Политика цен и доходов в Республике Беларусь
МИТСО (Международный университет) Гомельский филиал
Курсовая работа (проект)
на тему: «Политика цен и доходов в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Политика цен и доходов в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ ЦЕН И ДОХОДОВ, СООТНОШЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ МАКРОЭКОНОМИКИ
1.1. Кейнсианская функция потребления
1.2. Мультипликатор государственных расходов
Глава 2. ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ДОХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Плюсы и минусы административного регулирования цен и доходов со стороны государства
2.2. Кейнсианская экономическая политика
Глава 3. ДИНАМИКА ЦЕН И РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Хроника контроля над ценами в Республике Беларусь
3.2. Опыт стимулирования потребления в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для контроля инфляции и устранения ее последствий были приняты различные виды политики. К ним относятся контроль цен и доходов. Основная цель этой политики состоит в том, чтобы рассмотреть взаимосвязь между ростом цен и уровнем доходов населения и установить определенный баланс между показателями.
Все страны активно используют регулирование цен в форме мониторинга динамики цен и соблюдения ценовых требований. В случае нарушения законодательства о ценах и других нормативных актов, регулирующих ценообразование и конкуренцию, ряд стран ввел довольно жесткие экономические санкции.
В современных условиях цена и ценообразование являются одним из основных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием экономической трансформации нашей страны является, прежде всего, разумное установление и эффективная система ценообразования. Внедренный механизм ценообразования определяет ряд факторов:
- разработка целостной системы методов управления экономикой;
- финансовое оздоровление;
- развитие рыночных отношений;
- достижение сбалансированности национальной экономики;
- реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость;
- самофинансирование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, фирм, компаний, организаций).
Цены формируют основу для оборота социальной продукции в сферах производства и потребления, материального производства и непроизводственных секторах, отдельных предприятий с различными формами собственности и перераспределения национального дохода.
Цены, установленные на все виды потребительских товаров, промышленную и технологическую продукцию, используются в качестве стандарта как для себестоимости и рентабельности производства, так и для рентабельности общественного производства, и для активного развития потребительского спроса на необходимые товары и услуги. В этом отношении цена является основным экономическим инструментом, отражающим процессы производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления.
ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ ЦЕН И ДОХОДОВ, СООТНОШЕНИЕ С РЕЗУЛЬТАТИВНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ МАКРОЭКОНОМИКИ
1.1. Кейнсианская функция потребления
Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Потребительский выбор на макроуровне заключается в том, что потребители выбирают, какую часть дохода им потратить сегодня (собственно потребление – С), а какую отложить в качестве сбережений. Сбережения (S) превращаются во вложения, являясь основой для инвестиций (I). Данные решения потребителей влияют на темпы роста экономики, а в долгосрочной перспективе и на размер экономики, поэтому потребители являются одной из движущих сил экономики.
Классические экономисты считают, что потребители, намеревающиеся сэкономить деньги, не позволят им использовать свои сбережения в денежной форме, если они могут использовать свои сбережения для обеспечения их процентами (через банковские депозиты, покупку акций или облигаций). Чем выше реальная ставка, тем больше стимулов необходимо сохранить. Напротив, когда этот показатель падает, нормы сбережений людей снижаются. Поэтому был сделан вывод о том, что сбережения зависят от повышения реальных процентных ставок. По мере того как потребление и сбережения складываются с имеющимся доходом, потребление будет уменьшаться по мере роста и снижения реальных процентных ставок. Другими словами, в классических терминах потребление является уменьшающейся функцией реальных процентных ставок.
Джон Мейнард Кейнс, сторонник классической теории, считает, что реальные процентные ставки не играют решающей роли в достижении потребительского выбора домашних хозяйств, поскольку текущее потребление всегда желательно для людей, как потребление в далекой стране.
Кейнсианская теория содержит такие показатели, как функции потребления, сбережений и инвестиций.
Потребление в экономике – это не только процесс использования услуг и товаров, но и выражение потребностей обычных потребителей или предприятий.
ГЛАВА 2 ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ДОХОДОВ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Плюсы и минусы административного регулирования цен и доходов со стороны государства
Государственное регулирование экономики – это комплекс мер и мероприятий, принимаемых государством для исправления и установления основных экономических процессов.
Современная роль государства в регулировании национальной экономики сочетает в себе основы и принципы многих экономических школ. Главной задачей страны в современном мире является создание условий для постепенного и стабильного экономического развития. В частности, роль государства возросла во время экономических кризисов, поскольку рынок не способен преодолеть их за счет собственных экономических механизмов.
В условиях переходной экономики Республики Беларусь в качестве важнейших элементов государственного регулирования следует выделить:
- качественное преобразование процесса воспроизводства;
- денежное обращение;
- условия и источники накопления капитала;
- структуру народного хозяйства;
- структуру форм собственности;
- процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;
- формирование конкурентной среды;
- формирование и развитие системы предпринимательства;
- развитие социальной сферы;
- механизм социальной защиты населения;
- трудовые отношения;
- окружающую среду;
- внешнеэкономические связи.
Существует множество экономических моделей для разных стран. Республика Беларусь на данном этапе экономического развития еще не разработала свою собственную модель. Однако из наиболее известных континентальных экономических моделей французская экономическая модель наиболее близка к моей стране. Эта страна имеет хорошо развитую систему макроэкономического планирования и значительную часть национальной ответственности. Это характеризуется активным вмешательством государства в экономику посредством систем налогообложения, ценообразования и кредитования.
ГЛАВА 3 ДИНАМИКА ЦЕН И РЕАЛЬНЫХ ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Хроника контроля над ценами в Республике Беларусь
Переходная экономика Республики Беларусь не может быть охарактеризована как рыночная, но это уже и не плановая экономика. Пока трудно определить меру сочетания рыночных и административных рычагов и методов управления в конкретной социально-политической и экономической ситуации каждой страны.
Формирование системы государственного регулирования в Республики Беларусь осуществлялось под воздействием ряда факторов.
Государственное воздействие на экономическую деятельность субъектов хозяйствования осуществляется с использованием таких основных форм как государственное предпринимательство, косвенное регулирование посредством налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и внешнеэкономической политики, политики доходов и т.д., государственного программирования и прогнозирования.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки [1, c. 156].
При формировании цены отражаются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. На территории Республики Беларусь за ряд лет внедрялась реформа ценообразования, так как без гибкого и действенного механизма управления ценами нельзя представить себе рынок с развитой экономикой.
Ценообразование является наиболее сложным и важным процессом законодательной и исполнительной деятельности государства. В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике субъектов хозяйствования всех форм собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все страны активно используют ценовой контроль, который осуществляется в виде наблюдения за динамикой цен и соблюдением ценового законодательства. При нарушении ценового законодательства и других нормативных актов, регулирующих вопросы ценообразования и конкуренции, во многих странах установлены достаточно жесткие экономические санкции.
В современных условиях цена и ценообразование – один из главных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием экономических преобразований в нашей стране является, прежде всего, рационально установленная и эффективная система ценообразования.
Формирование системы государственного регулирования в Республике Беларусь осуществлялось под воздействием ряда факторов.
Государственное воздействие на экономическую деятельность субъектов хозяйствования осуществляется с использованием таких основных форм как государственное предпринимательство, косвенное регулирование посредством налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и внешнеэкономической политики, политики доходов и т.д., государственного программирования и прогнозирования.
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки.
При формировании цены отражаются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. На территории Республики Беларусь за ряд лет внедрялась реформа ценообразования, так как без гибкого и действенного механизма управления ценами нельзя представить себе рынок с развитой экономикой.
Ценообразование является наиболее сложным и важным процессом законодательной и исполнительной деятельности государства. В современных условиях принципиально меняются подходы к ценообразованию как на уровне государственного управления, так и в хозяйственной практике субъектов хозяйствования всех форм собственности.
1 Акулов, В. Б. Макроэкономика: учебное пособие / В.Б. Акулов. – 4-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 389 с.
2 Атрошко, Д. М., Штуро, Р. Ю. Потребление и сбережение домашних хозяйств Республики Беларусь / Д. М. Атрошко, Р. Ю. Штуро // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона. – 2017. – № 7. – С. 209-213.
3 Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 202 c.
4 Ваниславский, А. Г. Доходы и сбережения населения в системе финансовых ресурсов Республики Беларусь / А. Г. Ваниславский // Научные исследования XXI века: теория и практика. – 2018. – №2. – С. 176-183.
5 Исаева, В. В. Взаимосвязь и различия потребления и сбережения / В. В. Исаева // Наука через призму времени. – 2020. – №. 1. – С. 62-63.
6 Киевич, А. В Финансы домашних хозяйств в Республике Беларусь как один из важнейших источников внутреннего инвестирования / А. В. Киевич // Экономика и банки. – 2017. – №5. – С. 32-39.
7 Козловская, З. Н. Доходы населения Республики Беларусь как фактор развития экономики / З. Н. Козловская // Доходы, расходы и сбережения населения России: тенденции и перспективы. – 2018. – № 3. – С. 48-51.
8 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
9 Петровская, А. В., Шайлиева, М. М. Сбережения населения: теория и практика / А. В. Петровская, М. М. Шайлиева // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №. 2. – С. 142-148.
10 Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_ compilation/index_39695/.
11 Спартак, А. Н., Французов, В. В. Современные тенденции и риски в развитии мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 4. – С. 18-25.
12 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public _compilation/index_41019/.
13 Тихонов, А. Достижение экономического роста: приоритеты макро-динамической политики / А. Тихонов // Банковский вестник. – 2017. – № 1. – С. 7-12.
14 Трейтьякова, Е. В. Новые формы занятости населения: проблемы и меры стимулирования в Республике Беларусь / Е. В. Трейтьякова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2020. – №. 2. – С. 88-94.
15 Труд и занятость в Республике Беларусь, 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_18061/.
16 Умапати, Н. Система социальной защиты в Беларуси: взгляд в будущее / Н. Умапати // Банковский вестник. – 2020. – № 3. – С. 75-79.
17 Финова, В. В. Направления развития депозитного рынка Республики Беларусь / В. В. Финова // Экономика и социум. – 2020. – №. 6. – С. 485-488.
18 Чудаков, Б. А. Влияние глобального кризиса на внешнюю торговлю Республики Беларусь / Б. А. Чудаков // TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA. – 2016. – № 9. – С. 32-39.
19 Statistics on disposable income, saving and investment [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Main_Page.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты