Формирование культуры быта младших школьников во внеучебной деятельности
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование культуры быта младших школьников во внеучебной деятельности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование культуры быта младших школьников во внеучебной деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Характеристика культуры быта обслуживания у учащихся младшего школьного возраста
1.2 Роль и значение внеучебной деятельности в формировании культуры быта у учащихся младшего школьного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры быта у учащихся младшего школьного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений внеучебной деятельности с целью формирования культуры быта у учащихся младшего школьного возраста
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность формирования культуры быта у младших школьников в наши дни обусловлена необходимостью их адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, повышенными требованиями к личностным качествам – их активности, самостоятельности, компетентности, деловитости, ответственности.
Социализация и интеграция в общество, в среду сверстников не представляется возможной без навыков социальных и бытовых навыков у учащихся младшего школьного возраста. Способность самостоятельно позаботиться об удовлетворении своих потребностей избавляет от зависимости от других людей. Таким образом, происходит становление самостоятельной личности.
Умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и передвигаться значительно улучшает качество жизни учащихся младшего школьного возраста. Вопрос о роли культуры развития бытовых навыков приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Культура быта способствует применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. У младших школьников воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование культуры быта является важной составляющей социализации младшего школьника, в основе которой лежит усвоение им жизненного опыта. Ребенок овладевает опытом путем вхождения в социальную среду и познания предметного мира, что обусловливает необходимость формирования у него умений взаимодействовать с окружающими людьми и осуществлять практическую деятельность. Это обеспечивает реализацию потенциальных возможностей школьника и позволяет ему проявлять самостоятельность во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время является недостаточно разработанной и изученной использования методов и приёмов во время внеучебной деятельности, направленных на процесс формирования культуры быта учащихся младшего школьного возраста. По причине этого в данной работе остановимся на теме исследования «Формирование культуры быта младших школьников во внеучебной деятельности».
Объект исследования: культура быта младших школьников.
Предмет исследования: формирование культуры быта младших школьников во внеучебной деятельности.
Цель исследования: проанализировать процесс формирования культуры быта младших школьников во внеучебной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Характеристика культуры быта обслуживания у учащихся младшего школьного возраста
Быт – сфера социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Он оказывает огромное влияние на все области социальной жизни и прежде всего на труд, настроение и поведение людей [8, с. 215]. Не случайно современные ученые направляют свои усилия на воссоздание исторического бытия человека в его реальной целостности, вырабатывают новые подходы к реконструкции того, что сегодня называют тотальной историей.
Культура быта или история повседневности стала предметом научного исследования с 1930-х годов. Новый методологический подход в исторической науке был реализован школой «Анналов». Суть этого подхода заключалась в том, что произошла замена классической «истории – повествования» «историей – проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом [13, с. 241].
Культура и воспитанность лица не менее ярко проявляются не только в общении, поведении, отношении человека к окружающим людям, обстановке, живой природе, но и в быту. Формирование культуры быта является неотъемлемой составной частью воспитания культуры поведения. Быт, по определению философов, представляет собой ту сферу жизнедеятельности человека, где удовлетворяются его насущные потребности ‒ как материальные, так и духовные. Поэтому при воспитании культуры быта главное внимание необходимо обращать на формирование разумных потребностей личности, выработки у нее правильного отношения к вещевой среде. Важность этой проблемы подчеркивалась всегда и везде.
Важно также выработать у школьников правильные критерии эстетической оценки вещей, предметов и явлений окружающей жизни, формировать вкус, прививать навыки поведения за столом, в кафе, столовых, кинотеатрах, в гостях и при приеме гостей, при выборе и вручении подарков, общественных местах, транспорте, учебных заведениях и т.д.
Существенное значение имеет и развитие представления о культуре домашнего труда и организации свободного времени, привычках и хобби, о гигиене жилья, и о личной гигиене, здоровом образе жизни, эстетическом благоустройстве своего дома.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Диагностика уровня сформированности культуры быта у учащихся младшего школьного возраста
Во второй главе работы была проведена диагностика уровня сформированности культуры быта у учащихся младшего школьного возраста.
Выборка исследования: в эксперименте приняли участие 23 учащихся младшего школьного возраста в возрасте 7-8 лет.
Диагностика проводилась с помощью нескольких методов:
- метод наблюдения за развитием навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования;
- метод анкетирования родителей с целью выявления уровня развития социально-бытовых компетенций школьников;
- метод беседы с младшими школьниками с целью выявления степени сформированности межличностных отношений; беседа с педагогами об уровне сформированности социально-бытовых навыков учащихся.
Метод наблюдения за развитием навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования.
В данной методике исследуется актуальное состояние и динамика развития у младшего школьника с нарушениями речи социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.
Навыки самообслуживания
Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:
- личная гигиена;
- одевание и раздевание
- прием пищи.
1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Быт – сфера социальной жизни, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и освоение человеком духовных благ, культуры, человеческое общение, отдых, развлечения. Формирование культуры быта является неотъемлемой составной частью воспитания культуры поведения. Быт, по определению философов, представляет собой ту сферу жизнедеятельности человека, где удовлетворяются его насущные потребности ‒ как материальные, так и духовные. Поэтому при воспитании культуры быта главное внимание необходимо обращать на формирование разумных потребностей личности, выработки у нее правильного отношения к вещевой среде. Важность этой проблемы подчеркивалась всегда и везде.
Семья играет значительную роль в формировании культуры быта учащихся младшего школьного возраста. Проведением работы по формированию культуры быта у учащихся младшего школьного возраста во внеучебной деятельности, а также во время, проведённое в школе или дома, можно добиться того, чтобы ученики активно начали использовать полученные знания и навыки в своей самостоятельной деятельности, научились адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать свои проблемы. У учащихся младшего школьного возраста должна возникнуть необходимость соблюдать правила поведения в определенных жизненных ситуациях и необходимость использования инструкции по обращению с различными предметами. Тем самым можно обеспечить безопасное поведение для учащихся в рамках определенных бытовых ситуаций.
В результате проведенного исследования младших школьников можно констатировать, что многие из детей не владеют в достаточной мере социально-бытовыми навыками, не могут свободно ориентироваться в пространстве, не всегда самостоятельны в бытовом ежедневном обслуживании. Представляется целесообразным разработать рекомендации по коррекционной работе, направленной на формирование культуры быта у учащихся младшего школьного возраста во внеучебное время, что было и выполнено в данной работе.
Цель воспитания культуры быта – формирование у учащихся ценностного отношения к материальной среде, устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных формах досуга, умения целесообразно и эффективно использовать свое свободное время. В качестве основного компонента культуры быта выступает система жизненно важных знаний, умений, навыков, позволяющих адаптироваться к условиям быстро меняющегося общества. Для детей важно не только овладеть определенной суммой знаний социально-бытового характера, но и уметь владеть определенным способом деятельности и общения. Для формирования социально-бытовой компетентности учащихся важно создать определенную образовательную среду. Формирование у учащихся навыков личной и общественной гигиены имеет огромное значение для сохранения их здоровья и воспитания правильного поведения в повседневной жизни и в общественных местах. В результате целенаправленной работы по культуры быта выпускникам начальной школы прививаются навыки социальных взаимоотношений, самостоятельности и культуры поведения в семье и в обществе.
1. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для младших школьников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М. : Айрис-Пресс, 2008. – 93 с.
2. Аксенова, А.К. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы / А.П. Бажнокова. – М. : Изд-во Просвещение, 2006. – 296 с.
3. Буре, Р.С. Готовим детей к школе: кн. для воспитателя дет. сада / РС. Буре. – М. : Просвещение, 1987. – 96 с.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность / Н.Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 164 с.
6. Диагностические задания, используемые на этапе фронтального изучения детей для выявления предпосылок адаптационных нарушений // Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М., 2001. – С. 3 – 11.
7. Житко, И.В. Развивающие игры / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Мн : Выш. шк., 2007. – 72 с.
8. Зайнышев, И.Г. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. : учеб. пособ. / И.Г. Зайнышев. – М.: Изд-во «Союз». – 2004. – 339 с.
9. Зайцев, И.С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И.С. Зайцев // Дэфекталогія. – 2003. – № 5. – С. 107 – 115.
10. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.
11. Коноплева, А.Н. Задачи и приоритеты специального образования: Проблемы, пути их решения / А.Н. Коноплева // Дэфекталогія. 2005. – № 6. – С. 23-25.
12. Кузнецова, Л.В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации / Л.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 4. – С. 70 – 74.
13. Логинова, В.И. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 2003. – 367 с.
14. Маллер, А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей / А.Р. Маллер. – М. : АРКТИ, 2006. – 72 с.
15. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей / А.Р. Маллер. – М., 2006. – 157 с.
16. Младший школьник: развитие познавательных способностей / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
17. Павлова, Н.П. Система социально-бытовой ориентировки учащихся вспомогательных школ / Н.П. Павлова // Дефектология. – 2001. – № 1. – С. 53 – 58.
18. Панова, Е.Н. Дидактические игры-занятия / Е.Н. Панова. – Воронеж : ЧП Лакоценин, 2007. – 116 с.
19. Полякова, Н. Воспитывать радость познания / Н. Полякова// Дошкольное воспитание. – 2004. – № 12. – С. 8 –13.
20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 529 с.
21. Рябова, Н.В. Социально-бытовая ориентировка умственно отсталого школьника: программа курса и методические рекомендации / Н.В. Рябова. – Саранск, 2006. – 124 с.
22. Семаго, Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006. – 216 с.
23. Семаго, Н.Я. Пространство языка (лингвистическое пространство). Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006. – 261 с.
24. Семаго, Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 96 с.
25. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 265 с.
26. Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. 2-е изд. / А.В. Семенович. – М. : Генезис, 2008. – 156 с.
27. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль : ТОО Гринго, 2005. – 223 с.
28. Шаховская, С.Н. Проблема социализации безречевых детей / С.Н. Шаховская // Логопедия: методические традиции и новаторство: учеб.-метод. пособ. / под ред. С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец. – М. : Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. – С. 289-293.
29. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практич. психологии, 1997. – 416 с.
30. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва: Сентябрь, 2006. – 120 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты