Порядок осуществления превентивного надзора за освобождёнными
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Порядок осуществления превентивного надзора за освобождёнными»
по дисциплине: «Уголовно-исполнительное право»
2021
45.00 BYN
Порядок осуществления превентивного надзора за освобождёнными
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Уголовно-исполнительное право
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Общая характеристика превентивного надзора
1.2 Особенности превентивного надзора как меры уголовной ответственности
2 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Особенности установления превентивного надзора
2.2 Проблемы установления превентивного надзора
3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЕНТИВНОГО НАДЗОРА
3.1 Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
3.2 Правовые акты, регулирующие применение превентивного надзора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь, все граждане равны перед законом и каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты [8].
Уголовное законодательство Республики Беларусь, а именно ст. 46 «Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК Республики Беларусь), определяет, что формами реализации уголовной ответственности могут быть не только уголовные наказания, но и иные меры уголовной ответственности, не связанные с изоляцией виновного от общества [22].
В действующем Уголовном кодексе впервые поставлена проблема превентивного контроля как совокупности соответствующих мер уголовной ответственности и предпринята попытка ее решения на правовом уровне. Превентивный надзор после освобождения от отбывания уголовного наказания потенциально необходим определенной категории осужденных для предупреждения и профилактики рецидивов. В свою очередь, отсутствие эффективного механизма защиты прав и свобод осужденных при осуществлении соответствующих контрольно-надзорных мероприятий создает основу для злоупотреблений путем создания чрезмерно жестких ограничений для личности.
Достижение целей уголовной ответственности возможно и без применения уголовного наказания, путем морального и общественного воздействия при постоянном контроле со стороны специальных органов государства. К числу таких мер уголовное законодательство Республики Беларусь относит: осуждение с отсрочкой исполнения наказания (ст.77 УК Республики Беларусь).
1 ПОНЯТИЕ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Общая характеристика превентивного надзора
В глобальном масштабе существует два основных способа борьбы с уголовными преступлениями. Первый – это наказание виновных. Второй способ предусматривает предупреждение преступности.
Превентивный надзор – это институт, который играет очень важную роль в предупреждении рецидивов. О роли этого института свидетельствует сама история. В 1992 году был отменен действовавший в то время закон об административном надзоре – аналог нынешнего института превентивного надзора, после чего с 1992 по 1997 год отмечался значительный рост рецидивной преступности. Поэтому в 1997 году вновь приняли закон об административном надзоре. В 2001 году его нормы были перемещены в три кодекса – Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь (далее – УИК Республики Беларусь) и частично в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – УПК Республики Беларусь) [23, c. 24].
В нашей стране в последние годы несколько снизилась рецидивная преступность. Если до этого уровень повторных уголовно наказуемых деяний превышал 40%, то сейчас примерно треть преступлений совершают ранее судимые лица [18, c. 16].
Снижение, конечно, есть, но в любом случае цифры достаточно большие. В том числе, в связи с этим на заседаниях Пленума рассматриваются различные вопросы, касающиеся превентивного надзора, поскольку дополнительные меры по противодействию рецидивной преступности принимать нужно. Причем важно понимать, что результат зависит не только от качества осуществления превентивного надзора, речь идет о комплексе мер.
2 ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕВЕНТИВНОГО НАДЗОРА КАК МЕРЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Особенности установления превентивного надзора
Превентивный надзор – это временная принудительная мера, используемая для контроля поведения человека, на которого она направлена. Установление такого надзора направлено на контроль за поведением подконтрольных лиц, предотвращение совершения ими преступлений и обеспечение им необходимых превентивных последствий. Надзор и связанные с ним ограничения устанавливаются и прекращаются судом по месту отбывания наказания или проживания осужденного в соответствии с рекомендациями отдела управления исправительного учреждения или органа внутренних дел [13].
Осуществление превентивного надзора не должно быть направлено на оскорбление человеческого достоинства и нанесение вреда поднадзорным лицам на работе и по месту жительства.
Таким образом, в административное управление пенитенциарного учреждения поступили положения пункта 1 ст. 80 УК Республики Беларусь о создании механизма превентивного надзора за особо опасными рецидивистами. Лица, указанные в п.2 ч. 2 ст. 80 УК Республики Беларусь подлежат уголовно-административному контролю тюрьмы по месту жительства освобожденного лица [22].
Определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора и связанных с ним ограничений направляется судом в администрацию исправительного учреждения или в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного.
3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЕНТИВНОГО НАДЗОРА
3.1 Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания
Установление превентивного надзора сопровождается значительным вторжением государства в субъективную свободу осужденного, что находит свое отражение в достаточно значительных ограничениях на его личные конституционные права. В то же время необходимо учитывать, что ограничения и запреты, налагаемые на осужденного в контексте осуществления содержания превентивного надзора, не являются карательными и требуют осуществления мер только для профилактики и сосредоточения внимания [17, c. 188].
Правовой основой для организации надзора за осужденным в рамках превентивного надзора является факт осуждения виновного лица и возникновение состояния осуждения лица как преступника. Именно этот правовой статус при наличии набора определенных обстоятельств (признаков, условий), установленных в законе, может вызвать необходимость превентивного и испытательного воздействия на осужденного после отбытия наказания в целях более успешной ресоциализации и ограничение возможности совершения нового преступления [10, c. 70].
В целях повышения эффективности работы по социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста, необходимо не только совершенствовать возможности трудового и бытового устройства и оказания социальной поддержки, но и дифференцированно использовать профилактические средства, стимулирующие этих лиц к законопослушному образу жизни, в том числе к труду.
Особое значение имеет обеспечение законопослушной социальной адаптации осужденных, не вставших на путь исправления (не имеющих достаточной готовности к законопослушному образу жизни). Такие лица уклоняются от работы, пьют или употребляют наркотики, не заботятся о материальном обеспечении детей, ведут аморальный и паразитический образ
жизни, что приводит к рецидиву преступлений [18, c. 18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система борьбы с преступностью в государстве включает в себя: контроль государства и общества над лицами, поведение которых свидетельствует о том, что они склонны к совершению преступлений и не способны их совершить, если не приняты превентивные меры; применение уголовного законодательства к лицам, совершившим преступные деяния; контроль государства и общества над лицами, отбывшими наказание, но поведение, дающее основания опасаться рецидива с их стороны.
Лица, отбывшие наказание или освобожденные от наказания и имеющие судимость, исполняют обязанности и пользуются правами, установленными для граждан Республики Беларусь, с ограничениями, установленными для осужденных.
В период осуждения ОВД осуществляет превентивный надзор за лицами, освобожденными после отбывания наказания или условно освобожденными за тяжкие или особо тяжкие преступления, и несовершеннолетними возлагается на инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) по месту их жительства. О таких освобожденных лицах отдел управления соответствующего исправительного учреждения уведомляет Министерство внутренних дел или ИДИ по месту жительства за 10 дней до освобождения. Освобожденному было предложено зарегистрироваться в отделении милиции или в ИДИ по месту жительства в течение трех дней после прибытия по месту жительства.
После отбывания наказания или освобождения лица, относящиеся к этой категории, будут находиться под превентивным надзором до снятия или снятия судимости и до исполнения ими своих обязанностей, предусмотренных ч. 3 ст. 9 УИК Республики Беларусь.
1. Абатуров А.И. Опыт постпенитенциарного надзора в странах ближнего зарубежья (сравнительно-правовой анализ) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 2. C. 72–76.
2. Афонченко Т.П. Превентивный надзор. Гомель, 2003. Афонченко Т.П. Основания применения превентивного надзора по УК Беларуси 1999 г. // Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь: материалы респ. Науч.-прак. Конф. Новополоцк, 2000. С. 332-333.
3. Бундесон Улла. Надзор за отбывающими наказание на свободе (пер. со шведского). Вступительная статья Шупилова В.П. М., 1979. Егоров С. Отец условного осуждения // Законность. 1998. № 3. С. 54 – 57.
4. Бурый, В.Е. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: монография / В.Е. Бурый; М – во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Могилевский высший колледж Министерства внутренних дел Республики Беларусь». – Могилев: Могилев, высш. колледж МВД Респ. Беларусь, 2014. – 172 с.
5. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // Права человека: сб. междунар. – правовых документов / сост. Е. В. Кузнецова. – Минск: Амалфея, 2009. – Т. 1. – С. 78 – 512.
6. Колченгова, О.П. Научно-методические основы криминологии и уголовно-исполнительного права: учебное пособие / О.П. Колченгова, С.В. Казак А.В. Шарков. – Минск: Акад. МВД, 2014. – 352.
7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка \\ Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 175 – 180.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 11-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2015. – 64 с.
9. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 30 августа 1955 г. \\ Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 190 – 205.
10. Новикова Е.В. Система мер испытания (пробации) при условном неприменении наказания и ее правовое обеспечение // Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь: материалы межд. науч. – практ. конф. Мн., 1999. С.63-71.
11. Научно-практический комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, В.Е. Бурый, СВ. Казак [и др.]; под общ. ред. В.М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2012. – 696 с.
12. Об органах внутренних дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г., № 263 – З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 331 – З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
13. Об утверждении Инструкции о порядке деятельности территориальных органов внутренних дел по исполнению наказаний и иных мер уголовной ответственности [Электронный ресурс]: постановление МВД РБ 13 15.01.2014 г., №13: в ред. постановления МВД от 29.12.2016 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
14. Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений [Электронный ресурс]: постановление МВД РБ Респ. Беларусь, 20 окт. 2000 г. №174 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
15. Основные принципы обращения с заключенными, принятые Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. \\ Международные акты о правах человека. Сборник документов. – М.: Изд-во НОРМА, 2000. С. 206 – 207.
16. Понятовская Т.Г. Предупреждение преступлений: меры безопасности, превентивный надзор // Криминологический журнал БГУЭиП. 2013. № 3. С. 98–103.
17. Стуканов, В.Г. Исправительная педагогика: учеб. пособие / В.Г. Стуканов. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. – 395 с.
18. Тепляшин П.В. Превентивный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2011. № 10. С. 16 – 19.
19. Уголовно-исполнительное право [Электронный ресурс]: электронный методический комплекс / Св – во о регистрации №1141203018 от 11.07.2012 // Локальная сеть Академии: аtk «Электронная Академия».
20. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 янв. 2000 г., № 365-З: принят Палатой представителей 14 дек. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 1999 г.; в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 331-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
21. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 16 июля 1999 г., № 295-З: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня. 1999 г.; в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апр. 2016 г. № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
22. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20 апр. 2016 г. № 358-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
23. Шарков, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Шарков. – Мн.: Тесей, 2012. – 381 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты