Культура речи и речевой этикет
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Культура речи и речевой этикет»
по дисциплине: «Деловой этикет и профессиональная коммуникация»
2021
45.00 BYN
Культура речи и речевой этикет
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Деловой этикет и профессиональная коммуникация
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1 Понятие культуры речи и ее компоненты
1.2 Культура речи как культура речевой деятельности
1.3 Культура речи в современном социуме
ГЛАВА 2 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
2.1 Понятие «речевой этикет»
2.2 Речевой этикет делового общения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.
Все психические свойства и качества личность приобретает лишь в общении с окружающими. Овладение речью и общением – сложный и длительный процесс.
Жизнь человека и его развитие невозможно представить вне взаимодействия с другими людьми. Общение является одним из определяющих условий развития растущего человека в личность: ни отдельный человек, ни общество в целом не могут жить в изоляции.
Цель курсовой работы: выявить особенности культуры речи и речевого этикета. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие культуры речи и ее компоненты.
2. Определить культуру речи как культуру речевой деятельности.
3. Описать культуру речи в современном социуме.
4. Проанализировать понятие «речевой этикет».
5. Выделить правила речевого этикета делового общения.
Объект исследования: устная и письменная речь.
Предмет исследования: культура речи и речевой этикет.
Методы: общенаучные (анализ, синтез, обобщение, систематизация).
Структура работы подчинена решению поставленной цели и задач и состоит из введения (аргументируется актуальность, приводятся цель, задачи, объект и предмет, характеризуются методы исследования), двух глав (охарактеризовано понятие культуры речи и ее компоненты, определена культура речи как культуру речевой деятельности, описана культура речи в современном социуме, проанализировано понятие «речевой этикет» и выделены правила речевого этикета делового общения), заключения (подведены итоги исследования), списка использованных источников (20 позиций).
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРА РЕЧИ
1.1 Понятие культуры речи и ее компоненты
Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика» Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной, но не была бесполезной. Острые и болезненные критические удары В.Г. Белинского расшатывали теоретические устои риторик первой половины XIX столетия. Однако не угасал в обществе, в среде передовых литераторов, юристов и ученных, интерес к тому, что было принято называть красноречием. Место риторики заняла стилистика, включавшая и элементы постепенно вызревавшей в недрах филологии XX века культуры речи как научной дисциплины [11, с. 76].
В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.
Признание новой лингвистической дисциплины нашло выражение не только в ряде статей и сборников, программе высшей и средней школы, но и в узаконивающих терминологию словарях. Так, в «Справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой о термине «культура речи» читаем:
1. Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху (точка зрения объективно-историческая) и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мысли (точка зрения нормативно-регулирующая)… 2. Нормативность речи, её соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения словоупотребления, формообразования, построение словосочетаний и предложений. Нормативность речи также включает в себя такие качества, как точность, ясность, чистота [2, с. 33].
ГЛАВА 2 РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
2.1 Понятие «речевой этикет»
Слово «этикет» пришло в русский язык из французского в XVIII веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.
Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.
В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.
Человек – существо социальное, а потому общение с людьми сопровождает нас всюду: дома, в рабочем коллективе, в транспорте, в магазине, в театре. Ежедневно мы с кем-то здороваемся и прощаемся, о чем-то просим или что-то предлагаем, спрашиваем и отвечаем, приносим извинения и прощаем, делаем комплименты или принимаем их. Необходимость в общении возникла в глубокой древности, когда буквально каждый шаг человека был связан с опасностью. Жесты, интонация, мимика помогали первобытным людям находить общий язык с представителями других племен. В те времена уже существовали правила поведения, имелись зачатки будущего речевого этикета [10, с. 116].
Сейчас речь является одним из важнейших признаков, дающих представление о том, насколько грамотен и культурен человек. Умение вежливо общаться – залог успеха в обществе. Вот почему так важно придерживаться правил хорошего тона и уметь выстраивать гармоничные и доверительные отношения с лицами разных возрастов, культур и полов. Люди, соблюдающие правила речевого этикета, подтвердят, что это позволяет достигать взаимопонимания с окружающими, быстрее устанавливать контакты, добиваться расположения собеседников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Культура речи – владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, а также умение использовать выразительные средства языка в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
2. Культура речи предполагает речевое взаимодействие людей с целью их взаимопонимания. На это направлены и нормы, которые тоже объединяют людей в пользовании одним и тем же языком, и речевые модели, которые служат тому, чтобы люди понимали не только то, что сказано, но и то, что имелось в виду, поэтому культура речи предполагает также умение использовать и распознавать как явные, так и скрытые цели речи.
3. На сегодняшний день огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи различных слоёв населения. В связи с увеличением массовых коммуникаций в лексиконе появилось много новых слов. Культура речи на протяжении долгого времени являлась показателем общей культуры человека. Но, к сожалению, нынешнее поколение искажают всю культуру родного языка, используя в своей речи ненормативную лексику.
4. Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.
1. Абрамов, Н.В. Искусство разговаривать / Н.В. Абрамов // Русская речь. – 1991. – № 4. – С. 54-56.
2. Айснер, С.Ю. Культура публичной речи / С.Ю.Айснер // Вестник КрасГАУ. –2009. – №4. – С. 31-34.
3. Библер, В.С. Диалог культур и школа ХХI века / В.С. Библер // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. – Кемерово, 1993. – С. 17-24.
4. Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М: Русский язык, 1990. – 247 с.
5. Введенская, Л.А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 540 с.
6. Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин. – М.: Просвещение, 1983. – 109 с.
7. Давронова, З.Б. Язык и культура. Проблема культуры речи / З.Б. Давронова // Достижения науки и образования. – 2020. – №6. – С. 8-11.
8. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 480 с.
9. Зубарева, А.А. Формулы русского речевого этикета: социолингвистическое исследование: дисс. … канд. филол. наук: 10.02.19. Пермь, 2007. – 241 с.
10. Иванова, Т.И. Культура речи в современном социуме / Т.И. Иванова // Научный вестник МГТУ ГА. – 2005. – №95. – С. 115-120.
11. Колесов, В.В. Культура речи – культура поведения / В.В. Колесов. – Л.: Лениздат, 1988. – 271 с.
12. Котлева, Е.Б. Тенденции в изучении речевого этикета / Е.Б. Котлева // Пушкинские чтения. – 2011. – №16. – С. 139-142.
13. Курцева, З.И. Речевой поступок и речевой этикет / З.И. Курцева // Проблемы современного образования. – 2013. – №1. – С. 65-69.
14. Мордовина, Л.В. Речевой этикет / Л.В. Мордовина // Аналитика культурологии. – 2010. – №18. – С. 115-119.
15. Мурашов, А.А. О речевом этикете / А.А. Мурашов // Народное образование. – 2015. – №5. – 108-116.
16. Пайзуллаева, К.У. О некоторых аспектах культуры речи / К.У. Пайзуллаева // Вестник науки и образования. – 2017. – №6. – С. 67-79.
17. Савова, М.Р. Культура речи как культура речевой деятельности / М.Р. Самова // Наука и школа. – 2009. – №2. – С. 76-79.
18. Умарова, Д.З. Взаимодействие культуры языка с культурой речи / Д.З. Умарова // Достижения науки и образования. – 2018. – №8. – С. 98-100.
19. Формановская, Н.И. Культура общения и речевой этикет / Н.И. Формановская // Русский язык в школе. – 1993. – № 5. – С. 37-40.
20. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская – М.: Высшая школа, 1989. – 159 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты