Исторические вехи возникновения и развития коммуникаций
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Исторические вехи возникновения и развития коммуникаций»
по дисциплине: «Профессиональные коммуникации»
2021
45.00 BYN
Исторические вехи возникновения и развития коммуникаций
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Профессиональные коммуникации
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Определение понятия «межкультурная коммуникация»
1.2 Типология коммуникаций и основные понятия
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1 Эпоха Античности – Новое время
2.2 Новейшее время
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Понятия «массовая коммуникация», «СМИ», «медиа» активно вошли в оборот в конце ХХ века. Это связано с пониманием социологами особенностей поведения внутри определенного типа социального сообществ – «масса», «толпа», «публика», а также технологическим фактором: появлением принципиально новых средств передачи информации. СМИ функционируют как компонент процесса коммуникации и выражают способ передачи, сохранения, производства и распространения культурных ценностей в обществе. Средства массовой коммуникации – технические средства (печать, радио, кино, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых информация (знания, интеллектуальные ценности, этические и правовые нормы и т.д.) распространяются среди большой количественно рассредоточенной аудитории.
Актуальность и выбор темы заключаются в том, что массовые коммуникации – одно из важных явлений общества, которое существенно влияет на развитие связей с общественностью и активно участвует в процессе формирования общественного мнения.
Объект исследования: коммуникации.
Предмет исследования: возникновение и развитие коммуникаций.
Цель курсовой работы: выявить исторические вехи возникновения и развития коммуникаций. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты коммуникации.
2. Проанализировать этапы становления и развития межкультурной коммуникации.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследовательской работы могут быть использованы для дальнейшего изучения теории и направлений массовой коммуникации в курсе обучения студентов-журналистов и социологов.
Методы исследования: общенаучные (теоретические) – анализ, синтез, обобщение и систематизация.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (аргументирован выбор и актуальность темы, сформулированы объект, предмет, цель и задачи, а также методы исследования), двух глав (охарактеризованы теоретические аспекты коммуникации, проанализированы этапы становления и развития межкультурной коммуникации), заключения (подводятся итоги исследования), списка литературы (20 позиций).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИИ
1.1 Определение понятия «межкультурная коммуникация»
Определение межкультурной коммуникации, данное А.П. Садохиным: «Межкультурная коммуникация – это совокупность различных форм взаимоотношений и общения между отдельными лицами и группами, принадлежащими к разным культурам».
«Межкультурная коммуникация» представляет собой особую форму коммуникации двух или более представителей различных культур, в ходе которой происходит обмен информацией и культурными ценностями взаимодействующих культур. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая не ограничивается только знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной культуры другого народа, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений и т. д. в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации. Изучение иностранных языков и их использование как средства международного общения сегодня невозможно без глубокого и разностороннего знания культуры носителей этих языков, их менталитета, национального характера, образа жизни, видения мира, обычаев, традиций и т. д. Только сочетание этих двух видов знания - языка и культуры – обеспечивает эффективное и плодотворное общение» [2, с. 12-13].
Межкультурная коммуникация может осуществляться на групповом уровне, либо на индивидуальном. Но на обоих уровнях основным субъектом межкультурной коммуникации выступает человек. При этом поведение каждого человека определяется ценностями и нормами той культуры, в которую он включен. В связи с этим каждый участник межкультурной коммуникации располагает своей собственной системой правил, обусловленных его социокультурной принадлежностью. Поэтому при непосредственном общении представители разных культур стоят перед необходимостью преодоления не только языковых различий, но и различий социокультурного и этнического характера.
В настоящее время изучением межкультурной коммуникации занимается целая группа гуманитарных наук: культурология, коммуникативистика, социология культуры, лингвокультурология, этнопсихология и др.
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
2.1 Эпоха Античности – Новое время
На самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи. Человек, как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми. Для интенсификации сферы коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния, и он вынужден был искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении. Пожалуй, самым первым наиболее активно и эффективно эксплуатируемым средством, способствующим более быстрому установлению массовых коммуникаций являлась лошадь. Наездник, преодолевая сравнительно большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Изобретение колеса и применение ее в конструкции телеги позволило увеличить число субъектов, стремящихся наладить внешние публичные коммуникации. Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств, летательных аппаратов, включая космические системы.
Межкультурная коммуникация как научная дисциплина считается относительно новой и насчитывает в общей сложности более пятидесяти лет своего существования. Однако нельзя не согласиться с тем, что пионерами в этой области были путешественники, полководцы, купцы, миссионеры и правители, жившие задолго до наших дней – Александр Македонский, Юлий Цезарь, Марко Поло, Христофор Колумб, Миклухо-Маклай и др. По их воспоминаниям и дневниковым записям мы узнаем о жизни и быте других национальностей [15, с. 45-46].
Проблемы взаимодействия и взаимного влияния культур, вопрос о взаимосвязи культуры и языка всегда привлекали внимание исследователей. До того, как межкультурная коммуникация была выделена в отдельную дисциплину, многие положения, для которых она стала основополагающей, были сформулированы Аристотелем и Вольтером, И. Кантом, Г. Гегелем и К. Фослером, Э. Тейлором и Л. Морганом и др. Культурные антропологи, лингвисты, психологи внесли свой вклад в развитие идей межкультурной коммуникации. Ниже мы рассмотрим позиции авторов, которые, с нашей точки зрения, внесли наибольший вклад в теорию межкультурной коммуникации и чьи работы стали основополагающими для ее дальнейшего развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Межкультурная коммуникация – это вид общения (взаимодействия) как общения и коммуникации между представителями разных культур народов мира, который включает в себя как прямые контакты между людьми и их сообществами, так и косвенные формы общения (язык, речь, письмо, электронное общение и т.д.). Межкультурная коммуникация изучается на междисциплинарном уровне, в связи с такими дисциплинами знаний, как философия, культурология, психология, лингвистика, этнология, антропология, социология, медиаэкология. Общение может быть устным или письменным. Письменное общение может быть личным или визуальным. Общение может быть вербальным и невербальным. Вербальное общение основано на восприятии речи, слов, произнесенных во время общения или записанных на каком-либо носителе. Невербальное общение основано не на словах, а на действиях людей. Эксперты, занимающиеся изучением коммуникаций, утверждают, что в личном общении слова не имеют большого значения. Общение может быть, как формальным, так и неформальным. Официальные коммуникации определяются руководством в соответствии с многоуровневой цепочкой, существующей в организации. Официальные коммуникации могут осуществляться по всем каналам, рассмотренным выше. Официальные коммуникации делятся на нисходящие, восходящие и горизонтальные. Коммуникации сверху вниз – это каналы связи, которые руководство направляет подчиненным. Коммуникации «снизу-вверх» –это каналы связи, которыми руководят подчиненные в управлении. Горизонтальные коммуникации – это связи между подразделениями или сотрудниками одного и того же иерархического уровня. Основные понятия массовой коммуникации включают коммуникацию, информацию, язык, культуру.
2. История развития коммуникаций пережила три коммуникационные революции: изобретение письменности, создание печатного станка, внедрение электронных средств массовой информации. Внедрение Интернета открывает новую эру в развитии коммуникаций. Мировая «информационная паутина» сегодня не имеет ни физических, ни географических, ни административно-государственных, ни цензурных границ. Информационное пространство «захлестывает» «четвертая волна», которая одновременно увеличивает интенсивность коммуникаций и начинает ограничивать межличностные коммуникации и переводить их на виртуальный уровень.
1. Бакулев, Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: учебное пособие / Г.П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 176 с.
2. Беликов, Д.А. «Массовое общество» и массовая культура: попытка комплексного взгляда / Д.А. Беликов // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. – 2017. – № 5. – С. 10-22.
3. Бергер, П. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире: монография / П. Бергер, С. Хантингтон. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 379 с.
4. Дубин, Б.В. Государственная информация и массовая коммуникация / Б.В. Дубин, А. Рейсблат // Отечественные записки. – 2003. – № 4. – С. 35-39.
5. Иванов, В.Н. Массовая коммуникация в условиях глобализации / В.Н. Иванов, М.М. Назаров // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 19-28.
6. Карпухин, О.И. Культура массовых коммуникаций / О.И. Карпухин // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – №2. – С. 65-68.
7. Касьянов, В.В. Формирование массового общества и массовая коммуникация / В.В. Касьянов // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №2. –С. 87-93.
8. Красноярова, О.В. Развитие массовой коммуникации и изменения статуса аудитории [Электронный ресурс] / О.В. Красноярова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет). – 2014. – № 4. – Режим доступа: http://brj-bguep.ru/reader/ article.aspx?id=19315.
9. Кукаркин, А.В. Буржуазная массовая культура: монография / А.В. Кукаркин. – М.: Издательство политической литературы, 1985. – 399 с.
10. Макаревич Э.Ф. Культура массовых коммуникаций / Э.Ф. Макаревич, О.И. Карпухин // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – №5. – С. 56-59.
11. Руденко, А.М. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество / А.М. Руденко, В.В. Котлярова // Медиаобразование. – 2017. – № 3. – С. 134-142.
12. Соколов, А.В. Введение и теорию социальной коммуникации / А.В. Соколов. – СПб.: СПбГУП, 1996. – 320 с.
13. Терин, В.П. Массовая коммуникация и социологические исследования в США / В.П. Терин // Вопросы философии. – 1970. – № 12. – С. 98-101.
14. Терин, В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада / В.П. Терин. – М.: Издательство Института социологии РАН, 1999. – 147 с.
15. Терин, В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации / В.П. Терин // Социологические исследования. – 1997. – № 11. – С. 43-47.
16. Тулисова, В.А. Трансформация средств массовой коммуникации: от традиционных средств массовой информации к New Media / В.А. Тулисова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – № 2. – С. 228-244.
17. Хренов, Н.А. Коммуникация и культура: к неапологетической истории массовой коммуникации / Н.А. Хренов // Артикульт. – 2016. – №3. – С. 12-18.
18. Шарков, Ф.И. Коммуникология: коммуникационный консалтинг / Ф.И. Шарков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 408 с.
19. Шарков, Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации / Ф.И. Шарков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. – 320 с.
20. Шилз, Э. Массовое общество и его культура // Буржуазная массовая культура. – М., 1985. – С. 84-85.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты