Представления о будущей профессии у студентов педагогических специальностей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Представления о будущей профессии у студентов педагогических специальностей»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Представления о будущей профессии у студентов педагогических специальностей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: БГПУ им. М.Танка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике Р.В. Овчаровой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по тесту Дж. Голланда.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
1.1 Представление как психический феномен
1.2 Проблема юношеского возраста в современной психологии
1.3 Проблема профессионального самоопределения в психологии
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
2.1 Методика исследования и контингент испытуемых
2.2 Анализ представлений студентов о будущей профессии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Роль профессиональных представлений в качестве регуляторов профессиональной деятельности самоопределения рассматривалась А.И. Донцовым, Е.А. Климовым, И.В. Костаковой, А.Г. Мухаметшиным и др. В ряде работ В.Г. Асеева, Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей, Е.А. Климова и др. обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления субъекта о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельности с учетом собственных интересов, желаний и способностей.
При этом именно образы представлений выступают регулирующими механизмами формирования поведения, управления целенаправленной человеческой деятельностью, принимают участие в создании оптимальных условий для становления личности профессионала. В процессе профессионального развития личности представлениям отводится особая роль - образные знания становятся основным инструментом познания и предвидения специалиста.
Выявление особенностей становления профессиональных представлений предполагает осознание целостного процесса профессионализации субъекта деятельности. Профессионалы, принимающие свою профессию как образ жизни, по-особому воспринимают окружающий мир, оптимизируя взаимодействие с ним.
Цель исследования – выявить особенности представлений о будущей профессии у студентов педагогических специальностей.
Объект исследования – представления.
Предмет исследования – представления о будущей профессии у студентов педагогических специальностей.
Гипотезы исследования: существуют различия в представлениях о будущей профессии у юношей и девушек педагогических специальностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
1.1 Представление как психический феномен
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова – случайно или намеренно – вызван нами. Это явление получило название «представление».
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта [1, c. 15].
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
2.1 Методика исследования и контингент испытуемых
Цель эмпирического исследования: выявить особенности представлений студентов о будущей профессии.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей отношения к будущей профессии с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе БГПУ им. М. Танка. Всего в исследовании приняли участие 40 студентов в возрасте 19-20 лет. Выборка исследования была разделена на две группы: в первую группу вошли 20 юношей, во вторую группу вошли 20 девушек.
Методики исследования:
1. Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).
Назначение: определение ведущего типа мотивации при выборе профессии.
Текст опросника включает 20 утверждений, характеризующих любую профессию. Испытуемому предлагается оценить ряд утверждений по 5-балльной шкале. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Представления имеют свои особенности. Они заключаются в наглядности, фрагментарности, неустойчивости и непостоянстве.
Юношеский возраст представляет собой возрастной этап, на которой складываются все предпосылки для самореализации личности. В этот период повышается саморефлексия, потребность в саморазвития, установка на выдвижение жизненных планов и личностного самоопределения. В процессе обучения в вузе повышается уровень автономности, саморегуляции и субъектность, что позволяет юношам и девушкам самостоятельно и целенаправленно ставить цел и достигать их.
Профессиональное самоопределение – это внутренний процесс, происходящий в сознании каждой личности, предполагающий появление новообразований, системы представлений о своем профессиональном развитии, повышение осознанности и активности, связанной с выбором профессии, своего места в профессиональной сфере. Профессиональное самоопределение находит свое проявление в готовности к выбору профессии, к приобретению необходимых компетенций, а также в положительном отношении к будущей профессиональной деятельности. Индивид осознанно подходит к данному процессу, считает труд осмысленной деятельностью, обладает навыками проектирования своей жизни, проявляет ответственность при принятии решения, автономное поведение и способен к осознанному выбору.
Целью исследования было выявить особенности представлений студентов о будущей профессии.
1. Алишев Б.С. Понятие представление в современной психологии / Б.С. Алишев // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2014. – №6. – c. 15-21
2. Ананьев С.В. К вопросу понимания понятия «будущего» в контексте изучения профессионального самоопределения / С.В. Ананьев // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – № 8. – С. 5-12.
3. Ананьев, Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития [Текст] / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М. : ЧеРо, 2005. – 524 с.
4. Горская, Г.Б. Самодетерминация как мотивационный фактор субъектности студентов в учебной деятельности [Текст] / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2018. – № 2. – С. 30-36.
5. Дубнякова А.И. Теоретические подходы к исследованию мотивов профессиональной деятельности / А.И. Дубнякова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – № 2. – С. 226 – 230.
6. Жигулин А.А. Социально-профессиональное самоопределение личности // Территория науки. – 2013. – № 1. – С. 46–49.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008. – 256 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М.: Академия» 2005. – 304 с.
9. Кобазова Ю.В. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников / Ю.В. Кобазова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2009. – № 2. – С. 84-88.
10. Костакова, И.В. Национально-психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте [Текст] / И.В. Костакова // «Концепт». – 2019. – № 1. – С. 1-6.
11. Костакова, И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности [Текст] / И.В. Костакова // Нац. психологический журнал. – 2020. – № 3 (15). – С. 80-85.
12. Крутых, У.В. Становление субъектности в студенческом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук [Текст] / У.В. Крутых. – Краснодар, 2016. – 23 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов /А.Г. Маклаков. – СПб.; Питер, 2001. – 583 с.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 2006. – 308 с.
15. Мухаметшин А.Г. Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников / А.Г. Мухаметшин // Казанский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 103-107.
16. Поляков, В.А. Профессиональное самоопределение молодёжи / В.А. Поляков // Педагогика. – 2009. – №5. – с. 33-37.
17. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2003. – 480 с.
18. Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема / М.В. Ретивых // Вестник Брянского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 15–20.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.; Питер, 2007. – 713 с.
20. Сенько, М.П. Психологические особенности самореализации личности в юношеском возрасте [Текст] / М.П. Сенько // Научно-практические исследования. – 2020. – № 1. – С. 117-124.
21. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
22. Соснина Н.Г. Формирование профессионального самоопределения личности студентов [Электронный ресурс] / Н.Г. Соснина. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-lichnosti-studentov.
23. Столяренко A.M. Психология и педагогика / A.M. Столяренко. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 423 с.
24. Чистякова С.Н. Новые подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования / С.Н. Чистякова // Школа и производство. – 2013. – № 1. – С. 9–10.
25. Шеховцова, Е.А. Становление ценностных ориентаций в юношеском возрасте [Текст] / Е.А. Шеховцова, Е.В. Шеховцов // Современные тенденции и проблемы развития экономики, управления и права. – Ставрополь, 2018. – С. 310-314.
26. Holland, J. L. Exploring careers with a typology: What we have learned and some new directions / J. L. Holland. – American Psychologist. 2006. – P. 397-406.
27. Super D.E. Self-realization through the work and leisure roles / D.E. Super. – In book: Educational and vocational guidance. 2005. – P. 43.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сводная таблица результатов исследования по методике Р.В. Овчаровой.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов по тесту Дж. Голланда.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты