Развитие пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
2021
45.00 BYN
Развитие пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока по математике для учащихся 1 класса с интеллектуальной недостаточностью по развитию пространственных представлений на тему «Формирование пространственных представлений: перед, за, между, рядом».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1. Пространственные представления как основа формирования высших психических функций
1.2. Особенности развития пространственных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в младших классах
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В 1 КЛАССЕ
2.1. Методические основы коррекционной работы по развитию пространственных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 1 классе
2.2. Содержание коррекционной работы по развитию пространственных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 1 классе
2.3. Особенности проведения коррекционной работы по развитию пространственных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 1 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Одно из необходимых условий гармоничного развития ребенка является его умение ориентироваться в пространстве. Среди основных психических функций одна связана с пространственными представлениями, поскольку эти представления участвуют в формировании почти всех навыков и функционировании всех сложных процессов. Сюда входят элементарно и сложно организованные движения, восприятие, рисование, речь, письмо, счет и т.д. Сложно назвать хотя бы одну деятельность человека, в которой умение ориентироваться в пространстве не играет значительной роли. Работа с пространственными изображениями – это базовый навык, сочетающий в себе разные виды учебной и трудовой деятельности. Проникая во все сферы взаимодействия ребенка с окружающей действительностью, ориентация в пространстве влияет на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является неотъемлемой частью процесса социализации.
Ориентация в пространстве развивается как особая целостная сенсорно-перцептивная способность и основана на овладении приемами восприятия, воспроизведения (моделирования) и трансформации пространственных отношений. На ранних этапах развития его формирование связано с появлением у ребенка чувств к собственному телу, развитием движений, предметно-практической деятельности и зрительно-моторной координации. При этом создаются представления о соотношении внешних объектов по отношению к собственному телу (о поиске предметов с использованием понятий «верх-низ», «с какой стороны», о дальности нахождения объекта), представления о пространственных отношениях между двумя или более предметов в окружающем ребенка пространстве.
Проблема ориентации человека в пространстве многогранна и включает в себя представления о размере, форме предметов и умении различать расположение предметов в пространстве, понимая различные пространственные отношения.
Ориентация в пространстве осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесной обозначения пространственных категорий (местоположение, расстояние, пространственные отношения между объектами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояния, размера, формы, взаимного положения предметов и их положения по отношению к ориентации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
1.1. Пространственные представления как основа формирования высших психических функций
Пространственные представления – это представления пространственных и пространственно-временных свойств и отношениях, величине, форме и относительного расположения объектов. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве и овладевать основными пространственными представлениями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между объектами и явлениями, их порядка и пространственных взаимосвязей.
Развитие пространственных представлений – это важная часть интеллектуального развития ребенка. Для развития наглядно-эффективного и наглядно-образного мышления учащихся даже без формирования пространственных представлений невозможно достичь эффективного изучения учебных дисциплин.
Пространственная организация мира представляется человеку в трех основных компонентах: реальное пространство окружающей среды, аналогичные представления о пространстве во внутренней плоскости и так называемое квазипространство, не имеющее аналогов в реальном мире. Самый сложный механизм развития пространственных представлений начинается в раннем детстве и формируется постепенно. Формирование пространственных представлений связано с использованием различных систем ориентации в пространстве (видимом и воображаемом). Основной и наиболее естественной, онтогенетически более ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Освоение пространственных характеристик окружающей среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном, заданном пространстве. Развитие идет от головы к рукам, затем к телу и к ногам, сначала идеи анализируются применительно к собственному лицу, затем – по отношению к телу в целом, и только после этого – по отношению к собственным рукам.
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В 1 КЛАССЕ
2.1. Методические основы коррекционной работы по развитию пространственных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 1 классе
Коррекционная работа по формированию у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью пространственных представлений проводилась поэтапно и имела ряд особенностей:
1. развитие элементарного уровня пространственных представлений с постепенным включением временной направленности;
2. использование модифицированных методик Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой [4], И.К. Боровской и И.В. Ковалец [6],Т.Н. Ланиной [34], Е.В. Пивоваровой и И.А. Фридрих [29], А.В. Семенович [34, 35], О.В. Титовой [36], Н.Я. Семаго и М. М. Семаго [33], дополненные самостоятельно разработанными заданиями.
Целью коррекционной работы по формированию у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью пространственных представлений будет развитие у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью пространственной ориентации как особой целостной сенсорно-перцептивной способности, которая напрямую связана с мышлением, речью и деятельностью ребенка.
Задачами коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью были выделены следующие:
1. Развивать соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.
2. Формировать представления о «схеме собственного тела».
3. Развивать ориентировки в окружающем пространстве.
4. Развивать ориентировки в двумерном пространстве.
По мере практического освоения ребенком пространства следует включать и словесные обозначения пространственных отношений, изучение пространственной терминологии.
Начать работу необходимо с коррекции самого элементарного уровня пространственных представлений (проприоцептивной системы). Специальная подготовка должна учитывать генезис пространственного развития детей с раннего возраста и ведущую роль в этом процессе двигательного анализатора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе проанализирована тема развития пространственной ориентировки у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью на примере учащихся 1 класса. В ходе проведения теоретического анализа литературы по теме исследования, пришли к следующим выводам.
1. Специальная и развивающая психология, коррекционная педагогика придают большое значение влиянию развитию пространственных представлений на процесс формирования целостной личности ребенка, рассматривают восприятие пространства не только как продукт, эффект индивидуального развития, но и как его основополагающий фактор.
2. Развитие пространственных представлений и пространственной ориентации у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями подчиняется тем же общим законам, что и у детей с нормальным развитием. У детей с ограниченными интеллектуальными возможностями не формируются своевременные предпосылки для формирования пространственных представлений и пространственной ориентации, которыми являются сенсорное восприятие пространства и его вербальное отражение. Специфика психофизического развития этих детей проявляется в бедности сенсорного опыта, связанного с узостью, плохой дифференциацией, медленным восприятием, с недоразвитием моторики и координацией движений, с недоразвитием предметных действий и речью. Это приводит к затруднениям в ориентировании ребенка в пространстве и в установлении пространственных отношений и направлений.
3. Трудности, с которыми сталкиваются дети с интеллектуальной недостаточностью в процессе учебной деятельности, в большинстве своем могут быть преодолены путем целенаправленной работы по формированию и совершенствованию пространственной ориентации.
4. Развитие пространственных представлений подчинено ведущим задачам формирования его основных функций: развитию пространственных свойств, их пространственных отношений и овладению практической и мысленной пространственной ориентацией. Существующие традиционные методы формирования пространственных представлений в специальных классах из-за ограниченной функциональности и неоднородности используемого дидактического материала не в полной мере обеспечивают процесс коррекции и развития пространственных представлений.
5. Правильно организованная работа по коррекции пространственных представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечит эффективность работы, подготовит их к самостоятельной жизни и общественно-полезной деятельности.
6. Коррекционная работа построена на основе предметно-практической деятельности детей данной категории, реализуясь через систему специальных упражнений, включающих большое количество практических, игровых упражнений, а также образовательных ситуаций.
1. Аббасов, М. Г. Практическое овладение учащимися вспомогательной школы пространственной ориентировкой /М. Г. Аббасов // Дефектология. – 1971. – № 3. – С. 70–73.
2. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Просвещение, 1964. – 303 с.
3. Архипов, Б. А. Нарушения восприятия «себя», как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / Б. А. Архипов // Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей: Сборник статей / А. Б. Алексеевич, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова. – М. :ДиалогМИФИ, 2011. – С. 29–38.
4. Ахутина, Т. В. Диагностика развития зрительно-вербальных функций / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М. : Академия, 2003.–64 с. + альб. 32 с.
5. Белякова, И. В. Дети с отклонениями в развитии. Кто они? / И. В. Белякова, В. Г. Петрова. – М. : Академия, 1997 – 87 с.
6. Боровская, И. К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: в 2-х ч. / И. К. Боровская, И. В. Ковалец. – Ч. 2. Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 36 с.
7. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах : кн. для учителя / К. Н. Волков ; под ред. А. А. Бодалева. – М. : Просвещение, 1981. – 128 с.
8. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. ин-тов / В. В. Воронкова ; под ред. В. В. Воронковой – М. : Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1995.– 436 с.
10. Гаврилушкина, О. П. Ребенок отстает в развитии? Семейная школа / О. П. Гаврилушкина. – М. : Дрофа-Плюс, 2010. – 207, [1] с.
11. Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальнойкоррекционной школе 8 вида / И. А. Грошенков. – М. : Академия, 2001. – 412 с.
12. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. – М. : Просвещение, 1969.– 148 с.
13. Елецкая, О. В. Путешествие по времени и пространству / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачева. – СПб. : Речь, 2002. – 176 с.
14. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – 3-е изд., дополн. – М. : Дом педагогики, 1999. – 608 с.
15. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: методические рекомендации / сост. Л. А. Дружинина. – Челябинск : АЛИМ,2008. – 136 с.
16. Захарова, Ю. В. Нетрадиционные техники рисования как средство обучения учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности / Ю. В. Захарова // Спецыяльнаяадукацыя. – 2010. – № 4. – С. 18–21.
17. Ибаньес, Р. Т. Р. Формирование пространственной ориентировки у умственно отсталых дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Р. Т. Р. Ибаньес. – М. :Моск. пед. ун-т, 1991. – 15 с. : ил.
18. Иншакова, О. Б. Особенности зрительно-пространственных представлений у школьников 8-12 лет с экспрессивной алалией / О. Б. Иншакова, A. M. Колесникова // Логопедия. – 2004. – № 2. – С. 35–41.
19. Исследование способностей к целостному восприятию формы предметов (Методика Головиной) [Электронный ресурс] // Открытая онлайн-библиотека для учебы и развития «THELIB». – Режим доступа: https://thelib.info/filosofiya/1570587-issledovanie-sposobnostej-k-celostnomu-vospriyatiju-formy-predmetov-metodika-golovinoj/.
20. Кассал, Л. Н. Особенности формирования пространственных представлений у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /Л. Н. Кассал. – Москва, 1990. – 17 с.
21. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, – 2001. – 208 с.
22. Кащенко, В. П. Исключительные дети: Их изучение и воспитание / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашев. – М. : [б/и], 1929. – 125 с.
23. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 368 с.
24. Люблинская, А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – 1956. – Вып. 86. – С. 47–62.
25. Макоедова, Г. В. Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (в условиях Северо-Востока России): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Г. В. Макоедова. – Москва, 2005. – 205 c.
26. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб.пособие / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
27. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М. : Школьная пресса, 2004. – 133 с.
28. Пепик, Л. А. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 /Л. А. Пепик. – Москва, 2000. – 201 с.
29. Пивоварова, Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2-х ч. / Е. В. Пивоварова, И. А. Фридрих. –Ч. 1. – М. : Айрис-Пресс, 2017. – 416 с.
30. Психология глухих детей / под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой ; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. – 2-е изд., стер. – М. : Советский спорт, 2006 – 448 с. : ил.
31. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И. Н. Садовникова. – М. : Парадигма, 2011. – 279, [1] с. : ил., табл.
32. Светлова, И. Пространство / И. Светлова. – М. :Эксмо, 2003. – 48 с.
33. Семаго, Н. Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Электронный ресурс] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго // Сайт городского Центра образования и здоровья «МАГИСТР», Новосибирск. – Режим доступа: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2019/06/problemnye-deti.-osnovy-diagnosticheskoj-i-korrekcionnoj-raboty-psihologa-.-semago-n.ja.-semago-m.m..pdf.
34. Семенович, А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция / А. Н. Семенович, Т. Н. Ланина, Я. О. Вологдина ; под ред. М. О. Торчинской. – М. : Дрофа,2014. – 251 с.
35. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии : методические рекомендации к нейропсихологической диагностике / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – М. : [б/и.], 1998. – 50 с. : ил.
36. Титова, О. В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. В. Титова. – Москва, 2002. – 179 с.
37. Шиф, Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж. И. Шиф ; под ред. Ж. И. Шиф.– М. : Просвещение, 1965. – 343 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Конспект урока по математике для учащихся 1 класса с интеллектуальной недостаточностью по развитию пространственных представлений на тему «Формирование пространственных представлений: перед, за, между, рядом».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты