Методы и формы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях дошкольного учреждения
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Методы и формы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях дошкольного учреждения»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Методы и формы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях дошкольного учреждения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Ясли-сад №6, ГУО (г.Иваново)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица данных по методике шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ответы детей на вопросы методики «Интервью с ребенком».
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей
1.2 Особенности социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
1.3 Методы и формы и социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
2. Эмпирическое исследование особенностей социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание и анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по организации социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что одной из важнейших составляющих государственной политики нашей страны является работа с многодетными семьями. По данным статистического комитета Республики Беларусь количество многодетных семей в Беларуси в 2020 году достигло 80 тысяч [1]. Безусловно, немаловажную роль в достижении таких результатов играет проводимая в Беларуси политика по поддержке семей, воспитывающих детей. При этом важное значение приобретает благополучие личности ребенка, воспитывающегося в условиях многодетной семьи. В современном обществе семья выступает как персональная микросреда развития ребенка. Однако, несмотря на государственную поддержку в последние годы, происходит сокращение количества детей в семье, нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя.
В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако, по мере развития социальной педагогики как особой области знания, категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение.
Помимо семьи воспитательную, защитную и пр. функции выполняют общеобразовательные организации. Они не только принимают участие в воспитательных и педагогических процессах, но и априори имеют возможность, при необходимости, для осуществления социально-педагогического сопровождения нуждающихся семей, к числу которых относятся многодетные семьи. Несмотря на большое количество теоретических исследований и комплекс проводимых государственных мероприятий, современные многодетные семьи сталкиваются с целым комплексом социальных и педагогических проблем. В сложившихся условиях особенно актуальным становится вопрос совершенствования технологий социально-педагогической работы с многодетной семьей. В связи с этим была сформулированы следующая цель исследования.
Цель исследования – теоретически и эмпирически обосновать содержание социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МНОГОДЕТЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей
В Республике Беларусь многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей в возрасте до восемнадцати лет [2]. Условия воспитания ребенка в многодетной семье отличаются по своим содержательным характеристикам от семей, в которых воспитывается один или два ребенка.
Семейная микросреда ребенка, в нашем случае, это - многодетная семья, представляет собой единство двух основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема «взрослый – ребенок», к которой на определенной стадии онтогенеза подключается система «ребенок–ребенок».
Размер семьи и очередность рождения определяют своеобразно типичные черты личности ребенка: дети из разных по размеру семей и с разной сиблинговой позицией отличаются друг от друга по своим личностным качествам. Наиболее масштабные исследования личностных особенностей детей из многодетных семей были проведены Т.Н. Андреева [3], Л.Л. Баландиной [4], Т.А. Думитрашку [5], Е.А. Силиной [6]. В рамках темы настоящего исследования представим психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей. Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. - и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
Так, установлено, что дети из больших семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость [3, с. 66]. Они более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении. У них в среднем беднее самосознание, самоконтроль преобладает над самовыражением; обладают более высокими оценками организованности и лидерства, при этом они более враждебны и более подозрительны к другим. Дети, имеющие братьев и сестер, более настойчивы, менее эгоцентричны, лучше кооперируются с другими детьми, больше уважают родителей. В средних по размеру семьях дети более эмоциональны и экстравертированы [4].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Цель исследования – теоретически и эмпирически обосновать содержание социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
Объект исследования – социально-педагогическая поддержка детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей.
Предмет исследования – содержание социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи эмпирического исследования:
1. Выявить социально-педагогические проблемы детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей.
2. Разработать методические рекомендации по организации социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования.
Методы эмпирического исследования: анкетирование, беседа, методы количественной и статистической обработки данных.
Для достижения поставленной цели и выдвинутых задач были использованы следующие методики:
1. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс) [25].
Цель: оценка сформированности социальных форм поведения ребенка.
Воспитатели группы, помощники воспитателя, родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам. Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. В старшем дошкольном возрасте дети из многодетных семей могут иметь нарушения социальных форм поведения вследствие более высокого уровня тревожности, боязливости, дети могут проявлять неуверенность. При этом дети из многодетных семей при построении отношений с окружающими могут проявлять чрезмерную конформность, стремление понравится, могут демонстрировать эго-защитные реакции в ситуации соперничества. При общении с другими детьми могут возникать ситуации, требующие иного опыта, иных схем взаимодействия, к которым они психологически не готовы. Выделяя основные проблемы детей старшего дошкольного возраста, можно увидеть круг задач, которые необходимо решать в этой сфере. Они включают в себя оказание поддержки ребенку из многодетной семьи в следующих направлениях: формирование адекватных взаимоотношений внутри семьи, а также поддержка продуктивных отношений в коллективе сверстников.
2. Деятельность, направленная на оказание социальной помощи детям, является социально-педагогической и представляет собой разновидность деятельности педагогической. Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных. Одной из форм социально-педагогической деятельности является поддержка.
3. В практике социально-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста из многодетных семей в условиях учреждения дошкольного образования существуют различные формы реализации данного направления работы: посещение семьи ребенка, беседы с ребенком и его родителями как форма социально-педагогической поддержки; консультации (индивидуальные и групповые) с ребенком и его родителями; совместные мероприятия с детьми из многодетных семей по повышению их социальной адаптированности. Может быть применен комплекс психолого-педагогических методов, направленных на решение различных профессиональных задач, с учетом индивидуальных качеств ребенка: убеждение, внушение, стимулирование и др. Широкое применение получили художественно-педагогические методы работы с детьми из многодетных семей, используемые в культурно-досуговой деятельности - это театрализация, художественное творчество, игра.
1. Белорусская ассоциация многодетных родителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bamr.by/.
2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., № 278-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.2009 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпект». – Минск, 2010.
3. Андреева, Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики членов многодетной семьи / Т.Н. Андреева. – М.: Проспект, 2010. – 304 с.
4. Баландина, Л.Л. Особенности взаимоотношений с сиблингами и сверстниками у детей из многодетных и однодетных семей [Электронный ресурс] / Л.Л. Баландина, Е.А. Силина // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010. – №12. – Режим доступа: http://psystudy.ru.
5. Думитрашку, Т.А. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье / Т.А. Думитрашку [и др.] // Мир психологии. – 2006. – № 4. – С. 137–148.
6. Силина, Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей / Е.А. Силина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8-5. – С. 243-246.
7. Силина, Е.А. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): монография / Е.А.Силина, Л.Л.Баландина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 161 с.
8. Григорьева, Г.В. Многодетная семья: взгляд не со стороны / Г.В. Григорьева // Социальный потенциал семьи / отв. ред. А.И. Антонов. – М., 2008. – С. 53–58.
9. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И. А. Липского, докт. пед. наук Л. Е. Сикорской. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 280 с.
10. Расчетина, С.А. Социальная педагогика / С.А. Расчетина. – М.: Юрайт, 2018. – 416 с.
11. Абрамовских, Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-osobennosti-sotsialnopedagogicheskoy-deyatelnosti.
12. Катович, Н. К. Теоретические основания организации взаимодействия учреждений образования с семьей / Н. К. Катович, Т. П. Елисеева // Выхаванне i дадатковая адукацыя. – 2011. – № 3. – С.13-18.
13. Мартынова, В. В. Социально-педагогическая работа семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования / В. В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : НИО, 2010. – 216 с.
14. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Издательский центр «академия», 2004. - 288 с.
15. Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания: учеб пособие / В. В. Чечет. – Минск : Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
16. Бурова, С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2010. – 444 с.
17. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / М.В. Шакурова. – М., 2008. – 272 с.
18. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. – М.: МГУ, 2006. – 127 с.
19. Гуслова, М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. Пособие / М.Н. Гуслова. – М. «Академия», 2010. – С. 268 – 296.
20. Байбородова, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей : учебное пособие / Л.В. Байбородова, Т.С. Лебедева, И.Ю. Тарханова. – Ярославль : РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2015. – 183 с.
21. Гришаева, Н.П. Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении / Н.П. Гришаева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №3. – С.61.
22. Галигузова, Л.Н. Проблема социальной изоляции детей / Л.Н. Галигузова // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 101–115.
23. Матвеев, М. Старшенькие и младшенькие / М. Матвеев // Здоровье детей. – 2001. – № 17. – С. 9–10.
24. Равич-Щербо, И.В. Проблема многодетности семьи и индивидуальности ребенка / И.В. Равич-Щербо // Социальная работа. – М., 2002. – Вып. 5. – С. 121–138.
25. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
26. Слепкова, В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений / В.И.Слепкова, Т.А.Заеко. – Мн.: БГПУ, 2003. – 176 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика «Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров).
ПРИЛОЖЕНИЕ В Сводная таблица данных по методике шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Ответы детей на вопросы методики «Интервью с ребенком».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты