Введение
1. Теоретические основы развития элементарных математических представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений
1.1. Понятие элементарных математических представлений и их значение для развития ребенка
1.2. Особенности развития элементарных математических представлений у детей 5-6 лет
2. Особенности организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений
2.1. Создание условий, обеспечивающих развитие элементарных математических представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений в режимных моментах
2.2. Этапы работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Высшей стадией развития мышления является логико-математическое мышление, математическое начало которого формируется на основе образного мышления.
Актуальность выбранной темы выпускной работы заключается в том, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к таким математическим категориям как: форма, время, пространство, величина, количество, которые помогают им лучше ориентироваться в ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию понятий, расширять знания детей.
В целях формирования элементарных математических представлений нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Цель выпускной работы - использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
1. Теоретические основы развития элементарных математических представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений
1.1. Понятие элементарных математических представлений и их значение для развития ребенка
Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.
Элементарные математические представления – это первичные простейшие представления. К ним относятся такие математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина» [6].
В процессе различной продуктивной и перцептивной деятельности у детей с раннего возраста начинают формироваться представления об окружающем мире: о различных признаках и свойствах предметного мира - цвете, форме, размере, о пространственном расположении предметов, о их количество, а также об отношении людей (к самому ребенку, друг к другу, к окружающим вещам и т. д.). Постепенно накапливается чувственный опыт, который станет основой для формирования элементарных математических представлений и первых понятий.
Дети очень рано развивают понятие математических понятий. Уже в раннем детстве ребенок знакомится с совокупностями предметов, сравнивает эти совокупности, различает их по количеству. Ребенок рано начинает различать предметы по размеру, цвету, форме, пространственному расположению и другим характеристикам. Подражая взрослым, он пытается примитивно измерять объекты, сначала накладывая один на другой, затем на глаз и используя обычные стандартные меры измерения.
2. Особенности организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений
2.1. Создание условий, обеспечивающих развитие элементарных математических представлений у детей 5-6 лет посредством дидактических игр и упражнений в режимных моментах
Математика играет огромную роль в умственном обучении и развитии интеллекта. Математика открывает огромные возможности для развития у детей мышления о том, как научить их гадить другими способами. Положительная мотивация в изучении математики ускоряет и улучшает запоминание нового материала, стимулирует внимание и воображение. Для познавательного интереса к обучению математике имеет смысл использовать разные и личные и личные.
Игра дает возможность эффективно организовать взаимодействие воспитателя и детей, развивает внимание, вырабатывает умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно [11]. Даже самые пассивные дошкольники включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным обучением».
Чтобы игра была наиболее эффективной, ее заданные условия должны активизировать у ребенка воображение так, чтобы ему хотелось выполнить определенное действие, которое в свою очередь привело бы к желаемому педагогическому результату [10]. Например, можно просто попросить детей повторить действие за воспитателем, а можно поиграть в игру «Зеркало» [3], которое в точности отражает его действия. Стремясь стать зеркалом, малыш более точно справится с заданием, чем, если бы он просто повторял движения за педагогом. Или игра «Секрет» [9], сама по себе уже вызывает интерес ребенка, так как он стремиться узнать, что же за картинка спрятана под крутящимся кругом с вырезанным сектором.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра - популярное занятие для дошкольников. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт и учатся адаптироваться к незнакомым ситуациям. Игровое развитие у дошкольников будет эффективным при: систематическом применении игровых приемов и приемов в учебном процессе; с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников; создание приятных психологических и воспитательных условий для формирования гармонично развитой, растущей личности.
Интересная игра увеличивает умственную активность, и ребенок может решить более умственную задачу. Однако это не означает, что занятия следует проводить только в игровой форме. Обучение требует множества методов. Игра является одним из них и дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, чтобы использовать их в различных условиях.
Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение материала, контроль знаний и т.д.).
Система дидактических игр не может быть (как и любая другая локальная технология обучения) единственной, заменяющей все остальные методы и приемы; она должна органически сочетаться с другими (как менее, так и более активными) методами и технологиями обучения.
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя / Н. П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1999. – 144с.
2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии / Л. С. Выготский.– 1996, № 6.
3. Говорова, Р. И. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. / Р. И. Говорова, О. В. Дьяченко, Л. И. Цеханская. – Москва : Просвещение, 2003. – 121 с.
4. Михайлова, З. А. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая. – СПб : Детство-Пресс, 2000. – 274 с.
5. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей / Р. М. Миронова. – Минск : Народное образование, 1999. – 147 с.
6. Новиков, А. М. Методология игровой деятельности / А. М. Новиков. – Москва : «Эгвес», 2006. – 48 с.
7. Петрова, М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / М. Н. Петрова. – Москва : Просвищение, 1998. – 144 с.
8. Петерсон, Л. Г. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. – Москва : Просвещение, 1995. – 176 с.
9. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя дет. сада / А. А. Смоленцева. – Москва : Просвещение, 1987. – 97 с.
10. Спивакоская, А. С. Игра – это серьезно. / А. С. Спивакоская. – Москва : Педагогика, 1981. – 144с.
11. Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д. Б. Эльконин – Москва : Владос, 1999. – 360 с.