Значение творчества М. Петипа для русского и мирового хореографического искусства
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Значение творчества М. Петипа для русского и мирового хореографического искусства»
по дисциплине: «История хореографии»
2021
45.00 BYN
Значение творчества М. Петипа для русского и мирового хореографического искусства
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: История хореографии
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Особенности современного хореографического искусства
2. Основные этапы творчества М. Петипа
3. Значение творчества М. Петипа в рамках русского и мирового хореографического искусства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современной Республике Беларусь большое внимание уделяется развитию основ хореографического искусства. В основе хореографии лежит синтез движений, организованных пространственными паттернами и музыкальным сопровождением. Движение дополняется артистической игрой танцоров, декорациями, яркими танцевальными костюмами и многими другими современными инновационными приемами.
Хореографии отводится особое место в создании танцевального произведения. Без этого хореография была бы невозможна, она была бы незавершенной, эстетически и сценически невыразительной. Танцевальный рисунок может настолько ярко обогатить и разнообразить танцевальные движения, что даже самый искушенный зритель будет в восторге от увиденного. Схемы танцевальных движений не только организуют движения танцоров, но и помогают ярче воплотить на сцене выразительные средства хореографии.
Актуальность работы
Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Хореограф создал свод правил для Академии балета. Его балеты отличаются не только великолепной композицией, гармонией танцевальных ансамблей и превосходным развитием сольных партий – он также сделал музыку одним из главных персонажей балетов.
Балеты Петипа сильно отличались от французских и итальянских балетов того времени. Они ни в коем случае не были собранием танцевальных номеров, собранных вместе балетной труппой. Каждый балет Мариуса Петипа имеет четкий сюжет, которому подчинено все движение. Его сюжет связывает сольные партии, пантомимы и танцы балетной труппы в единое целое. Именно поэтому все эти хореографические приемы в балетах Петипа предстают не как отдельные фигуры, а как органичные связи. Конечно, позднее молодые хореографы обвиняли Петипа в том, что он слишком много внимания уделяет пантомиме, которую он использовал в основном как связующее звено, но такова была тенденция его времени.
Петип работал в разных жанрах, ставя номера, оперные танцы, небольшие танцевальные комедии и многоактные театральные пьесы, и продолжал адаптировать старые балеты других хореографов, исходя из практики года. Петип создавал танцы с учетом вкусов публики, а также способностей и потребностей танцоров. В течение последних 25 лет 19 века его работы постепенно утвердили жанр «большого» балета, подчиненного строгим правилам Академии. Это был монументальный спектакль, построенный по нормам сценического и музыкального театра, где внешнее действие разворачивалось в пантомиме, а внутреннее строилось преимущественно в мажорных тонах - сольные вариации, дуэты и групповые танцы (на службе характера), особенно для больших классических ансамблей. Начав свою карьеру в устаревшем эстетическом каноне романтизма, Петипа продолжает процесс обогащения танцевальной лексики, начатый его предшественниками [1, с.55].
1. Особенности современного хореографического искусства
Хореографическое искусство считается одним из лучших творческих проявлений для переживания самых богатых человеческих эмоций и чувств. Данное направление искусства постнеклассической культуры, рассматривая одну из его форм, танец, различают современный, свободный, модерн и постмодернистский танец. Прослеживая эволюцию эстетики современного танца в XX веке, автор отмечает постепенный отход от классической балетной традиции, развитие современного танца в 1920-х годах, а также постмодернистского и современного танца в 1960-х годах. В последующие годы автор отмечает, что разрывом между модерном и различными формами современного танца стал хореографический материализм нерепрезентативного авангарда 1960-х, расцвет физических упражнений в «новом танце» 1970-х, фрагментарная театральность и обращение к публике 1980-х, отказ от какого-либо общего хореографического языка в 1990-х, засыхание движения и концептуального танца [2, с.55].
Хореографическое искусство признано одной из лучших форм творческого самовыражения, позволяющей наиболее богато передать человеческие эмоции и чувства. Искусство танца напрямую связано с музыкой, благодаря ее важности в раскрытии полноты, выразительности и живости танцевального образа. Фактура движения является еще одной неотъемлемой частью хореографии и связана с передачей чувств и эмоций.
Искусство создания танца и формирования образов стилистическими средствами – это особый вид творческого самовыражения, требующий специальных способностей, художественного вкуса, чувства ритма и музыкального слуха. Танцевальное творчество формирует свою специфическую систему средств, методов и приемов, особый язык стилистической выразительности, раскрывающий эмоциональное состояние и внутренний духовный мир личности. В то же время искусство танца постоянно развивается и охватывает разнообразие многих национальных танцевальных культур.
Искусство танца или хореография рассматривается как искусство композиции, постановки танца для сцены. Сам термин «хореография» появился около 1700 года для названия описательной системы танца (стенография), а позже это понятие было применено к искусству танца в целом [3, с.145].
Хореография – это сложное явление, которое включает в себя балет, бальный танец, народный танец и современный танец. Хореография берет свое начало в древние времена, когда танец использовался в ритуальных целях. Ритуальные функции (культовые и религиозные церемонии, охота и другие ритуалы) Искусство танца продолжало развиваться в Древнем Египте, Индии, Китае, Древней Греции, Древнем Риме и других странах и постепенно стало рассматриваться как зрелище.
2. Основные этапы творчества М. Петипа
Мариус Петипа родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 года. Его отец, Жан Антуан Петипа, был довольно известным французским провинциальным хореографом. Во время рождения младшего сына он ставил свой первый балет «Рождение Венеры и Купидона» в Марселе. Затем семья переехала в Брюссель, и в 1831 году Мариус дебютировал в балете своего отца «Dancemania». Но сначала это получилось из-под палки. Петип вспоминает о тех годах: «Семи лет я начал постигать искусство танца в классах моего отца, и он не преминул заломить мне руки, чтобы приобщить меня к тайнам хореографии. Необходимость в этой методике преподавания была вызвана, помимо прочего, тем, что в детстве я не испытывал ни малейшего влечения к этому направлению искусства» [10, с.45].
Мариус Петипа получил свой первый независимый контракт в возрасте 16 лет. В то время, когда люди очень рано вступали в полноценную театральную жизнь, сейчас кажется удивительным, что 16-летний мальчик не только получил свое первое место танцора в Театре Нанта, но и стал хореографом. Правда, балетная труппа была небольшой, и молодой хореограф мог только создавать танцы для оперы, ставить одноактные балеты собственного сочинения и разрабатывать балетный репертуар для водевилей.
В 1839 году он отправился с отцом на гастроли в Нью-Йорк. Он вернулся в Парижскую оперную школу, но вместо того, чтобы стать членом труппы, он отправился в Бордо, а затем провел три года в Испании. Там он серьезно изучал испанский танец и сам давал небольшие представления. Затем он был вынужден спешно уехать в Париж (в своих мемуарах Петипа подразумевает, что это произошло из-за любовной связи) и, подписав контракт с Управлением императорских театров, отправился из Парижа в Санкт-Петербург [11, с.128].
Талантливый хореограф, которому тогда едва исполнилось 30 лет, покинул родину не только потому, что Россия предложила ему выгодную должность. Его имя уже было хорошо известно во Франции, и ему не нужно было ехать в далекую чужую страну, чтобы сделать блестящую карьеру. Но отношение к балету в Европе его не устраивало. О балете в Европе он позже сказал, что там «всегда избегали этого серьезного искусства и обращались к клоунскому поведению в танце». Балет – это серьезное искусство, где должны править пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные повороты и поднятие ног выше головы ....... Это деградация балета, абсолютно деградация». В этом заявлении Петипа обозначает «с противоположной стороны» те простые базовые принципы, которыми всегда руководствовался в своей работе - формообразование, грация и красота.
3. Значение творчества М. Петипа в рамках русского и мирового хореографического искусства
Вклад Петипа в развитие хореографии невозможно переоценить. Весь академический балет до сих пор так или иначе несет на себе отпечаток его творческого гения.
Незадолго до смерти, вынужденный покинуть театр, Марюс Иванович сказал: «Что они будут делать после меня, когда мое имя не появится на афише?». Старый мастер ошибался – не одно поколение артистов балета обучалось и обучалось хореографии Петипа, и он сумел впитать опыт своих предшественников и создать свой собственный «язык Петипа». Его работа как хореографа и педагога оказала решающее влияние на исполнительский стиль российских танцовщиков.
Именно благодаря этому выдающемуся хореографу мы не только сохранили шедевры Дюберваля, Перро и других хореографических классиков, но и добились высочайшего успеха в развитии их наследия [19, с.45].
Из множества созданных им балетов сохранилось относительно немного, но эти спектакли до сих пор блистают и служат для нас примером: «Жизель», грандиозное па-де-де в балете «Пахита», «Рыцарь», «Дон Кихот» (хореография А. Горького, «Арлекинада», «Эсмеральда», «Коппелия», «Баядерка», «Спящая красавица», Раймунда» и «Лебединое озеро» со Львом Ивановым, исполненные композиторами Чайковским и Глазуновым, новое открытие в русском балете - симфонический образ танца.
Хореография Петипа – это высшая школа для артистов балета и хореографов, поскольку ее могут исполнять только танцоры с высоким уровнем профессионализма. Малейшие недостатки в исполнении и малейшие поблажки неумолимо разоблачаются. Эти требования относятся не только к солистам, но и к строгому балетному ансамблю, и работа Петипа отличается от работы его предшественников. Программы его балетной труппы четко составлены, с четкими линейными формациями и единой структурой, которую можно исполнить только тогда, когда они в хорошей форме и готовы [20, с.145].
Для хореографических школ наследие Мариуса Ивановича Петипа на протяжении многих лет является основой репертуара и имеет большое педагогическое и воспитательное значение. Она не устаревает и не теряет своей актуальности для учебного процесса, так как содержит основные требования к учебным примерам и произведениям – ясность музыкальной формы, простота и логика композиции, повторение элементов, точность музыкальных и хореографических кульминаций и эрудиция, присущая всем его танцевальным произведениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что хореография подразумевает под собой определенное искусство танца, имеющее различные течения и направления. Для современного хореографического искусства характерными являются такие особенности как сочетание в себе множества жанров и стратегий организации того или иного хореографического занятия.
Петипа был не только выдающимся хореографом (он создал более 50 балетов), но и создал золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара величайших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: работы Ф. Тальони, Ж. Перро, Ж. Марсильера и А. Сен-Леона. Среди них». Тщетные предосторожности», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др. Благодаря Петипа к началу XX века русский балет стал лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор известен как «дом Петипа», хотя его балеты по-прежнему исполняются в Париже, Лондоне, Токио и Нью-Йорке. Они записываются на видео и исполняются одними из лучших артистов балета и хореографов мира.
Он создал свод правил для академии балета. Произведения Мариуса Петипа отличаются великолепной композицией, гармоничными танцевальными комбинациями и превосходным развитием сольных партий.
Мы определили, основные этапы жизни и творчества М. Петипа и особенности хореографических постановок, которые были им построены на основе взаимодействия с различными государственными структурами и театральными сферами. Нами были отмечены основные особенности работы М. Петипа в рамках взаимодействия с различными композиторами и формирования собственного взгляда на процессы построения балета.
Значение и роль творчества М. Петипа сложно переоценить в рамках современного хореографического искусства. Мы можем отметить, что сотрудничество с различными композиторами помогло ему сформировать собственную систему развития балетного искусства в России.
Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Хореограф создал свод правил для Академии балета. Его балеты отличаются не только великолепной композицией, гармонией танцевальных ансамблей и превосходным развитием сольных партий - он также сделал музыку одним из главных персонажей балетов.
1. Арапов, П. Летопись русского театра [Текст] / П. Арапов. – СПб.: тип. Тиблена и комп., 2011. – 386 с.
2. Бахрушин, Ю.А. История русского балета/ Ю.А. Бахрушин. – М.: Академия, 2007. – 236 с.
3. Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность / Л.Д. Блок. – М.: Академия, 2007. – 247 с.
4. Большаков В.П. Культура как форма человечности: учебное пособие / В.П. Большаков. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. – 258 с.
5. Гаевский, В. М. Дом Петипа. / В. М. Гаевский. – М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000.– 432 с.
6. Гердт, Е. Что вспомнилось / Е. Гердт // Мариус Петипа. – Л.: Ис-кусство, 2011. – С. 236-238.
7. Глушковский, А. Воспоминания балетмейстера [Текст] / А. Глушковский. – Л.; М.: Искусство, 1940. – 248 с.
8. Григорович, Ю. Уроки балетмейстера / Ю. Григорович // Мариус Петипа. – Л.: Искусство, 1971. – С. 282-287.
9. Игнатенко, А. Петипа М. И.: Мемуары балетмейстера, статьи и публикации о нём. / А. Игнатенко. – СПБ.: Союз художников, 2003. – 480 с.
10. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 2006. – 236 с.
11. Карсавина, Т. Романтика и волшебство танца / Т. Карсавина // Мариус Петипа. – Л.: Искусство, 1971. – С. 308-313.
12. Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины ХIХ века. / В. М. Красовская. – М.: Искусство, 2013. – 552 с.
13. Красовская, В.М. Русский балетный театр начала XX века. Часть I. Хореографы / В.М. Красовская. – Л., «Искусство», 1971. – 526 с.
14. Мемуары // Мариус Петипа. – Л.: Искусство, 1971. – С. 23-68.
15. Петипа, М. И. Мемуары Мариуса Петипа, солиста Его Императорского Величества и балетмейстера Императорских театров. / М. И. Петипа. – Спб.: Союз художников, 2006. – 160 с.
16. Петров, О. Русская балетная критика второй половины XIX века / О. Петров. – Екатеринбург: Сфера, 2005. – 415 с.
17. Рославлева, Н. Семья Петипа в Европе [Текст] / Н. Рославлева // Мариус Петипа. – Л.: Искусство, 2011. – С. 343.
18. Слонимский, Ю. П.И. Чайковский и балетный театр его времени / Ю. Слонимский. – М.: Академия, 2006. – 255 с.
19. Ширяев, А. Рядом с Петипа / А. Ширяев // Мариус Петипа. – Л.: Искусство, 2011. – С. 266-275.
20. Яковлев, М. Балетмейстер Мариус Петипа / М. Яковлев. – Л.: университет, 2014. – 258 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты