ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ВОКАЛЬНОГО РОМАНСА
1.1 Становление и развитие романса как вокального жанра
1.2. Жанр вокального романса в творчестве П.И. Чайковского
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОМАНСОВ «ЗАБЫТЬ ТАК СКОРО», «Я ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ», «МЫ СИДЕЛИ С ТОБОЙ»
2.1 Анализ романса «Забыть так скоро»
2.2 Анализ романса «Я тебе ничего не скажу»
2.3 Анализ романса «Мы сидели с тобой…»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Целью настоящей работы является подробный анализ музыкальной формы избранных романсов одного из величайших композиторов русской музыки XIX века П.И. Чайковского.
Объектом исследования являются три романса, созданные композитором в различные периоды его творческой жизни и представляющие собой ярчайшие примеры романсной лирики не только в творчестве композитора, но и в русской музыке в целом. Первый романс «Забыть так скоро» (1870 г.) создан в ряду одних из первых опытов П.И. Чайковского в жанре романса, в период творческого расцвета романс-элегия «Я тебе ничего не скажу» (1886 г.) и «Мы сидели с тобой» (1893 г.) – в последний год жизни композитора.
Предметом исследования курсовой работы стали средства музыкальной выразительности, некоторые стилистические особенности композитора и музыкальная форма данных произведений.
Цель работы: комплексный анализ формы романсов «Забыть так скоро», «Я тебе ничего не скажу», «Мы сидели с тобой».
Задачи:
- рассмотреть исторический аспект становления и развития жанра вокального романса;
- отметить особенности воплощения жанра в творчестве П.И. Чайковского;
- проанализировать романс романсов «Забыть так скоро»;
- проанализировать романс «Я тебе ничего не скажу»;
- проанализировать романс «Мы сидели с тобой».
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы по теме, метод анализа музыкальной формы, сравнительно-сопоставительный анализ.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ВОКАЛЬНОГО РОМАНСА
1.1 Становление и развитие романса как вокального жанра
Романс (испан. romance) – камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «романс» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском»). Сборники таких песен, часто объединенных общим сюжетом, носили название «романсеро». Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать, с одной стороны, поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой – жанр вокальной музыки. Во Франции термин romance применялся наряду с термином chanson в XVIII и начале XIX вв., затем его заменило понятие mélodie, введенное Г. Берлиозом как жанровое обозначение вокального произведения с сопровождением. В России название «романс» первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст (хотя бы и русским композитором). Романсы с текстом на русском языке назывались «российскими песнями».
В романсе мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихом, «отражая не только общий его характер, тип строфы, поэтический размер, но и отдельные поэтические образы, их развитие и смену, ритмический и интонационный рисунок отдельных фраз» [10, с. 72]. Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное выразительное значение и зачастую является равноправным участником ансамбля. Романсы подразделяется на отдельные жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танцевальных ритмах и др.
Непосредственными предшественниками романса в современном значении этого термина наряду с песенными жанрами явились вокальные подтекстовки танцевальных форм: менуэтов, сицилиан и др. Развитие романса как синтетического, музыкально-поэтического жанра начинается во 2-й половине XVIII в. В творчестве композиторов берлинской школы – М.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ РОМАНСОВ «ЗАБЫТЬ ТАК СКОРО», «Я ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ», «МЫ СИДЕЛИ С ТОБОЙ…»
2.1 Анализ романса «Забыть так скоро»
Романс «Забыть так скоро» написан на неопубликованные стихи А.Н. Апухтина. В нем П.И. Чайковский создает потрясающую по силе воздействия «поэму о забытой любви». В данном сочинении со всей очевидностью прослеживается скрытая сюжетность, основанная на идее движения от завязки психологической драмы к ее развязке, которая стала принципом организации последующих романсных циклов.
Литературный текст.
Забыть так скоро, Боже мой,
Все счастье жизни прожитой,
Все наши встречи, разговоры,
Забыть так скоро! Забыть так скоро!
Забыть волненья первых дней,
Свиданья час в тени ветвей,
Очей немые разговоры!
Забыть так скоро! Забыть так скоро!
Забыть, как полная луна
На нас глядела из окна,
Как колыхалась тихо штора,
Забыть так скоро! Забыть так скоро!
Так скоро!
Забыть любовь, забыть мечты,
Забыть те клятвы, помнишь ты,
Помнишь ты, помнишь ты,
В ночную пасмурную пору?
Забыть так скоро, так скоро...
Боже мой!
Это стихотворение полное глубокого лирического чувства, напоминание о забвенной, возможно безответной любви. Но, несмотря на то, что любовь забыта, герой не страдает. Текст полон нежности и проникновенности. Здесь затрагивается любимая композитором сфера внутреннего мира человека, его духовных терзаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на примере анализа избранных вокальных сочинений, три пласта жанра романса – поэтический текст, вокальная партия и инструментальное сопровождение в своем взаимодействии создают многогранные музыкальные образы. В связи с этим, композитор обращается не к куплетному строению формы, а к более контрастным формам – простой трехчастной, сложной двухчастной.
Будучи величайшим симфонистом своего времени, и совершив немало открытий в сфере музыкального театра, П.И. Чайковский обогащает жанр романса приемами развития, свойственными оперной и симфонической музыке, что проявляется во внедрении симфонизма в малую форму, в переосмыслении романсных форм. Используя для романсов преимущественно простые формы, композитор, тем не менее, порой превращает их в вокальные поэмы. В мелодическом стиле романсов взаимодействует песенность, ариозность и декламационный речитатив. Этот синтез рождает особую выразительность языка. В романсах кристаллизуются характерные для стиля композитора в целом мелодические и ритмические интонации, гармонические обороты и фактура.
Важное значение в романсовом творчестве П.И. Чайковского приобретает соотношение поэтического слова и музыки. В поэзии, которую избирал композитор, его привлекали, прежде всего, близость, родственность основных психологических мотивов, контраста счастья и горького одиночества. Романсы композитора отличаются искренностью, выразительностью музыкальных образов, яркостью интонаций и интенсивностью их развития, богатством фортепианной партии, а, главное, запечатлением чувств, владеющих каждым человеком на протяжении всей жизни. Все это делает романсы П.И. Чайковского одними из самых популярных и любимых областей его наследия.
1. Альшванг, А.А. П.И.Чайковский / А.А. Альшванг. – М., 1959. – 231 с.
2. Асафьев, Б.В. Русский романс XIX века / Б.В. Асафьев // Русская музыка. – Л.:Музыка, 1979. – С.55-99.
3. Васина-Гроссман, В.А. Русский классический романс XIX века / В.А. Васина-Гроссман. – М., 1956. – 203 с.
4. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч.2 – Интонация; Ч.З – Композиция / А.В. Васина-Гроссман. – М.: Музыка, 1978. – 367 с.
5. Демченко, А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века / А.И. Демченко. – М.:Композитор, 2005. – 240 с.
6. Домбаев, Г.С. Творчество П.И. Чайковского в материалах и документах / Г.С. Домбаев. – М., 1958. – 231 с.
7. Дурандина, Е.Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX -XX веков: историко-стилевые аспекты / Е.Е. Дурандина. С М.:РАМ, 2005. – 240 с.
8. Ларош, Г.А. П.И. Чайковский как драматический композитор / Г.А. Ларош. –СПб., 1895. – 165 с.
9. Маричева, И.В. Элегичность как сущностное качество стиля П.И. Чайковского / И.В. Маричева // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. – №17 (155).Филология. Искусствоведение. Вып. 32. С. 146-149.
10. Степанова, И.Н. Слово и музыка. Диалектика семантических связей / И.Н, Степанова. – М.:МГК, 1999. – 288 с.
11. Цуккерман, В.А. Выразительные средства лирики П.И. Чайковского / В.А. Цуккерман. – М., 1971. – 102с.
12. Ярустовский, Б.М. П. И. Чайковский. Жизнь и творчество / Б.М. Ярустовский. – М., 1940. – 188 с.