Использование игр и игровых приемов на уроках русского языка с учащимися с нарушением слуха
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Использование игр и игровых приемов на уроках русского языка с учащимися с нарушением слуха»
по дисциплине: «Специальная методика школьного обучения»
2021
45.00 BYN
Использование игр и игровых приемов на уроках русского языка с учащимися с нарушением слуха
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Специальная методика школьного обучения
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Использование игр на уроках русского языка с нормотипичными детьми
1.2 Задачи работы в III классе на уроке русского языка с учащимися с нарушением слуха
1.3 Значение использования игровых приемов на уроке русского языка с детьми с нарушением слуха
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Требования к отбору дидактических игр на уроке русского языка
2.2 Методические рекомендации по использованию игр на уроке русского языка в III классе с детьми с нарушением слуха
2.3 Фрагменты уроков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных. Это связано, прежде всего, с тем, что число детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч – дети-инвалиды. Помимо роста численности практически всех категорий детей с ограниченными возможностями, наблюдается тенденция качественного изменения образовательной программы. Образование детей с нарушениями слуха предполагает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в рамках специальных образовательных стандартов. Образование детей с нарушениями слуха является одним из основных условий их успешной социализации. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение качества образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего образования, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
В современном мире существует достаточно средств для коммуникации. Люди получают информацию из всех сфер: телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет и т.д. Детям с нарушениями слуха и речи сложнее вступать в контакт, когда начинается новый этап в их жизни – школа. Необходимо помочь ребенку справиться с возникшими трудностями. Именно это является актуальной проблемой в современном мире. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в уроке, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи могут быть успешно решены через технологию игровых форм обучения. Игра – самое серьезное дело для ребенка на данном этапе. Игра – это школа познания, творчества, интеллектуального и духовного развития ребенка. Игра открывает ребенку мир. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. В игре дети усваивают систему отношений, развиваются, учатся, формируются как личности.
В психолого-педагогической и коррекционной литературе является недостаточно освещённым вопрос по использованию игр и игровых приемов на уроках русского языка с учащимися с нарушением слуха. По причине этого в данной работе остановимся на данной проблеме исследования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Использование игр на уроках русского языка с нормотипичными детьми
Современные тенденции в методике преподавания русского языка, такие как внимание к личности учащегося, учет его способностей; сохранение и поддержка интереса учащихся, способствуют постоянному поиску новых и совершенствованию существующих методов, приемов и технологий обучения. А.Д. Дейкина отмечает, что пробуждение интереса к изучению языка является одним из важнейших вопросов преподавания. В качестве примера заданий для пробуждения интереса А.Д. Дейкина предлагает использовать игру на воображение при изучении языкового изобретения [7, с. 103].
В современном мире наука развивается высокими темпами, увеличивается скорость поступления и обработки информации. Любая технология имеет средства активизации деятельности учащихся, а в некоторых технологиях эти средства являются главной идеей и основой эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Каждый учитель хочет, чтобы уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися.
В практике преподавания предмета «Русский язык» часто используются различные игры. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже осознает литературные процессы, происходящие в то или иное время, проявляет интерес к чтению художественных произведений.
Все последующие после дошкольного возраста периоды с их ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная деятельность, средний школьный возраст – общественно полезная деятельность, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс. В подростковом возрасте происходит обострение потребности в создании собственного мира, стремление к взрослости, быстрое развитие воображения, фантазии, появление спонтанных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте являются направленность на самоутверждение, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность [11, с. 84].
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1 Требования к отбору дидактических игр на уроке русского языка
Существует ряд требований к отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках русского языка:
– целенаправленность применения; кратковременность (5-7 минут);
– эмоциональность;
– близость темы к детскому кругозору;
– разнообразие форм организации учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная);
– подчиненность воспитательной работе урока; неразрывная связь игр с другими методами обучения.
Необходимость игры в организации учебной работы с детьми объясняется их возрастными особенностями, низким уровнем волевой регуляции восприятия, памяти, внимания, недостаточной сформированностью учебной деятельности.
На уроках русского языка дидактическая игра применяется при изучении нового материала; для активизации усвоения материала; для развития умений и навыков, формирования автоматизма в применении правил; для активизации внимания во время урока; для снятия умственного напряжения, утомления, вызванного трудной для учащихся умственной работой; для диагностики эффективности обучения, усвоения программных знаний; для развития познавательной активности, поддержания интереса к процессу приобретения знаний; для формирования психических качеств (внимания, наблюдательности, обучаемости и др.) [5, с. 96].
При многих положительных качествах игра в обучении детей не может полностью вытеснить строго регламентированную учебную деятельность, так как обучение в дидактической игре специфично: игра менее универсальна, чем учебная деятельность; в ней меньше возможностей для усвоения новых знаний; не все программные знания можно усвоить через игру; облегчая процесс обучения, игра не дает возможности упражнять учащихся в тех умственных и физических усилиях, которые необходимы для учебной работы. Как и другие методы обучения, игра используется тогда, когда она может дать наилучшие результаты в усвоении детьми учебного материала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование игровых технологий на уроках русского языка позволяет снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вывести изучение и закрепление материала на уровень эмоционального сознания, что, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как школьному предмету. Игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся младшего школьного возраста, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеобразовательные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативность, настойчивость, целеустремленность, умение найти решение в нестандартной ситуации. Результаты использования игр на уроках русского языка показывают, что учащиеся легче усваивают учебный материал, который преподносится в игровой форме.
Особенности процесса проведения уроков русского языка с детьми с нарушениями слуха: индивидуальный подход к каждому ученику; предупреждение наступления утомления путем использования различных средств; использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь, формирующих необходимые учебные навыки; проявление педагогического такта. Во время проведения уроков русского языка с детьми с нарушениями слуха учитель должен следить за успехами учащихся; после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; поддерживать детей, развивать их положительную самооценку, корректно предупреждая их, если они делают что-то не так; разрешать ученикам записывать различные шаги при выполнении упражнений.
Огромная роль в развитии и воспитании ученика с нарушениями слуха принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности и воли школьника, в игре реализуется потребность воздействовать на мир. Использование игр в учебном процессе на уроках русского языка способствует активизации деятельности ребенка с нарушениями слуха, развивает речь, познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает усталость у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М., 2000. – 314 с.
2. Белова, Н.И. К вопросу произношения глухих дошкольников / Н.И. Белова // Активизация познавательной деятельности глухих и слабослышащих учащихся. – Л., 2013. – 298 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя деттског сада. – 2-е изд., дораб. – М., 2001. – 198 с.
4. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: кн. для учителя / Р.М. Боскис. – 2-е изд., испр. – М., 2008. – 245 с.
5. Выгодская, Г.Л. Игровая деятельность глухих детей / Г.Л. Выгодская // Психология глухих детей. – М., 2001. – 157 с.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. – М., 1983. – 436 с.
7. Дейкина, А.Д. Приоритетные направления в методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина // Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. – М.; Оренбург, 2009. – 269 с.
8. Каплинская, К.П. Использование слухового восприятия в работе над произношением звуков речи у тугоухих детей / К.П. Каплинская // Учебно-воспитательная работа в спец. школах. – М., 2007. – 261 с.
9. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. – М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 269 с.
10. Коновалова, О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения [Электронный ресурс] / О.В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф., июнь 2014 г., г. Челябинск. – Челябинск, 2014. – С. 35-36.
11. Кошкина, И.В. Интеграция в начальной школе : уроки изобразит. искусства / И.В. Кошкина, Г.Б. Целимбровская // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 82-85
12. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду / Н.К. Крупская // Пед. соч. – М.: 2010. – 263 с.
13. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студентов пед. вузов / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2013. – 462 с.
14. Михаленкова, И.А. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушениями слуха / И.А. Михаленкова. –СПб., 2003. – 255 с.
15. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для школьников / З.А. Михайлова. – М., 2005. – 310 с.
16. Петшак, В. Понимание глухими школьниками эмоций других людей / В. Петшак // Дефектология. – 2011. – №4. – 216 с.
17. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. Учреждений I и II вида / под ред. Е.Г. Речицкой. – М., 2005. – 233 с.
18. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками / Под ред. И.М. Гилевич, К.Г. Коровина. – М., 2006. – 245 с.
19. Речицкая, Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы: пособие для учителя – дефектолога / Е.Г. Речицкая. – М., 2005. – 258 с.
20. Речицкая, Е.Г. Логические задачи в подготовительном классе школы глухих / Е.Г. Речицкая // Вопросы сурдопедагогики. – М., 2005. – 145 с.
21. Речицкая, Е.Г. Формирование учебной деятельности младших глухих школьников / Е.Г. Речицкая. – Л., 2010. – 269 с.
22. Севостьянова, Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения / Е.О. Севостьянова. – М., 2005. – 290 с.
23. Тигранова, Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей / Л.И. Тигранова. – М., 2008. – 244 с.
24. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М., 2007. – 197 с.
25. Хейссерман, Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития / Э. Хейссерман. – М., 2004. – 210 с.
26. Хотеева, Э.Н. Рекомендации к работе воспитателей в школе-интернате для глухих детей в условиях группы-класса / Э.Н. Хотеева. – М., 2006. – 270 с.
27. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М., 1960. – 347 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты