Президентская республика
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Президентская республика»
по дисциплине: «Общая теория права»
2021
45.00 BYN
Президентская республика
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Общая теория права
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ
1.1 Республика как форма правления
1.2 Основные виды республик
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Основные характерные черты президентской республики
1.2 США как пример классической президентской республики
ГЛАВА 3 ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблематика президентской и парламентарной систем правления
3.2 Проблематика института президентства и пути решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Одно из ключевых мест в теории и истории государства и права занимает форма правления.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, как, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
Тем не менее, уже сейчас исторический опыт свидетельствует, что социальная стабильность и общественный прогресс связаны не только с организацией какой-то определенной формы правления, а с тем, насколько приемлема и органична она для данной конкретной страны. Речь идет о соответствии выбранной конституционной модели правления совокупности социальных, этнических и исторических предпосылок: степени развития экономической системы, социальной структуре населения и его этническому составу, уровню политической и правовой культуры, традиционным убеждениям и психологии, как элиты, так и широких масс и ряда других факторов. От степени соответствия формы правления вышеназванным условиям, а также целям государственного строительства, его текущим и перспективным задачам, зависит успех преобразований, которые проводятся, стабильность и функциональность установленной формы правления.
Эффективность политической системы, результативность экономических и политических реформ во многом зависят от механизма взаимодействия органов государственной власти и населения. Всестороннее восприятие характера взаимоотношений высших органов власти, структуры государственного аппарата будет способствовать созданию сильного и ориентированного на социум государство.
Исходя из того, насколько существующая форма правления соответствует потребностям развития государства, будут зависеть итоги реформ по преодолению кризиса в стране. Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
ГЛАВА 1 РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ВИДЫ
1.1 Республика как форма правления
Республика, являясь древней формой общественной организации, в настоящее время наиболее распространена и востребована в мире как способ государственного устройства, регулируемого большинством его граждан.
Согласно республиканским принципам правления, граждане государства реализуют свои политические права и свободы, регулярно избирая своих представителей (депутатов, президента) в высшие органы власти и тем самым контролируя их состав.
Таким образом, в государстве-республике полномочия верховных властей (парламента и президента) должны основываться на народном доверии.
Народ определяет, кому занимать место в представляющей его интересы структуре государственной власти.
Республика появилась во времена античности как противопоставление монархии. Она открывала новый способ государственного устройства – на демократических началах.
Полноправные граждане полиса получали возможность управлять древним городом-государством, принимая участие в собрании или совете.
Характеристика такой формы власти, как республика, берет свое начало из античной истории.
Исходя из принципа правления республики возникает сбалансированное равновесие между людьми, которые правят, и людьми, которыми управляют [1, с.79].
Этимологически «республика» восходит к латинским res — дело и publicus — общественный, всенародный, что в сочетании переводится как «общественное, народное дело».
Также рассмотрим вопрос признаков республики.
Среди основных признаков республики выделяют:
1. Наличие главного лица (президента) или коллегиального органа (парламента), представляющего государство и несущего функции законодательной и (или) исполнительной власти.
2. Избираемость главы государства и верховных органов власти на определенный срок.
3. Подчинение главы государства Конституции.
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Основные характерные черты президентской республики
Президентская республика стала первой классической республиканской формой правления в истории. Главной особенностью президентской республики является то, что коллегия выборщиков прямо или косвенно легитимизирует власть главы государства, а президент осуществляет функции главы государства и лица, ответственного за исполнительную власть.
Предпосылкой для «жесткости» разделения властей является то, что органы власти обладают значительной взаимной автономией в организации и деятельности, особенно для того, чтобы органы власти могли функционально проникать в круг компетенции друг друга - количество правовых инструментов для сдержек и противовесов относительно ограничено.
В формально-правовом плане отношения между законодательной и административной властью в условиях строгого разделения проявляются только в том, что исполнительная власть обязана соблюдать законы, принятые парламентом. Благодаря такому подходу правительство считается административным органом и лишено каких-либо средств воздействия на парламент, за исключением права приостановить действие права вето, которое принадлежит президенту как главе государства.
Элементы системы сдержек и противовесов характерны для традиционной президентско-республиканской формы правления, такие как законодательное вето президента, импичмент главы государства и финансовые прерогативы парламента".
Жесткое разделение властей имеет свою логику: при классической президентско-республиканской форме правления отсутствие законодательной инициативы высшей исполнительной власти соответствует внепарламентскому способу формирования правительства. В результате законодательная власть лишена эффективных рычагов влияния на формирование высшего звена системы исполнительной власти, а также способности определять процесс правления, а само правительство - способности активно и непосредственно влиять на законодательную политику парламента [4, с. 62].
Жесткость разделения властей также отражается в том факте, что президент, который представляет исполнительную власть правительства и возглавляет правительство, не может распустить парламент, а парламент, в свою очередь, не имеет права увольнять административных должностных лиц, если они не нарушают закон. В своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента.
ГЛАВА 3 ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблематика президентской и парламентарной систем правления
В современной политической и юридической науке одной из наиболее спорных тем является сравнение преимуществ и недостатков президентского и парламентского правительств с точки зрения перспектив демократического развития.
В основе разных способов соотношения президента с исполнительной властью лежат противоположные доктринальные представления о его природе и роли в государственном механизме. Согласно этому подходу, баланс властей предоставляет президенту полноту исполнительной власти.
В президентской республике президент как глава исполнительной власти соединен с ней и структурно, и функционально. Он обладает полнотой кадровых полномочий в исполнительной отрасли, и даже при наличии должности премьер-министра и скрепления со стороны последнего актов президента, здесь не возникает дуализма исполнительной власти. Интеграцию президента в исполнительную власть обосновывает идея «жесткого» разделения властей, которая требует структурного соединения всех органов государственной власти с одной из трех «разделенных властей». В условиях «жесткого» разделения властей правительства как независимого коллегиального органа исполнительной власти не существует, как не существует и должности премьер-министра, а все традиционные полномочия правительства находятся в компетенции президента.
В президентской форме правления организация руководящего звена в системе органов исполнительной власти единоличная, а позиция его членов во время голосования имеет совещательный характер.
Как реальный глава исполнительной власти, президент самостоятельно определяет правительственную политику, а легитимность администрации президента никак не связана с получением вотума доверия от парламента.
Учитывая то, что в президентской форме правления в статусе президента сочетаются функции главы государства и главы исполнительной власти, его природа здесь не определена. В этом прослеживается генетическая связь президентской республики с дуалистической монархией. По сути, в президентской республике единоличная организация руководящего звена в системе органов исполнительной власти является существенным рудиментом монархизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Республика – это форма управления государством, в основе которой лежит избирательный принцип. Высшая власть при республиканской форме правления, в противоположность монархической, осуществляется по воле народа или представляющего его учреждения (парламента). Выделяют следующие системы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская. В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентская, которая отличается жёстким разделением властей; парламентарная, которая характеризуется формированием правительства на основе итогов парламентских выборов и контролем парламента за текущей деятельностью исполнительной власти; смешанная, при которой присутствует двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.
Президентская система правления предусматривает сильную президентскую власть, независимую от парламента. Президент избирается населением страны, является одновременно главой государства и исполнительной власти, единолично формирует правительство, ответственное перед парламентом. В силу этого президент определяет и проводит политику нации и является бесспорным лидером государства. Республиканская форма правления в Соединенных Штатах была реализована в форме президентской республики: президент является главой государства и главой правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; и президент не имеет полномочий распускать палаты Конгресса. Форма правления в Соединенных Штатах Америки является примером классической президентской республики.
Хотя президентская и парламентарная формы правления воплощают две альтернативные модели соотношения президента с исполнительной властью, их общий недостаток состоит в том, что обе они предусматривают сосредоточение исполнительной власти в руках одного властвующего субъекта – главы государства (президентская республика) или премьер-министра (парламентарная республика). Поэтому обе эти модели содержат авторитарный потенциал. Присущая смешанной республике модель соотношения президента с исполнительной властью имеет ряд преимуществ. Даже при одинаковой партийной «окраске» президента и премьер-министра разделенная исполнительная власть исключает концентрацию своей полноты в руках одного из них. В условиях дуализма исполнительной власти невозможно превращение правительства в фактическое дополнение аппарата президента. В то же время, существенная вовлеченность президента в организацию и деятельность правительства – важное условие его эффективности и стабильности.
1. Кагерманов, А. С. Президентская или парламентская Республика: проблема политического выбора / А. С. С. Кагерманов // Вестник Чеченского государственного университета. – 2018. – № 3(31). – С. 78-81.
2. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
3. Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – 2-е изд. – Минск: Тетралит, 2016. – 141 с.
4. Мартынюк Р.С. Президентская республика: особенности формы правления и логика организации государственной власти // Евразийская адвокатура. – 2015. – №4 (17). –C.60-66.
5. Буняева, К. В. Реализация института президентской власти в странах Латинской Америки / К. В. Буняева, Е. А. Абашева // Аграрное и земельное право. – 2015. – № 11(131). – С. 85-88.
6. Паречина, С.Г. Характеристика и классификация президентской системы правления // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско – гуманитарные науки. Сборник научных статей. Выпуск 18.Минск. РИВШ. 2020. С. 176-184.
7. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Конституционно правовой статус главы государства в классической президентской республике // Концепт. 2018. №11. – С. 1-10.
8. Васильев, В.С., Налоговые реформы Р. Рейгана и Д. Трампа: эволюция приоритетов / В.С. Васильев, М.М. Соколов // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2018. – № 8 (584). – C. 5-25.
9. Мартынюк, Р. Президент и исполнительная власть: анализ моделей соотношения институтов / Р. Мартынюк // Wschód Europy. Восток Европы. — 2020. — № 1. — С. 14–29.
10. Анарбаева, Г. А. Парламентаризм и президентство / Г. А. Анарбаева // Наука, техника и образование. – 2017. – Т. 1. – № 5(35). – С. 86-88.
11. Першиков, А. И. Особенности и тенденции развития института президентства в Российской Федерации / А. И. Першиков // Энергия науки : Электронный сборник материалов VII Международной студенческой научно-практической Интернет-конференции, Ханты-Мансийск, 24–28 мая 2017 года. – Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2017. – С. 960-964.
12. Пахомов, В. Г. Президент как глава государства: история становления и развития / В. Г. Пахомов, М. С. Майорова // Nauka-Rastudent.ru. – 2016. – № 1. – С. 24.
13. Захарова, Г. С. Происхождение, распространение и доминирование института президентства в современном мире / Г. С. Захарова, А. А. Санькова, Н. Н. Соломоненко // Вестник СевКавГТИ. – 2017. – № 1(28). – С. 72-78.
14. Посталовский А.В. Президентские избирательные кампании в Республике Беларусь : комплексный анализ // Русская политология – Russian political science. – 2017. – № 1(2). -84-91.
15. Конституция Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0.
16.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
17.Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 30 (часть I). — Ст. 4202.
18. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 10. — Ст. 1084.
19. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 20. — Ст. 2112.
20. Малявина В. А. Конституционно-правовые проблемы института президентства в Российской Федерации / В. А. Малявина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 340-343.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты