Особенности представлений о родителях в юношеском возрасте
БИП (Белорусский институт правоведения)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности представлений о родителях в юношеском возрасте»
по дисциплине: «Педагогическая психология»
2021
45.00 BYN
Особенности представлений о родителях в юношеском возрасте
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогическая психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Подростки о родителях» ADOR Е. Шафера в модифиции З. Матейчика и П. Ржичана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования девушек.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
1.2 Взаимоотношения с родителями в юношеском возрасте
1.3 Формирование образа семьи в юношеском возрасте
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Программа исследования
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.
Юношеский возраст характеризуется сменой значимых лиц и трансформацией отношений со взрослыми. «Мы и взрослые» – одна из постоянных тем юношеской рефлексии. Первостепенной потребностью юношества становится избавление от чрезмерных опеки и контроля со стороны родителей, родственников, учителей и других взрослых, а также от предписанных ими ценностей, правил, норм, распорядка дня, поэтому развитие идентичности и внешняя/внутренняя сепарация, предполагающая изменение отношений с родителями, отношения к себе, расценивается обществом как основная задача юношеского возраста, связанная с приобретением психологической зрелости.
Ориентирами представлений молодежи о семье служат следующие социально-педагогические источники: семья родителей (прародителей), семья знакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семья популярного человека, мнение друзей. Семья старшего поколения, в целом, является для современных старшеклассников и студентов приоритетным ориентиром в становлении представлений о будущей семье. Общей тенденцией содержания представлений юношей о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой - с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи. Благодаря механизму идентификации мальчиков и девочек с родителями в семье формируются эталоны мужа и жены. Причем образцами выступают мать и отец.
Цель исследования: изучить особенности представлений о родителях в юношеском возрасте.
Объект исследования – представления о родителях.
Предмет исследования – особенности представлений о родителях в юношеском возрасте.
Задачи работы:
1. Рассмотреть психологические особенности юношеского возраста
2. Охарактеризовать взаимоотношения с родителями в юношеском возрасте
3. Рассмотреть формирование образа семьи в юношеском возрасте
4. Эмпирически изучить представления о родителях в юношеском возрасте.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. Юношеский возраст был определен как 17–21 год – для юношей и 16–20 лет – для девушек [12]. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12–14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14–18 лет [7]. Чаще их сужают до 15–17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы.
В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов.
Юношеский возраст – исторически наиболее поздно сформировавшийся период в череде предшествующих взрослости возрастов; его необходимость диктуется усложнением, в частности технологическим, социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости своих взрослых членов. Вследствие этого юношеский возраст не является полностью устоявшимся, люди 15–17 лет даже в одной стране могут оказаться в различных социальных ситуациях развития. Если учесть к тому же, что процессы соматического, психического и социального «созревания» протекают неравномерно и разновременно у разных людей и соответствующие различия с возрастом увеличиваются, то становятся понятными трудности изучения и описания этого важного этапа развития человека.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДИТЕЛЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Программа исследования
Цель исследования: изучение представлений о родителях в юношеском возрасте.
Выборка исследования: В исследовании приняли участие 30 ребят юношеского возраста (15 девушек, 15 юношей).
Эмпирическое исследование состояло из следующих этапов:
I этап: определение плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование выборки.
II этап: сбор эмпирических данных (проведение тестирования с ребятами юношеского возраста с помощью специализированных методик), интерпретация и анализ полученных результатов.
В исследовании была использована методика ADOR-Подростки о родителях (Д.Шеффер, 1965). Методика «Подростки о родителях» изучает установки родителей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте. Первичной основой опросника является опросник «Children's Report of Parental Behavior Inventory», который состоял из 28 шкал по 10 заданий в каждой. Е. Schaefer (автор опросника) рассматривал принятие, опеку и контроль в качестве основных параметров воспитания.
Принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку, вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Непринятие же рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, враждебность.
Понятие психологического контроля содержит как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
В Россию методика пришла из Чехословакии. Здесь в исследовании 3.Матейчика и соавторов снова подтвердилось первоначальное представление о том, что воспитательное поведение родителей глазами детей можно описать тремя переменными:
1) принятие - эмоциональное отвержение;
2) психологический контроль - психологическая автономия;
3) скрытый контроль - свободный контроль.
Эта версия и легла в основу создания методики ADOR. Учитывая социокультурные различия, чешские психологи переработали методику. Важным оказалось, прежде всего, сокращение количества шкал, так как факторный анализ на чешской выборке выделил три значимых фактора:
1) положительный интерес - враждебность;
2) директивность - автономия;
3) непоследовательность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ключевыми особенностями юношеского возраста являются: формирование нового уровня развития внутренней позиции, самосознания и самоуважения, построение образа жизни, жизненных и профессиональных планов, прогнозирование своего места в этом мире, планирование своего будущего; развитие самоотношения; становление системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, о других людях, о самом себе и формирования готовности руководствоваться ими в деятельности; формирование личностной идентичности.
Задача развития для молодых людей заключается в том, чтобы гибко управлять текущей диалектикой между личной автономией и привязанностью, избегая нежелательных результатов слияния и симбиоза, с одной стороны, и полной отстраненности в отношениях и изоляции, с другой.
Семья влияет на формирование личности, ее ценностей и убеждений, определяет возможные способы взаимодействий с окружающим миром и построения межличностных отношений. Юноши и девушки действительно при формировании представлений о своей будущей семье ориентируются на уже известную им модель родительской семьи. В случае гармоничных отношений в родительской семье они переносят образы родителей на свои образы идеальных мужа и жены, представления юношей и девушек являются позитивно окрашенными.
Цель исследования: изучение представлений о родителях в юношеском возрасте. В исследовании приняли участие 30 ребят юношеского возраста (15 девушек, 15 юношей). В исследовании была использована методика ADOR-Подростки о родителях (Д. Шеффер).
По данным исследования можно сделать вывод, что позитивный интерес к матери у юношей, более естественно выражен, чем у девушек. Юноши часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери и в большинстве случаев принимают её мнение, склонны соглашаться с ней. А девушки чаще испытывают потребность в общении с отцом. Теплота и открытость отношений между отцом и дочерью являются проявлением искреннего интереса. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, т.е. доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и что нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.
1. Архипова, А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте / А. Ю. Архипова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). – СПб. : Реноме, 2011. – С. 16-18.
2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2015. – 345 с.
3. Веретина О.Р. Различные стратегии поведения подростков в конфликтах со взрослыми и сверстниками. // Наш проблемный подросток: понять и договориться. Под ред. проф. Регуш Л.А. - Санкт-Петербург, 2001.
4. Девятых, С. Ю. Семейные ценности и родительские ориентации юношей и девушек: анализ гендерных различий / С. Ю. Девятых. – Минск : Амалфея, 2017. – 95 с.
5. Донцов, Д. А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д. А. Донцов, М. В. Донцова // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 25–37.
6. Карабанова, О. А. Семейные факторы в формировании родительских установок у студенческой молодежи на этапе вхождения во взрослось / О. А. Карабанова, С. В. Молчанов // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2. – С. 92-97.
7. Кон, И. С. Психология юности / И. С. Кон. – М. : Академия, 2011. – 221с.
8. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. – М. : УРАО, 2017. – 176 с.
9. Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т. В. Малютина // Омский научный вестник. – 2014. – №2. – С.129-133.
10. Мерзлякова, C. B. Родительская семья как ориентирующий образ семейного самоопределения молодежи / С. В. Мерзлякова // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №2. – С. 114-119.
11. Мерзлякова, С. В. Индивидуально-динамические характеристики темперамента как фактор развития семейного самоопределения юношей и девушек / С. В. Мерзлякова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2017. – №4. – С. 124-134.
12. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Сост. и общ ред. Б. Г. Мещеряков, B. П. Зинченко. – М. : АСТ: АСТ Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2014. – 811 с.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2011. – 456 с.
14. Мухтарова, А. Х. Представления о родительстве в юношеском возрасте / А. Х. Мухтарова // Современные исследования социальных проблем. – 2018. – №2. – С.94-104.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 723 с.
16. Рудзинская, Т. Ф. Современные представления студенческой молодежи о проблеме родительства / Т. Ф. Рудзинская // Известия Саратовского университета. – 2013. – №1. – С.47-51
17. Харчев, А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки / А. Г. Харчев. – М. :ЦСП, 2013. – 342с.
18. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2014. – 349 с.
19. Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. – СПб. : Фонд «Университетская книга», 2016. – 592 с.
20. Hoffman J. A. Psychological separation of late adolescents from their parents // Journal of Counseling Psychology. - 1984.- 31. - pp. 170-178.
21. Ryan R.M. & Lynch J. Emotional autonomy versus detachment: Revising the vicissitudes of adolescence and young adulthood // Child Development. -1989. - 60. - 340-356.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опросник «Подростки о родителях» ADOR Е. Шафера в модифиции З. Матейчика и П. Ржичана.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты исследования девушек.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты