Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Психологическая саморегуляция состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «психологическая саморегуляция»
1.2. Взаимосвязь психологической саморегуляции функционального состояния и профессиональной успешности
1.3. Методы психологической саморегуляции
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования
2.2. Проведение исследования
2.3. Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Изучение роли эффективной саморегуляции функционального состояния в обеспечении профессионального успеха является одним из актуальных направлений исследований в динамичной организационной среде. Масштабные промышленные и технологические инновации, внедрение новых форм организационного контроля и детальных процедур оценки персонала, усиление конкуренции среди квалифицированных работников вызывают рост напряженности. В результате в категорию повышенной напряженности стали включаться не только те виды профессиональной деятельности, где взаимодействие человека с высокоточным оборудованием и автоматизированными системами управления традиционно являлось предметом исследований с целью снижения риска возникновения стресса (виды операторской работы), но и виды работ, которые ранее не считались особо напряженными - например, работа учителей
Очевидно, что при работе в условиях повышенной интенсивности крайне актуальной является задача эффективной адаптации, результатом которой является достижение высокого уровня профессионального успеха. Развитые ресурсы саморегуляции обеспечивают стабильное функционирование адаптационных процессов, гибкую поддержку работоспособности, повышение стрессоустойчивости и сохранение здоровья. Научный анализ особенностей проведения эффективных психологических средств оптимизации функционального состояния выступает необходимой основой для выявления механизмов саморегуляции и прогнозирования успеха. Именно вышеуказанные аспекты обусловили выбор и актуальность темы исследования.
Степень разработанности. Теоретические и эмпирические исследования феномена выгорания проводятся как в зарубежной психологии, так и в отечественной науке. Изучению данного феномена посвящены работы К. Маслач, С. Джексон, К Кондо, В.В. Бойко, В.Е. Орел, Е.С. Старченковой, А.А. Рукавишникова, Н.Е. Водопьяновой, М.В. Борисовой и др. Тем не менее, на сегодняшний день нет однозначного представления о закономерностях возникновения и развития синдрома выгорания. В нашем исследовании мы опираемся на трехкомпонентную модель К. Маслач и С. Джексон, которая рассматривает выгорание как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в её процессе. Согласно этому подходу, при рассмотрении динамики выгорания необходим учет как минимум трех факторов: эмоционального истощения, деперсонализации, редукции персональных достижений. К рассмотрению проблемы психической саморегуляции обращались в своих трудах С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский. Теория саморегуляции функциональных состояний человека наиболее эффективно разрабатывается Л.Г. Дикой, проблемы осознанной саморегуляции деятельности отражены в работах О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.К. Осницкого, Г.С. Прыгина, В.И. Степанского и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие «психологическая саморегуляция»
Психологическая (психическая) саморегуляция (ПСР) – это управление поведением или деятельностью человека и саморегуляция его текущего состояния посредством использования психических средств отражения и моделирования реальности.
Существует также более узкое толкование понятия психической саморегуляции, акцентирующее внимание на заключительной части определения – саморегуляции реального состояния человека. В данном случае ПСР рассматривается как «регулирование различных состояний, процессов, действий, выполняемых самим организмом с помощью его психической деятельности» или как «воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов».
В процессе саморегуляции человек может достичь трех результатов: успокоения (снятия эмоционального напряжения), восстановления (снятия усталости) и активации (повышения психофизиологической реактивности). В то же время основной целью психической саморегуляции является осуществление деятельности и управление текущей ситуацией.
Психологическая саморегуляция характеризуется многоуровневым характером своей структуры.
В зависимости от степени осведомленности существует 3 уровня ПСР:
1.Непроизвольный, бессознательный;
2.Произвольный, сознательный;
3.Частичный [4, с. 76].
Успех и оптимальное функционирование ПСР определяется сбалансированностью работы механизмов на всех уровнях.
Бессознательные механизмы саморегуляции поддерживают состояние человека на необходимом уровне, отвечающем требованиям окружающей среды. Однако со временем ресурсы для автоматической коррекции исчерпываются, и возникает необходимость в сознательном регулировании его состояния и восстановлении работоспособности.
Сознательная саморегуляция – это психологический инструмент, необходимый для успешного достижения целей в том или ином виде деятельности.
Сознательная саморегуляция – это метаресурс, включающий в себя такие универсальные и специальные человеческие способности, которые способствуют осознанной и независимой способности ставить цели и управлять их достижением.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ В НАПРЯЖЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация исследования
Для проведения эмпирического исследования психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности автором использовались следующие методики:
1. «Опросник автономности-зависимости» (Г С. Прыгин).
2. Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).
«Опросник автономности-зависимости» (Г С. Прыгин)
Методика позволяет определить стиль саморегуляции деятельности: «автономный» или «зависимый».
«Автономные» – личности, проявляющие в своей деятельности такие качества, как развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность самостоятельно выполнять любую работу.
«Зависимые» – люди, которые не обнаруживают или плохо обнаруживают комплекс этих качеств, полагаются в первую очередь на советы, рекомендации, указания руководителя при выполнении деятельности.
Респонденты должны охарактеризовать себя. Для этого им предлагается вычказывания. Если вы считаете, что предложенное утверждение типично для вас, ответьте «да». Если это нетипично или у вас есть сомнения, ответьте «нет».
Тест состоит из 18 утверждений, с которыми испытуемый может согласиться (+) или не согласиться (-).
Респондентов, набравших 11 баллов и выше, можно отнести к «автономной» группе, а тех, кто набрал 7 баллов и ниже, – к «зависимой» группе. В отношении лиц, набравших 8, 9, 10 баллов, невозможно сделать однозначный вывод.
Методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
Тест на профессиональное выгорание предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, в основном коммуникаторов.
Методика содержит три шкалы:
1) «Эмоциональное истощение» – отражает тяжесть эмоционального состояния по отношению к профессиональной деятельности. Высокий показатель по этой шкале связан с депрессией, апатией, высокой усталостью, эмоциональной пустотой. Согласно этому методу, испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень, 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
Психическая саморегуляция – это управление психоэмоциональным состоянием человека, которое достигается за счет воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмаций), мысленных образов (визуализации) и контроля дыхания и мышечного тонуса (расслабления).
В условиях динамичной организационной среды, характерной для современных организаций, проблемы диагностики, оценки, развития и поддержания профессионального успеха специалистов различных видов работ приобретают особое значение. Анализ свойств содержания и условий труда позволяет выявить специфические требования к ресурсам саморегуляции функционального состояния специалистов и к готовности работника обеспечить быстрое формирование целевой ситуации, адекватной требованиям ситуации. Способность эффективно ориентироваться на саморегуляцию обсуждается как один из факторов развития профессионального успеха.
Среди методов психологической саморегуляции выделяют следующие: нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, идеомоторная тренировка, сенсорное воспроизведение образов.
Для проведения эмпирического исследования психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности автором использовались следующие методики: «Опросник автономности-зависимости» (Г С. Прыгин), методика диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой).
В эмпирическом исследовании, посвященному изучению психологической саморегуляции состояния в напряженных условиях профессиональной деятельности приняли участие 20 преподавателей учреждения образования «Белорусский государственный медицинский колледж».
Учителя с автономным типом саморегуляции деятельности имеют более низкий уровень выгорания, чем учителя с зависимым типом саморегуляции деятельности. Это свидетельствует о том, что чем лучше у учителей развиты представления о системе внешних и внутренних условий деятельности, умение планировать свои действия и поведение, тем адекватнее оценка себя и результатов своей деятельности, тем выше уровень развития регуляторной гибкости (способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменениями внешних и внутренних условий) и, в целом, тем выше уровень развития регуляторной гибкости (способности перестраивать систему саморегуляции в связи с изменениями внешних и внутренних условий)., чем ниже будет уровень выгорания (выгорания). что независимо от стажа работы и занимаемой должности у учителей наблюдаются следующие симптомы: также проявляется недостаточная эмоциональная реакция на увеличение объема работы, негативное отношение к себе и снижение взаимодействия с коллегами.
1. Бодров, В.А. Психологические механизмы адаптации человека // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. – М.: Институт психологии РАН, 2007. – С. 42-67.
2. Борисова, М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов / М.В. Борисова // Вопросы психологии. – 2005. – №2. – С. 96-104.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2005. –336 с.
4. Водопьянова, Н.Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н.Е. Водопьянова // Вестник СПбГУ. – 2009. – №2. – С.75-86.
5. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагога / Н.С. Глуханюк. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф-пед. ун-та, 2005. – 261 с.
6. Дикая, Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека / Л.Г. Дикая. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 318 с.
7. Дикая, Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния в экстремальных условиях деятельности: дисс. докт. психол. наук. – Москва, 2002. – 318 с.
8. Зборовская, В.И. Саморегуляция психической устойчивости учителя / В.И. Зборовская // Прикладная психология. – 2001. – №655. – С. 34-39.
9. Конопкин О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А. Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 1989. – №5. – С.18-26.
10. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2004. – №2. – С. 128-135.
11. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 5-12.
12. Кузнецова, А.С. Психологическая саморегуляция функционального состояния и профессиональная успешность / А.С. Кузнецова, М.А. Титова, Т.А. Злоказова // Вестник Московского университета. – 2019. – № 1. – С. 87-93.
13. Купцова, С.А. Психическая саморегуляция как компонент культуры здоровья / С.А. Купцова // Вестник ЮУрГГПУ. – 2018. – № 2. – С. 17-23.
14. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – М.: Смысл, 2007. – 311 с.
15. Моросанова, В.И. Осознанная саморегуляция произвольной активности человека как Психологический ресурс достижения целей / В.И. Моросанова // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 4. – С. 98-104.
16. Прохоров, А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. – 2005. – № 26. – С. 68-80.
17. Прыгин, Г.С. Особенности саморегуляции и профессиональное самоопределение / Г.С. Прыгин, В.И. Степанский, В.П. Фарютин // Вопросы психологии. – 1987. – №4. – С. 44-51.
18. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда / Н.С Пряжников. – М.: ИПП, 1997. – 352 с.
19. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М: Академия, 2001. – 480 с.
20. Титова, М.А. Эффективность психологической саморегуляции функционального состояния как фактор профессиональной успешности / М.А. Титова. – М.: АСТ, 2016. — 241 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты