она что-то кладет
Материал: 3 маленьких блюда, маленькие кусочки кекса
Заключение
Анализ литературных источников показал, что сенсорное развитие представляет собой важный этап развития личности ребенка. Основными сенсорными сферами развития являются такие как зрение, слух, вкус и обоняние. Для развития каждого отдельно взятого анализатора необходимо применять различные средства и формы деятельности. Основным возрастом в рамках развития сенсорной интеграции является дошкольный, а в младшем школьном данные качества только развиваются и стабилизируются.
Мы рассмотрели основные симптомы нарушения сенсорной интеграции у детей и можем предположить, что у детей с аутизмом данные нарушения являются ярко выраженными и представляют собой определенную ситуацию нарушения.
Мы определили основные психологические и педагогические особенности развития детей с симптомами аутистического спектра. Нами было выявлено, что проявление тех или иных симптомов зависит от тяжести нарушений и развития различных функций личности ребенка.
В развитии перцептивных ориентаций действия меньшую роль играют социальные и эмоциональные стимулы и большую роль играют механические стимулы. Восприятие периферийное, фрагментарное и не способно различать первичные объекты. Чрезмерная сенсорная стимуляция либо вызывает дискомфорт, либо может быть использована для самостимуляции.
Существуют четкие стереотипы о деятельности детей с аутизмом. Ребенок может рисовать и разыгрывать одну и ту же историю в течение нескольких лет. Эти истории чаще всего отражают негативный опыт детей, и в своих рисунках они изображают только отрицательных персонажей. Кроме того, скудность воображения мешает реализации любых новых идей в деятельности. Манипуляции с предметами были монотонными. Часто ребенок манипулирует неигровыми предметами. Освоение добровольной деятельности с конкретной целью является особенно трудным. Детям трудно отвлечь свое внимание от непосредственных впечатлений, от сенсорно привлекательных объектов, поэтому учебная деятельность очень затруднена, а дети в классе пассивны и невнимательны.
Для детей с расстройствами аутистического спектра сенсорная составляющая мира очень важна и остается актуальной и после раннего возраста. Однако интерес ребенка с аутизмом к какому-либо объекту отделен от функции этого объекта. Из этого следует, что для детей с аутистическими нарушениями многие объекты в окружающей среде не представляют какой-либо конкретный объект, а только объекты с определенным набором сенсорных атрибутов. В то же время дети с аутистическими нарушениями часто выделяют для себя специфические признаки, которые для нормальных людей были бы несущественными.
1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
2. Акименко, А.К. Основы специальной психологии / [под ред. Л.В. Шиповой]. – Саратов: ИЦ «Наука»,2013. – 335 с.
3. Аршатская, О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская. – М.: Академия, 2005. – 167 с.
4. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст // АЛЬМАНАХ ИКП, 2001.- № 4. – С.15-22
5. Битова, А.Л. Педагогика, которая лечит / А.Л. Битов, О.Б. Борисовская. – М.: Академия, 2013. – 203 с.
6. Большакова, Г.Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития / Г.Е. Большакова. –М.: Академия, 2010. - 320 с.
7. Блюмина, М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. – 2009. – № 3. – С. 3-10.
8. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова. – Мн.: Асвета, 2003. – 245 с.
9. Величковский, Б.М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. – М.: Академия, 2003. – 412 с.
10. Венгер, Л.А. . Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – Москва, 2008. –144 с.
11. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2006. – 78 с.
12. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно развивающего обучения и реабилитации / С.Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан, И.Н. Миненкова, Э. Крамер. –Минск: Асвета, 2007. – 143 с.
13. Гринина, Е.С. Методы психологической коррекции / Е.С. Гринина. – Саратов, 2015. – 130 с.
14. Делани, Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми; [пер. с англ. В. Дектяревой; науч. ред. С.Анисимова]. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2004. – 272 с.
15. Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015.– 371 с.
16. Дульнев, Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. – -М.: Просвещение, 2009. – 236 с.
17. Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М.В. Жигорева. – М.: Академия, 2008. – 238 с.
18. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
19. Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития – Москва: Академия, 2013. – 236 с.
20. Катаева, А.А., Дидактические игры и упражнения / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.
21. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. -- М.: Теревинф, 2007. – 236 с.
22. Никольская, О.С. Особенности психического развития детей с аутизмом [Электронный ресурс] / О.С. Никольская, М.Ю. Веденина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №18. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej-s-146
23. Цветков, А. В. Нейропсихология аутизма и депрессии / А.В. Цветков. - М.: Спорт и Культура-2000, 2015. - 532 c.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 65%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты