Профилактика и коррекция девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Профилактика и коррекция девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Профилактика и коррекция девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Результаты диагностики.
Поделиться
Введение
1 Теоретические аспекты профилактики и коррекции девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
1.1 Специфика профилактики и коррекции девиантного поведения школьников
1.2 Психологическая характеристика социально опасного положения ребёнка
1.3 Сущность и типы детско-родительских отношений
2 Эмпирическое исследование девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
2.4 Рекомендации по коррекции девиантного поведения для школьников, родителей, психологов, социальных педагогов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Цель исследования: проанализировать и разработать направления профилактики и коррекции девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
Задачи исследования:
– проанализировать теоретические аспекты профилактики и коррекции девиантного поведения у признанных находящимися в социально-опасном положении школьников с разными типами детско-родительских отношений;
– провести эмпирическое исследование девиантного поведения у признанных находящимися в социально-опасном положении школьников с разными типами детско-родительских отношений;
– разработать признанных находящимися в социально-опасном положении школьников с разными типами детско-родительских отношений.
Объект исследования: девиантное поведение школьников с разными типами детско-родительских отношений
Предмет исследования: профилактика и коррекция девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений.
Актуальность темы связана, прежде всего с увеличением числа семей, находящимися в социально опасном положении (СОП) и проявлениями девиантного (отклоняющегося) характера в поведении у школьников из семей СОП.
Проблема девиантного поведения школьника и состояния их семей очень актуальна в связи с тем, что подростковый возраст-это один из важнейших и одновременно очень сложных периодов в становлении личности. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется «девиация».
Девиантное поведение-понятие, которое обозначает отклонения от принятых в данном конкретном историческом обществе норм межличностных взаимодействий, действий, высказываний и поступков. Некоторые из данных норм имеют абсолютные и однозначные критерии, записанные в законах и указах, другие относительные-которые передаются в виде традиций, верований, или семейных и общественных регламентаций. Девиантное поведение школьника и его последствия могут сугубо повлиять на развитие и становление личности в подростковом возрасте.
1 Теоретические аспекты профилактики и коррекции девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
1.1 Специфика профилактики и коррекции девиантного поведения школьников
Субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводятся различные мероприятия предупреждению социально-опасного положения детей, но эти методы не всегда бывают эффективными. Существуют факторы риска, способные повлиять на развитие негативных ситуаций, в результате чего несовершеннолетний и его семья всё же попадает в социально-опасное положение (далее-СОП), которое наносит свой «отпечаток» на психику и поведение школьников, особенно отчётливо проявляющийся в подростковом возрасте. В результате влияния раздражающих внешних факторов, к которым можно отнести и семейное неблагополучие, происходят социально-нежелаемые проявления поведения у школьников от мелких шалостей до совершения им противоправных действий, поступков, иначе говоря, наблюдается девиантное (отклоняющееся поведение) [4, с. 33].
Прежде, чем перейди к понятию «девиантное поведение», рассмотрим термин «социально-опасное положение». Понятие «СОП» предложено в качестве определённых социально-опасных факторов, таких как «беспризорность» и «безнадзорность», где «безнадзорным» считается несовершеннолетний ребёнок, за поведением которого отсутствует контроль со стороны родителей или лиц их заменяющих, вследствие ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию. К «беспризорному» относится «безнадзорный» ребёнок, не имеющих определённого места жительства. «Ребёнком, находящимся в социально-опасном положении» считается несовершеннолетний, попавший в обстановку, представляющую опасность его жизни или здоровью, которая не соответствует требованиям для его воспитания и содержания, включая совершение самими несовершеннолетними нарушений общественного порядка, правонарушений или даже преступлений. Это зачастую происходит вследствие того, что родители ребёнка или его законные представители ведут асоциальный образ жизни, отрицательно влияя на психику детей, жестоко с ними обращаются, не заботятся о создании благоприятных условий для их воспитания» [11, с. 13].
2 Эмпирическое исследование девиантного поведения у признанных находящимися в СОП школьников с разными типами детско-родительских отношений
2.1 Организация и методы исследования
В процессе проведения исследования целью работы являлось изучение особенностей девиантного поведения у СОП-школьников с разными типами детско-родительских отношений. Важнейшими составляющими эмпирического исследования девиантного поведения являются: выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях подростков с девиантной формой поведения, выявление склонности к девиантному поведению (СДП).
Выборка исследования: 80 испытуемых, из которых 20 являются учащимися средней школы №12 Г. Гомеля, 30 являются учащимися средней школы №26 и 30 являются учащимися средней школы №29. Испытуемые были разделены на две группы:
1 группа – 40 школьников, находящихся в СОП;
2 группа – 40 школьников, не находящихся в СОП.
Этапы исследования:
I этап – теоретический анализ литературы по проблеме особенностей девиантного поведения у школьников.
II этап – проведение эмпирического исследования, включающий подбор психодиагностических методов исследования, проведение эмпирического исследования по изучению психологических особенностей девиантного поведения у школьников, находящихся в социально опасном положении с разными типами детско-родительских отношений, и выявление у них склонности к девиантному поведению.
III этап – систематизация и обобщение накопленного эмпирического материала, оформление курсовой работы.
Психодиагностический инструментарий:
- опросник «Подростки о родителях» (автор Е.С. Шафер);
- методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (автор П.В. Трояновская);
- методика «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» А.Н. Орла;
- методика «Детско-родительские отношения глазами ребенка в подростковом возрасте» - Родитель глазами ребенка.
Опросник «Подростки о родителях» (автор Е.С. Шафер).
Цель: изучить установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и в младшем юношеском возрасте.
Заключение
Профилактика и коррекция девиантного поведения является одной из важнейших задач современного общества. Профилактика – это комплекс социально-психологических, медико-воспитательных мероприятий, направленных на нейтрализацию влияния негативных факторов социальной среды на личность, с целью профилактики девиантного поведения. Социальная профилактика – это работа по устранению причин и условий, способствующих отклонениям в поведении подростка и созданию социальных условий для формирования нравственной личности из жизни. Основное содержание работы социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.
Социально опасное положение ребенка – это обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка, т.е. он находится в трудной жизненной ситуации. Дисфункциональная семья считается педагогически несостоятельной, семья уклоняется от родительского долга, в которой родители злоупотребляют правами, злоупотребляют детьми или пренебрегают своими потребностями, добровольно отказываются от обязательств, налагаемых на них государством и обществом.
Детско-родительские отношения представляют собой одну из ключевых составляющих жизни человека и могут быть рассмотрены с позиции системной организации в силу своей многокомпонентности, полифункциональности и детерминированности разными факторами. Детско-родительские отношения традиционно рассматриваются как динамичная система, складывающаяся в результате интеграции подсистемы отношения родителей и подсистемы отношения детей.
В результате приведённого эмпирического исследования было установлено, что у подростков из категории СОП, склонных к девиантным формам поведения, выявлены следующие нарушения детско-родительских отношений: непринятие родителями подростка, чрезмерно выраженной эмоциональной дистанцией родителей с подростком, выраженная авторитарность родителей, отсутствие поощрений со стороны родителей, чрезмерная выраженность реализации наказаний родителями, выраженная непоследовательность родителей в воспитании, выраженная неуверенность родителей в воспитании, неадекватное восприятие родителями образа ребенка, недоброжелательность родителей друг к другу.
1 Басалаева, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально-опасном положении / Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова, Т.В. Казакова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, В.В. Коршунова // Современные проблемы науки и образования. – М.: ИНФРА-М, 2015. – № 2. – С. 1-8.
2 Братчикова, Ю.В. Оптимизация самоотношения подростков методом творческого самовыражения / Ю.В. Братчикова, И.Ф. Шниятова // Актуальные проблемы психологии личности. – М.: ИННФРА-М, 2013. – №11. – С. 8-14.
3 Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. – СПб.; Речь, 2001. – 144 с.
4 Вассерман, Л.И. Психологическая методика «Подростки о родителях» и её практическое применение / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицина. – СПб.; «Фарминдекс», 2001. – 68 с.
5 Вяткин, А. П. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения / А. П. Вяткин, Т.Х. Невструева, Т.А. Терехова, Л.В. Санина // –М.: Всероссийский криминологический журнал, 2016. – № 3. – С. 487-498.
6 Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: Эксмо, 2000. – 210 с.
7 Жукова, М.В. Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников / М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина // – Челябинск: Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – № 9. – С. 48-53.
8 Захарова, Г.И. О связи типа родительского отношения и особенностей нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста / Г.И. Захарова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2012. – № 45 (304). – Вып. 19. – С. 60–63.
9 Змановская, Е.В. Девиантология: учебное пособие. – Саратов: Академия, 2003. – 288 с.
10 Иванов, Д.В. Профилактика склонности к аддиктивному поведению подростков с акцентуациями характера. – Калуга: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. – № 3. – С. 48-50.
11 Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // – М.: Социально-политический журнал,1995. – № 2. – С. 21.
12 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.; Гардарики, 2005. – 319 с.
13 Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – 144 с.
14 Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – 144 с.
15 Лащова, Л.А. Социологическая теория девиантного поведения // –М.: Социально-политический журнал, 1993. – № 4. – С. 11.
16 Левин, Б.М. Главные факторы алкоголизации общества в условиях социальных перемен. – М.: Социологические исследования, 1997. – С. 4.
17 Левшунова, Ж.А. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / Ж.А. Левшунова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. – 114 с.
18 Минияров, В.М. Психология семейного воспитания: диагностико-коррекционный аспект: Методическое пособие / В.М. Минияров. – Рос. акад. образования, Моск. Психол.-соц. ин-т; – М.; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 248 с.
19 Мирошниченко, Л.Д. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде. – М.: Педагогика, 2000. – № 3. – С. 9.
20 Менделевич, В.Д. Психология девиатного поведения. – М.: Эксмо, 2001. – 214 с.
21 Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство / А.Б. Петрова. – М.; Флинта: МПСИ, 2008. – 152 с.
22 Павленок, П.Д. Основы социальной работы. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 112 с.
23 Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.; Владос-пресс, 2003. – 272 с.
24 120-ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:/www.consultant.ru
25 Ярская-Смирнова, Е.Р. Социально-опасное положение семьи и детей / Е.Р. Ярская-Смирнова, В.М. Маркина. – Москва: Вариант, 2015. – 100 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 51.
В работе также имеется следующее приложение:
Приложение А Результаты диагностики.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты