Формирование у обучающихся креативности в процессе обучения по истории
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у обучающихся креативности в процессе обучения по истории»
по дисциплине: «Педагогика с методикой преподавания»
2021
45.00 BYN
Формирование у обучающихся креативности в процессе обучения по истории
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика с методикой преподавания
Организация: Средняя школа №47, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики подростков по методике Е.П. Торренса (обучающиеся 5 класса).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровней креативности по опроснику
Д. Джонсона (обучающиеся 5 класса).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ
1.1 Сущность понятия креативности в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития креативности у обучающихся в процессе обучения
1.3 Роль и значение уроков истории в развитии личностей обучающихся
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ
2.1 Диагностика уровня развития креативности у обучающихся
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений формирования креативности у обучающихся в процессе обучения по истории
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие требования к качеству труда. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Чем актуальнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.
Во время развития эмоциональной сферы, интеллекта и волевых качеств личности, у человека формируются определенные способности. Это способность творить, способность быть личностью и способность работать. Безусловно, креативный потенциал существует у каждого человека. Множество методик складывается для того, чтобы креативные способности личности сформировать, развивать и реализовать.
Креативность – это функция мозга, которая заложена природой и развивается и реализуется при наличии специальных способностей к конкретному виду деятельности. Это генетическая свойство личности, существует от рождения человека, самая высокая проявление активности личности.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения учащихся различного возраста на уроках истории с целью развития креативных способностей. Если проанализировать психолого-педагогическую литературу, то можно прийти к выводу, что вопрос формирования у обучающихся креативности в процессе обучения по истории является недостаточно изученным. По причине этого в данной работе остановимся на данной теме исследования.
Исследования креативности обучающихся в трудах Э. де Боно, Е.Л. Яковлева носят специальный характер и предусматривают создание особых курсов в области общих предметных и внепредметных знаний. В методических пособиях по истории (работы А. Касымовой, А. Ешмукамбетовой, Н. Бакиной, Н. Гвоздевой, Н. Пастуховой) проблема развития креативности обучающихся является одной из центральных, однако не отражает основы формирования креативности и особую роль истории в образовательном процессе.
Объект исследования: процесс формирования креативности у обучающихся различного возраста.
Предмет исследования: методы и средства развития креативности у обучающихся на уроках истории.
Цель исследования: определить роль и место уроков истории при формировании креативности у обучающихся.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ
1.1 Сущность понятия креативности в психолого-педагогической литературе
Креативность – естественная способность личности, наличие и формирование которой зависит от многих факторов.
Существует несколько точек зрения на проблему креативности.
Некоторые авторы утверждают, что креативность должна быть определена как способность решать проблемы. Другие авторы считают, что творчество является чертой личности. Согласно этому определению, у одних это есть, а у других нет. Третьи предлагают определение, связанное со способностью генерировать идеи. Но это исключает из числа творческих людей, которые, хотя сами они не преуспели в этом процессе, способны распознать творческую мысль или продукт. Рассмотрим данные подходы подробнее [11, с. 86].
Представитель психоанализа К.Г. Юнг считал, что основой креативности является процесс индивидуализации, то есть постепенное отделение индивидуального сознания от коллективного бессознательного.
Зигмунд Фрейд считал, что одним из источников креативности является процесс сублимации, в котором исключительно сильное сексуальное возбуждение, исходящее из источников сексуальности, открывает выход и применение в других областях, а именно творческий подход.
Э. Фромм интерпретирует концепцию креативности как способность удивляться и учиться, способность находить решение в нестандартных ситуациях, сосредоточенность на открытии новых вещей и способность глубоко понимать свой опыт.
Представитель когнитивной психологии Э. Торренс называет креативность способностью к усиленному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чувствительности к дисгармонии.
Дж. Гилфорд, разрабатывая собственную модель интеллекта, выделил два типа мышления: ковергентное и дивергентное. Мышление первого типа называется «интеллектуальным», оно связано с решением проблем, на которые есть только правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное – называется «креативным». Оно служит средством генерации оригинальных творческих идей и допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос [7, с. 47].
Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:
– способность выявлять и ставить проблемы;
– способность генерировать большое количество идей;
– гибкость – способность выдвигать различные идеи;
– оригинальность – способность отвечать нестандартно;
– возможность улучшить объект путем добавления деталей;
– умение решать проблемы, то есть умение анализировать и синтезировать [7].
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ КРЕАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ
2.1 Диагностика уровня развития креативности у обучающихся
Цель эмпирического исследования: проанализировать уровень развития креативности у обучающихся различных классов.
База исследования: ГУО «Средняя школа №47 г. Минска».
Выборка: в исследовании принимали участие:
первая группа испытуемых – 20 человек в возрасте 11-12 лет – учащиеся 5 класса;
вторая группа испытуемых – 17 человек в возрасте 16-17 лет – учащиеся 10 класса.
Для диагностики уровня развития креативности использовались следующие методики:
˗ тест Е.П. Торренса «Завершения картинок», адаптированный А.Н. Ворониным;
˗ опросник креативности Джонсона, адаптированный Е.Е. Туник.
1. Тест Э.П. Торренса «Завершение картинок», адапированны А. Н. Ворониным
Тест креативности. Полный вариант методики Е.П. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Е.П. Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.
А.Н. Ворониным была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Е.П. Торренса, субтеста «Завершение картинок». Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами, вербализация материала, с которым работает субъект и средства «генерации» нового продукта, является необязательной и вторичной. Маркировка нарисованного несколькими словами испытуемого не является существенной для интерпретации результатов и используется только для более полного понимания рисунка.
Предлагаемая версия теста Э.П. Торранса представляет собой набор фотографий с определенным набором элементов (линий), с помощью которых субъекты должны довести картинку до некоторого осмысленного изображения. В этой версии теста используется 6 изображений, выбранных из 10 оригинальных. По словам А.Н. Воронина, эти снимки не дублируют оригинальные элементы друг друга и дают наиболее достоверные результаты. Диагностические возможности адаптированной версии метода позволяют оценить такие 2 показателя творчества как: оригинальность, уникальность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Креативность является важным качеством современного человека. Под креативностью в данной работе будет подразумевать естественная способность личности, наличие и формирование которой зависит от многих факторов. Основные черты креативной личности включают познавательный талант, чувствительность к проблемам, самостоятельность в неопределенных ситуациях. По мнению ученых, существуют условия, которые стимулируют развитие креативности. Это независимость в мышлении и стимулирования ответственности; внимание к самостоятельным разработок, наблюдений, чувств, обобщений; ситуации открытости или незавершенности, в отличие от конкретно заданных и контролируемых; поощрения и мотивации.
Период обучения в школе важен для развития креативности человека как период самовоспитания, саморазвития, самовыражения, т.е. как период становления личности. Личность подросткового возраста начинает осознавать себя в своей целостности, способности к саморазвитию и творчеству. Кроме того, именно в период обучения в школе происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности.
Предмет «История» обладает большими возможностями для нравственного воспитания. Воспитание нравственного человека – задача сложная, но выполнимая, если за нее возьмутся родители и учителя-предметники. История – учебная дисциплина, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоциональных переживаний. Многие темы курса истории содержат богатый «пласт ценностей». И еще один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческие достоинства. Школьные уроки истории побуждают молодого человека думать, иметь желание дерзать, быть эмоционально сопричастным к великим свершениям нации.
На основе данных, полученных в результате исследования, можно предположить, что субъекты менее способны выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, известных, банальных или твердо устоявшихся, отклоняться от традиционных моделей мышления, находить оригинальные решения. Они также отличаются от прежних слабых знаний в различных областях, равнодушием к проблеме, отсутствием навыков и умений в образовательном процессе, а также представляют интерес для развития профессиональной подготовки в подростковом возрасте. Полученные данные могут определяться возрастом участников исследования. Все участники исследования находятся в одной возрастной группе – молодость, следует отметить, что в этом возрасте личностные и индивидуальные особенности менее важны, чем внешние, социальные факторы. По причине полученных низких и средних показателей развития креативности среди испытуемых обучающихся ребят предложим направления формирования креативности у обучающихся в процессе обучения по истории.
1. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – 2-е изд. – М: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 400 с.
2. Барышева, Т.А. «Креативность. Опыт самопознания» - технология рефлексивной самоорганизации (self-examination - development) студентов в информационной образовательной среде / Т.А. Барышева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб. – 2013. – №8. – С. 26-36.
3. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография / Т.А. Барышева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – 205 с.
4. Богоявленская, Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 35 -41.
5. Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005. – 176 с.
6. Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации / Н.Е. Веракса // Вестник МЕПУ. – 2010. – №2. – С. 46-53.
7. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. – М.: Издательство Прогресс. – 2005. – 244 с.
8. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования / Авт. - сост.: И.В. Хромова, М.С. Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
9. Дорфман, Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство / Отв. ред. Е.А. Малянов, Н.Н. Захаров, Е.М. Березина, Л.Я. Дорфман, В.М. Петров, К. Мартиндейл. – Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры. – 2002. – С. 89-120.
10. Дроздикова, Л.Н. Творческая самореализация студентов в условиях системно-целевой дифференциации. / Л.Н. Дроздикова // Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Дроздикова. – Казань. – 2009. – 177 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
12. Зникина, Л.С. Условия формирования профессиональной компетентности специалистов / Л.С. Зникина // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука – практике». Новые исследования. – 2004. – №4. – С.18-20.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
14. Капская, А.Ю. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей / А.Ю. Капская, Т.Л. Мирончик. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
15. Козленко, В.Н. Проблема креативности личности / В.Н. Козленко // Психология творчества. – М., 2010. – С. 131-148.
16. Коломиец, Е.Ф. Когнитивные аспекты современного исследования креативности / Е.Ф. Коломиец // Ананьевские чтения, 2009. – С. 201-202.
17. Куприна, М.В. Мотив достижения в структуре креативной личности : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / М. В. Куприна. – Хабаровск, 2004. – 22 с.
18. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
19. Минеева, Л.А. Изучение взаимосвязи креативности с мотивацией достижений и их влияние на ценностные ориентации в карьере будущего врача / Л.А. Минеева, Н.А. Русина // Медицинская психология в России. – 2012. – №2. – С. 1-8.
20. Моляко, В.А. психология творческой личности / В.А. Моляко. – М., Высшая школа. –1978
21. Пономарев, Я.А. Состояние, тенденции и перспективы развития психологии творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 2008. – С. 431-450.
22. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т. Т. 1. / А. Ребер. – М.: Вече, 2003. – 591 с.
23. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствам» искусства / А.И. Савенков. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 220 с.
24. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
25. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Е.Е. Туник. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 44 с.
26. Холодная, М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М.А. Холодная – М.: Пер Сэ, 2002. – 304 с.
27. Яголковский, С.Р. Психология креативности и инноваций / С.Р. Яголковский – М.: Издательский дом ЕУ-ВШЭ, 2007. – 157 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики подростков по методике Е.П. Торренса (обучающиеся 5 класса).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровней креативности по опроснику
Д. Джонсона (обучающиеся 5 класса).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты