Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект №1
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект №2
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект №3
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект №4
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспект №5
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Конспект №6
ПРИЛОЖЕНИЕ З Конспект №7
ПРИЛОЖЕНИЕ И Конспект №8
ПРИЛОЖЕНИЕ К Конспект №9
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Конспект №10
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «внимание», его развитие в онтогенезе
1.2 Особенности развития внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Описание диагностики внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
2.2 Содержание работы по развитию внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список используемых источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Внимание – это направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Внимание представляет собой наиболее важное условие для процессов выполнения той или иной деятельности. Внимание, представляет собой важное психологическое условие формирования и развития психологических условий формирования и развития учебной деятельности. Процессы обучения и профессиональной деятельности не могут быть развиты без высокого уровня развития процессов внимания. Внимание не является содержательной характеристикой и оказывает влияние на процессы протекания различных психических свойств и качеств.
В рамках психологической науки необходимо отметить наличие определенной направленности и сосредоточенности в процессе формирования представления о конкретной деятельности. Особенности развития внимания оказывают влияние на развитие всех остальных психических процессов. Процессы развития внимания были отражены в рамках трудов таких исследователей как И. М. Сеченов [23], Л. С. Выготский [4], А. А. Ухтомский [25] и т.д. Данные исследователи определяли основные психологические механизмы формирования и развития произвольного внимания у детей с отклонениями в развитии. У детей с интеллектуальной недостаточностью процессы развития внимания нарушены, что влияет на процесс
В специальной психологии особенности внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью рассматриваются в работах И.В. Беляковой [2], С.Д. Забрамной [3], М.С. Певзнер [20], В.Г. Петровой [11], С.Я. Рубинштейн [11]. Изучением внимания занимались многие психологи, как отечественные, так и зарубежные. значительный вклад в их исследования внесли В. Вундт [3], Э. Титченер [21], У. Джеймс [5], Т. Рибо [18], Н.Н. Ланге [11], Д. Бродбент [2], Г. Эббингауз [25] и т.д.
Особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью оказывают влияние на процессы развития познавательной, волевой и эмоциональной сферы психики человека. Процессы внимания в рамках развития детей младшего школьного возраста основаны на процессах традиционных методов и использования информационных технологий в рамках работы различных педагогов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Понятие «внимание», его развитие в онтогенезе
Внимание – это концентрация и сосредоточенность ума на каком-либо объекте, явлении или деятельности. Направленность относится к выбору объекта, а концентрация – к отвлечению внимания от других объектов.
Внимание играет невероятную роль в нашей жизни. Зачастую роль внимания недооценивается, но тем не менее оно формирует наше поведение, бессознательные импульсы, определяет разрешения и запреты. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Классификация внимания:
1. Непроизвольное внимание – это психический процесс, возникающий независимо от сознания человека и предполагающий принудительное сосредоточение субъекта на реальном или желаемом объекте в течение определенного периода времени. В первые месяцы жизни у младенца представлено только непроизвольное внимание. Сначала ребенок реагирует только на внешние раздражители, и только тогда, когда они быстро меняются. Например, при переходе от сумерек к яркому свету, при внезапном громком звуке, при изменении температуры и т.д. [4, с. 12]
2. Произвольное внимание – это разновидность внимания, психический процесс, включающий сознательную и активную концентрацию субъекта на реальном или желаемом объекте в данный момент [5, с.45]. Первые признаки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого года жизни или в начале второго года. Можно утверждать, что возникновение и развитие произвольного внимания связано с опытом развития ребенка. Окружающие постепенно учат ребенка не тому, что он хочет делать, а тому, что он должен делать [4, с. 78].
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
2.1 Описание диагностики внимания у учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях
Процесс диагностики по изучению внимания у учащихся младшего школьного возраста представляет собой сложный и длительный процесс, который требует специфического анализа деятельности. Для работы с детьми младшего школьного возраста используются следующие методы исследования:
1. Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
2. Тестирование – это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий.
Нами были проанализированы следующие методики исследования:
1. Методика «Запомни и расставь точки».
Основная цель методики: оценка объема внимания ребенка.
Данная методика состоит из тестового материала, направленного на изучение особенностей развития внимания. Тестовый материал состоит и 8 малых квадратов, направленных на определение стопки таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Инструкция
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами были получены следующие результаты:
Анализ литературных источников показал, что внимание представляет собой целенаправленное восприятие того или иного объекта. Основными видами внимания является произвольное и непроизвольное. Процесс развития внимания в онтогенезе происходит по принципу от простого к сложному, что определяется как система перехода от нецеленаправленности к целенаправленному вниманию.
Детей с интеллектуальными нарушениями характерными являются такие особенности как наличие определенных проблем в рамках развития процессов внимания на основе общего недоразвития познавательной сферы и психических процессов. Для детей данной категории характерными являются такие особенности как преобладание процессов торможениям над процессами возбуждения, что оказывает негативное влияние на процессы развития внимания у данной категории детей. Для данной категории детей характерным является низкий уровень развития внимания и всех его характеристик.
Анализ особенностей развития и коррекции внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью показал, что существует множество диагностических методик, направленных на изучение особенностей внимания у детей с интеллектуальными нарушениями. Основными методиками мы можем назвать следующие: методика «Запомни и расставь точки», методика «Проставь значки», методика «Корректурная проба» Р. Бурдона.
Нами были определены основные задания, направленные на формирование и коррекцию процессов внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Данные задания напрямую связаны с диагностическими заданиями, направленными на коррекцию внимания у данной категории детей.
Нами был разработан цикл занятий по формированию и коррекции внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью. Учитывая, что цикл занятий развивает у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью свойства произвольного внимания, такие как распределение, переключаемость, концентрацию, объем и устойчивость, предполагаем, что реализация занятий позволит эти свойства развивать более эффективно.
1. Айзенберг, Б. И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ / Б.И. Айзенберг //Дефектология. –2004. – № 6. – С. 8–13.
2. Баскакова, И. Л. Внимание школьников – олигофренов / И.Л. Баскакова. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2009. – 128 с.
3. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А. Д. Виноградова. – М. : Просвещение, 1985. – 144 с.
4. Вопросы психологии внимания / А. Д. Виноградова – Саратов: СГПИ, 2009. – 96 с.
5. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа – ПРЕСС, 2014. – 416 с.
6. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. –– М.: Просвещение, 1960. – 500 с.
7. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин.– М.: Изд–во Моск. ун–та, 1976. – 150 с.
8. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер.– М.: Юрайт, 2002. – 336 с.
9. Дормышев, Ю. Б. Психология внимания: Учебник / послесловие проф. В. П. Зинченко. – М.: Флинта, 2002.– 376 с.
10. Забрамная, С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С. Д. Забрамная.– М.: Педагогика, 2010. – 55 с.
11. Забрамная, С.Д. Психолого–педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. – М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. – 112 с.
12. Лебединский, В.В. Нарушения психологического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Изд–во МГУ, 1985.– 167 с.
13. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Спб.: Питер, 2006. – 320 с.
14. Лиепиня, С. В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / С. В. Липиеня //Дефектология. – 1977. – № 5. – С. 20–25.
15. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Спб.: Питер, 2001.– 592 с.
16. Мастюкова, Е. М. Дети с нарушением умственного развития / М. С. Певзнер. – Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 с.
17. Матюгин, И. Ю.Как развивать внимание и память вашего ребенка / Т.Ю. Аскутчинко. – М.: Эйдос, 1996. – 114 с.
18. Понарядово, Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. – 2012. – № 2. – С. 51–52.
19. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. / Под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М.: Б. И., 2010. – 124с.
20. Романов В. Я. Психология внимания / Ю. Б. Дормашев.– М.: Информ. – реклам. – Изд. фирма «Тривола», 2015. – 347 с.
21. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2016. – 190 с .
22. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2019. – 414 с.
23. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 400 с.
24. Ульенкова, У.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания и умственного отсталых учащихся младших классов. / Л. А. Метиева // Дефектология. – 2003. – №2. – С. 18–25.
25. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. / Под ред. Т.Н. Головиной. – М.: Просвещение, 1972. – 104 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект №1
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект №2
ПРИЛОЖЕНИЕ В Конспект №3
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Конспект №4
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Конспект №5
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Конспект №6
ПРИЛОЖЕНИЕ З Конспект №7
ПРИЛОЖЕНИЕ И Конспект №8
ПРИЛОЖЕНИЕ К Конспект №9
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Конспект №10
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты