Модели определения экономического размера заказа в условиях инфляционных процессов
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Модели определения экономического размера заказа в условиях инфляционных процессов»
по дисциплине: «Учет запасов»
2021
45.00 BYN
Модели определения экономического размера заказа в условиях инфляционных процессов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Учет запасов
Организация: Бобруйский бровар, ЗАО
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы управления запасами
1.1 Сущность и виды запасов
1.2 Формула Уилсона и основные ее модификации
2. Анализ управления запасами в ЗАО «Бобруйский Бровар»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Бобруйский Бровар»
2.2 Оценка системы управления запасами и модели определения размера заказа в ЗАО «Бобруйский Бровар»
3. Направления совершенствования управления запасами с учетом инфляционных процессов в ЗАО «Бобруйский Бровар»
3.1 Разработка модели экономичного размера заказа в условиях инфляционных процессов
3.2 Расчет эффективности предложенных мероприятий в ЗАО «Бобруйский Бровар»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Запасы занимают основное место в обеспечении предприятий бесперебойными условиями деятельности. Правильное понимание сущности товарно-материальных запасов, их значения и роли в функционировании предприятия является одним из важнейших вопросов экономики и рационального использования материальных ресурсов страны, а также и решения задач по совершенствованию материально-технического снабжения народного хозяйства в целом. Причины создания материальных запасов: несоответствие объемов поставки объемам разового потребления; разрыв во времени между моментом поступления материала и его потребления.
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Запасы присутствуют всегда, иммобилизуя значительную часть оборотного капитала фирмы, а затраты на запасы составляют примерно 40% от суммы всех логистических издержек.
Тем не менее, многие фирмы не уделяют ему необходимого внимания и недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
Поэтому особенно актуальным является определение оптимальной величины запаса и оптимального размера заказа сырья для восполнения уровня его запасов на складах.
Объект исследования – запасы ЗАО «Бобруйский Бровар».
Предмет исследования – система управления запасами ЗАО «Бобруйский Бровар».
Цель работы – предложить направления совершенствования управления запасами ЗАО «Бобруйский Бровар».
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
изучить теоретические аспекты управления размерами заказа при восполнении запасов сырья;
провести анализ эффективности управления и использования запасов на ЗАО «Бобруйский Бровар»;
определить целевые виды запасов и оптимальные размеры заказа для их восполнения.
Теоретической и методической основой представленной курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты по теме исследования, учебники, учебные пособия, материалы периодической печати. При написании работы особое внимание было уделено теоретическим и практическим работам таких авторов, как М. Н. Григорьев, И. А. Елова, Н. К. Горяев, глубоко раскрывающих теорию управления запасами в логистических системах. Кроме того, были использованы результаты трудов И. А. Елового, В. В. Дыбской, В. И. Маргуновой и А. М. Гаджинского.
В процессе написания курсовой работы использовались аналитический метод, методы сравнения, балансовый, метод графической интерпретации, метод горизонтального и вертикального анализа.
1. Теоретические основы управления запасами
1.1 Сущность и виды запасов
Запас можно определить, как материальный поток, рассматриваемый в определенном временном сечении [14].
В том или ином виде запасы присутствуют на всем протяжении деятельности организации, привлекая значительную часть оборотного капитала. Затраты на управление запасами достигают 40 % и более от общих издержек и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику организации и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие организации не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого организации обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
Одним из сильнейших стимулов к созданию запасов является стоимость их отрицательного уровня (дефицита). При наличии дефицита запасов существует три вида возможных издержек, перечисленных ниже в порядке увеличения их отрицательного влияния:
- издержки в связи с невыполнением заказа (задержкой с отправкой заказанного товара) – дополнительные затраты на продвижение и отправку товаров того заказа, который нельзя выполнить за счет имеющихся товарно-материальных запасов;
- издержки в связи с потерей сбыта – когда постоянный заказчик обращается за данной покупкой в какую-то другую фирму (такие издержки измеряются в показателях выручки, потерянной из-за неосуществления торговой сделки);
- издержки в связи с потерей заказчика – когда отсутствие запасов оборачивается не только потерей той или иной торговой сделки, но и тем, что заказчик начинает постоянно искать другие источники снабжения (такие издержки измеряются в показателях общей выручки, которую можно было бы получить от реализации всех потенциальных сделок заказчика с фирмой) [28].
Первые два вида издержек относятся к числу так называемых временных издержек фирмы в результате принятия альтернативного курса. Третий же вид издержек трудно вычислить, поскольку гипотетические заказчики разные и соответствующие издержки тоже. Однако для фирмы очень важно, чтобы оценка данного вида издержек была как можно ближе к сумме затрат, которые могли бы иметь место в действительности.
Следует отметить, что затраты на содержание запасов – один из наиболее существенных факторов, определяющих целесообразность сокращения последних [28].
2. Анализ управления запасами в ЗАО «Бобруйский Бровар»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Бобруйский Бровар»
В 1958 году, с введением в эксплуатацию небольшого заводика по улице Нахимова пивоварение в Бобруйске было поднято на государственный уровень. Завод был назван «Дедново» – по названию деревни, что когда–то стояла там, а впоследствии слилась с городом. Мощность предприятия была небольшой: не более 0,8 млн. дал в год. Разливалось пиво в бутылки и деревянные бочки.
Спустя 15 лет было начато строительство новой современной пивоварни с собственной солодовней. Мощность в 4 млн. дал в год возводила её на второе место в табели о рангах пивного производства БССР. Предприятие располагало тремя собственными артезианскими скважинами питьевой воды и двумя скважинами – минеральной. Бобруйский пивзавод укомплектовали по последнему на то время слову отечественной техники, и в 1976 году там было сварено первое пиво.
В 2002 завод акционировали, создав на его базе ОАО «Дедново». Вскоре последовало решение о привлечении иностранного инвестора – американской группы Detroit Investments Ltd, для реализации пивного проекта совместно с Международной финансовой корпорацией зарегистрировавшей дочернюю структуру Detroit-Belarus Brewing Company (DBBC). Так в 2004 появилось СЗАО «Белорусская пивоваренная компания», в августе 2005 переименованное в СЗАО «Пивоваренная компания «Сябар».
Всего за год пивоваренная компания выросла в одного из лидеров рынка, а выпускаемое ею пиво «Бобров» стала второй по объему продаж пивной маркой в стране.
В декабре 2007 года ПК «Сябар» вошла в состав Heineken N.V., став ИЗАО «Пивоваренная компания «Сябар».
4 октября 2010 года компания «Сябар» переименована в ИЗАО «Пивоварни Хайнекен».
С 2017 года принадлежит и управляется группой Oasis (до переименования – Detroit Investmеnts), которой концерн Heineken N.V. продал все свои активы в Беларуси. Компании договорились об объединении своих подразделений в Беларуси в одну компанию ЗАО «Бобруйский бровар». Heineken предоставит лицензии на производство и продажу пива под своими брендами, а также продолжит обеспечение контроля качества и маркетинговой поддержки.
3 Направления совершенствования управления запасами с учетом инфляционных процессов в ЗАО «Бобруйский Бровар»
3.1 Разработка модели экономичного размера заказа в условиях инфляционных процессов
Рассмотрим в качестве модели определения экономичного размера заказа модель с учетом инфляционных процессов. Описание данной модели представлено в главе 1.
Для расчета размера заказа необходимо определить величину коэффициента Е и k.
Коэффициент (Е) показывает, какая доля суммы денежных (оборотных) средств, которая в среднем имеет место на складе, «замораживается» при создании запасов за период времени потребления величины (S).
Коэффициент (Е), который оценивает эффективность финансовых вложений за период времени потребления величины (S), может варьировать в следующих пределах.
1. Минимальный размер коэффициента (Е), обуславливающий максимальные размеры заказов, устанавливается в случае наличия в организации достаточного количества свободных денежных (оборотных) средств и должен составлять величину, соответствующую депозитному проценту за период времени потребления величины (S).
2. Максимальный размер коэффициента (Е) устанавливается в случае отсутствия в организации свободных денежных средств или ее интенсивного развития. Это, в свою очередь, обуславливает минимальные размеры заказов, что в результате позволяет высвободить максимальное количество денежных (оборотных) средств для финансирования более важных сфер хозяйственной деятельности организации (оплата труда и т.п.). Его величина определяется в зависимости от источника свободных денежных средств.
Так как организация не нуждается в свободных денежных средствах (нормальное финансовое состояние), принимаем величину коэффициента эффективности финансовых вложений (Е) за период времени равный одному месяцу на уровне близком к минимальному значению – 0,05.
Инфляция по итогам 2020 года составила 7,4%, следовательно, коэффициент k составит 0,074.
Произведем расчет оптимального уровня заказа некоторых видов сырья с учетом инфляционных процессов. Результаты представлены в таблице 3.1. Расчеты проведены по формуле (4).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАО «Бобруйский бровар» является производителем пива и кваса. Имеет линейно-функциональную организационную структуру.
Выручка от реализации ЗАО «Бобруйский Бровар» за 2018 год составила 867 109 тыс. руб., а себестоимость реализованной продукции 692 565 тыс. руб., организация получило прибыль от реализации в размере 174 544 тыс. руб. По данным за 2019 год выручка от реализации продукции снизилась на 3,5 %, а себестоимость реализованной продукции возросла на 1,1 %, что привело к снижению прибыли от реализации на 37 296 тыс. руб. до 137 248 тыс. р.
По данным за 2020 год при росте выручки от реализации на 19,9 %, или на 166 308 тыс. руб., себестоимость реализованной продукции увеличилась на 166 298 тыс. руб., а прибыль от реализации – только на 10 тыс. руб.
Чистая прибыль ЗАО «Бобруйский Бровар» ежегодно снижалась – на 40 513 тыс. руб. в 2019 году и еще на 20 156 тыс. руб. в 2020 году и снизилась за три года до 64 770 тыс. руб.
Рентабельность производства ЗАО «Бобруйский Бровар», составляя в 2018 году 25,20 %, за 2019 год снизилась до 19,61 %, а в 2020 году – до 15,85 %, или на 9,36 процентных пункта за три года.
Объем производства продукции организации составлял в 2018 году 831 997 тыс. руб. и увеличился в 2019 году на 6 052 тыс. руб., а в 2020 году еще на 36 122 тыс. руб., или на 0,7 % и 4,3 %. Затраты на производство продукции увеличились за этот же период на 7 346 тыс. руб. и на 141 270 тыс. руб., то есть более высокими темпами. В результате этого затраты на 1 р. произведенной продукции, составляя в 2018 году 0,778 р., увеличились в 2019 году на 0,003 р. и в 2020 году еще на 0,129 р. до 0,911 р. в 2020 году. То есть наблюдался рост удельных затрат на производство продукции на ЗАО «Бобруйский Бровар».
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов ЗАО «Бобруйский Бровар» ежегодно возрастала (на 86 682 тыс. руб. в 2019 году и на 37 483 тыс. руб. в 2020 году). Кроме того, сопоставимыми темпами увеличивалась и среднегодовая стоимость оборотных средств организации – на 36,7 % в 2019 году и еще на 15,2 % в 2020 году. Это свидетельствовало о наращивании производственной мощности и активов в целом по организации. При этом более низкие темпы прироста выпуска продукции обусловили устойчивое снижение фондоотдачи – с 3,54 р. в 2018 году до 2,43 р. в 2020 году, или на 1,10 р.
Проведенный анализ практики определения оптимальных размеров заказов сырья на ЗАО «Бобруйский Бровар» и проведенный расчет желаемых оптимальных размеров заказов по основным видам сырья в организации показывает, что в ЗАО «Бобруйский Бровар» не используется в полной мере логистический подход, а фактически формируемые заказы характеризуются средним уровнем отклонений от оптимальных величин, достигающих практически 10 %, что влечет рост расходов организации на формирование и обслуживание запасов. Это требует совершенствования системы управления заказами и запасами на ЗАО «Бобруйский Бровар».
1. Авдеев, В. Планирование и управление товарными запасами в организации торговли / В. Авдеев // Товароведение продовольственных товаров. – 2018. – № 12. – С. 57–60.
2. Ардатова, М.М. Логистика в вопросах и ответах: учеб. пособие / М. М. Ардатова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. – 272 с.
3. Воронченко, Т.В. Современные методы анализа и управления запасами предприятия / Т.В. Воронченко // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – № 6. – С. 33–39.
4. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 304
5. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2016. – 739 с.
6. Дроздов, П. А. Логистика: учебное пособие / П. А. Дроздов. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 429 с.
7. Ельдештейн, Ю. М. Введение в логистику: учеб. пособие / Ю. М. Ельдештейн. – Красноярск, 2016. – 371 с.
8. Канке, А.А. Логистика: учебник / Канке А.А., Кошевая И.П. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Форум, 2017. – 384 с.
9. Кузнецова, Татьяна Витольдовна. Управление затратами [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям " Логистика", "Маркетинг" / Т. В. Кузнецова, А. А. Цыганков. - Минск: БГЭУ, 2020. - 218 с.
10. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско, В. А. Бороденя, О. И. Карпеко [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, профессора И. И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2017. – 431 с.
11. Лавренко, Е. А. Логистика: практикум : учебное пособие для обучающихся по образовательным программам высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / Е. А. Лавренко, Д. Ю. Воронова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1.41 Мб). - Оренбург: ОГУ, 2017. - 223 с.
12. Логистика: Учебное пособие / О. В. Верниковская, О. В. Ерчак, Т. В. Кузнецова [и др.]; под общей ред. И.И. Полещук. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2018. – 267с.
13. Логистика: учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. – Москва : Юрайт, 2017. – 558 с.
14. Логистика: учебно–методическое пособие: [для студентов, аспирантов и слушателей экономических специальностей] / О. М. Овечкина. – Минск: Амалфея, 2020. – 214 с.
15. Логистика и управление цепями поставок [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальности "Логистика" / О. В. Ерчак [и др.]; ред.: И. И. Полещук, О. В. Ерчак. - Минск: БГЭУ, 2019. - 397 с.
16. Магомедова, К. Л. Анализ влияния способа группировки товарных запасов на эффективность использования складской площади / К. Л. Магомедова, А. Е. Радаев // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: Труды VIII НПК. – 2017. – С. 420-426.
17. Неруш, Ю.М. Логистика. Учебник / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш. - М.: ЮНИТИ, 2017 – 559 с.
18. Сапронова, Л.М. Управление товарными запасами в логистике / Л.М. Сапронова // Сибирский торгово-экономический журнал. 2018. № 1 (22). С. 205-208.
19. Системы управления запасами в цепях поставок : учебное пособие ⁄ Е.И. Куценко, И.Н. Корабейников; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2019. - 143 с.
20. Управление запасами в цепях поставок в 2 ч. Часть 2. : учебник и практикум для вузов / В. С. Лукинский [и др.] ; под общей редакцией В. С. Лукинского. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 283 с.
21. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами/Дж. Шрайбфедер; пер. с англ. Ю. Орлова. Изд-во Альпина Паблишер, 2019. 304 с.
22. Christian Stepanek. Comparison of commodity future pricing approaches with cointegration techniques / Christian Stepanek. – Journal of Financial Engineering. – 2019. – Vol. 02. – pp. 17-23.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерский баланс за 2019-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках за 2019-2020гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты