Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь, ее влияние на экономику
ИПД (Институт предпринимательской деятельности)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь, ее влияние на экономику»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2021
45.00 BYN
Денежно-кредитная политика в Республики Беларусь, ее влияние на экономику
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Характеристика режимов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь в 1995-2006 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Динамика изменения средней рублевой денежной базы 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сальдо покупки и продажи валюты на внутреннем валютном рынке 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Динамика процентных ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Динамика средних активов банков и структура активных операций в 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Характеристика режимов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь в 1995-2006 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Динамика изменения средней рублевой денежной базы 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сальдо покупки и продажи валюты на внутреннем валютном рынке 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Динамика процентных ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Динамика средних активов банков и структура активных операций в 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Динамика средних активов банков в январе-августе 2021г.
Поделиться
Введение
1 Денежно-кредитная политика: понятие, цели, инструменты
1.1 Понятие, цели, задачи и объекты денежно-кредитной политики
1.2 Основные инструменты, типы и режимы денежно-кредитной политики
2 Практика денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
2.1 История и особенности национальной денежно-кредитной политики
2.2 Анализ результатов реализации денежно-кредитной политики в РБ в 2016-2021гг.
3 Направления совершенствования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – очень демократичный инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели.
Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.
В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный Банк государства. Влияя на основной объект монетарной политики – денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности. Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы. Денежно-кредитная политика на макроуровне – это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.
Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
1 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ИНСТРУМЕНТЫ
1.1 Понятие, цели, задачи и объекты денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса [1, с. 86-93].
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – это совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели [2, с. 462].
Под денежно-кредитной политикой следует понимать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью регулирования воспроизводственного процесса, обеспечения экономического роста, снижения уровня безработицы и инфляции.
Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг), характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д. В самом общем виде объектами денежно-кредитной политики выступают спрос и предложение денег.
Субъектами денежно-кредитного регулирования в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; домашние хозяйства; государство (государственные структуры). Наряду с этим часто к кругу субъектов денежно-кредитного регулирования относят только государственные структуры или, более того, только центральный банк государства, исходя из представления денежно-кредитного регулирования как части государственного регулирования экономики [3, c.36].
2 ПРАКТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 История и особенности национальной денежно-кредитной политики
Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. В соответствии с Банковским кодексом основными целями денежно-кредитной политики являются: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [13]
В реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь можно выделить несколько временных этапов.
I.Политика, проводимая в 1992 - 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию. В 1993 г. индекс потребительских цен составил 2096,5 %, а в 1994 г. – 2059,9 %.
В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. – 139,3%.
С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В соответствие с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. основными задачами денежно-кредитной политики в предстоящем пятилетии обозначены: формирование условий для устойчивого экономического развития, обеспечение ценовой и финансовой стабильности, укрепление доверия к национальной валюте.
Приоритет отдан поддержанию низкого уровня инфляции. Это позволит защитить от обесценения заработные платы, пенсии и другие доходы, а также сбережения населения в национальной валюте.
В качестве ориентира низкой инфляции выступает поддержание прироста потребительских цен вблизи 5%. Рост регулируемых цен должен будет ограничиваться уровнем базовой инфляции, за исключением динамики регулируемых цен в сферах, в которых имеется необходимость ликвидировать сформированные диспропорции (жилищно-коммунальное хозяйство и другие).
Сохранение финансовой стабильности предполагается за счет надежного и безопасного функционирования участников финансового рынка, повышения устойчивости финансовых институтов и снижения системных рисков.
В целях повышения привлекательности сбережений в национальной валюте и формирования источников для кредитования экономики необходимо проводить политику, обеспечивающую поддержание процентных ставок кредитно-депозитного рынка на положительном уровне в реальном выражении.
Необходимо обеспечить контроль над ростом денежного предложения, способствующим сохранению ценовой стабильности, не приводящим к накоплению макроэкономических дисбалансов и достаточным для удовлетворения платежеспособного спроса экономики на деньги.
Следует продолжить работу по совершенствованию норм законодательства в целях стимулирования и расширения сферы использования безналичных расчетов.
В области курсовой политики необходимо использование механизма гибкого курсообразования, что позволит экономике подстраиваться под изменения внешних условий и сглаживать их влияние.
Международные резервные активы к концу 2025 года по оценке Программы могут составить не менее 2 месяцев импорта с поэтапным улучшением их структуры в части уменьшения долговой составляющей [25].
Особое внимание в предстоящем периоде необходимо уделить решению следующих наиболее значимых задач:
— выполнению количественных и качественных показателей развития банковского сектора, определенных Основными направлениями;
— дальнейшему наращиванию ресурсного потенциала банковского сектора, увеличению доли долгосрочных средств в составе ресурсной базы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над курсовым проектом позволила сформулировать следующие выводы:
1. Денежно-кредитная политика является неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики. Она рассматривается как совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. Мероприятия денежно-кредитной политики направлены на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитных ресурсов, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
2. Достижение стратегической цели денежно-кредитной политики предполагает комплексное решение промежуточных задач. Оперативный анализ степени достижения промежуточных и операционных целей позволяет обнаружить степень эффективности проводимой денежно-кредитной политики.
3. Наибольшее распространение получила система целей: экономический рост; обеспечение занятости населения; формирование равновесия платежного баланса страны; стабильность цен как внутренних, так и внешних; стабильность ставки процента; стабильность на финансовых рынках; стабильность валютного рынка.
4. Разработкой денежно-кредитной политики Центральный банк совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития.
5. В распоряжении центрального банка имеются инструменты денежно-кредитного регулирования, которые различаются: по непосредственным объектам воздействия (предложение и спрос на деньги); по своей форме (административные(прямые) и рыночные (косвенные)); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные); по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.
6. В зависимости от конкретных целей денежно-кредитная политика государства, деятельность центрального банка может быть реализована на основе одного из двух ее типов: либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция).
1.Тихонов А.О. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь: проблемы и перспективы/ Белорусский экономический журнал, 2000г., № 3, с.86-93.
2.Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебн. пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 512с.
3. Финансовый менеджмент: денежно-кредитная политика: учебное пособие. А.С Головачев, А. А. Раковец. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000 г.
4. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций/ - 2-е изд. перераб. и доп. – Мн.: ФУАинформ, 2006. -544с.
5. Деньги, кредит, банки: Учебник. Под ред. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003г. – 464с.
6. Макроэкономика: уч. пособие. А. В.Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
7. Акулов, В.Б. Макроэкономика : учебное пособие / В.Б. Акулов. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 389 с.
8. Косов, Н. С. Макроэкономика : учеб. пособие / Под ред. проф. Н.С. Косова. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 284 с.
9. Басовский, Л. Е. Макроэкономика: учебник / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 202 c.
10. Бойцова, Е. Ю. Микроэкономика и макроэкономика: актуальные проблемы: учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Бойцова, Н. К. Вощикова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с.
11. Мирончик, Н, Безбородова, А. Возможности применения режима монетарного таргетирования в Республике Беларусь / Н.Мирончик, А.Безбородова / Банковский вестник. – 2015. №1. – С.3-9.
12. Лузгин, Н.В., Годес, Н.В. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования / Н.В.Лузгин, Н.В.Годес / Белорусский экономический журнал. – 2018. №3. – С.121-132.
13. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 08.07.2008 N 372-З)
14. Криворотов, Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе /Д. Криворотов / Банковский вестник. – 2007. №1. – С.25-34.
15. Прокопович П.П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2007 год и задачах банковской системы страны по их реализации в 2008 году. Банкаўскі веснік, №4, 2008 г. Мн., стр. 5 -10
16. Банковский вестник. Информационно-аналитический журнал Национального банка РБ/ Банковский вестник. № 4(513), февраль 2011 г.
17. Банковский вестник Информационно-аналитический журнал Национального банка РБ / Банковский вестник. № 31(540), ноябрь 2011г.
18. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006г. № 1475 «Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 гг.».
19. Статистический бюллетень. Ежегодник 2011-2020. Национальный банк Республики Беларусь. – Мнск, 2021. – 185с.
20. Устав Национального банка РБ: Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 231 / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.07.2017, 1/17138.
21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29 июля 2021 г. № 292.
22. Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 гг. Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 481, рег. номер в НРПА 1/19408 от 24 декабря 2020 г., (архив 2016-2020 гг.) [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
23. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: 2016-2020 аналитическое обозрение. Национальный банк Республики Беларусь. Минск. – 2016г. – 60с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/legislation/ondkp.
24. Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь: январь-август 2021г.: аналитическое обозрение. Национальный банк Республики Беларусь. Минск. – 2021г. – 46с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/targetdesc .
25. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nbrb.by/mp/target/pser .
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Характеристика режимов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь в 1995-2006 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Динамика изменения средней рублевой денежной базы 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сальдо покупки и продажи валюты на внутреннем валютном рынке 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Динамика процентных ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Динамика средних активов банков и структура активных операций в 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Характеристика основных инструментов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Характеристика режимов денежно-кредитной политики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь в 1995-2006 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Динамика изменения средней рублевой денежной базы 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сальдо покупки и продажи валюты на внутреннем валютном рынке 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Динамика процентных ставок по операциям Национального банка Республики Беларусь 2016-2021гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Динамика средних активов банков и структура активных операций в 2016-2020гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ З Динамика средних активов банков в январе-августе 2021г.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты