Порядок принятия, изменения и прекращения действия конституции
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Порядок принятия, изменения и прекращения действия конституции»
по дисциплине: «Конституционное право»
2021
45.00 BYN
Порядок принятия, изменения и прекращения действия конституции
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ АКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
2 ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ КОНСТИТУЦИЙ
3 НОВАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодняшнее развитие содержания конституций обусловлено развитием общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства.
Конституция Республики Беларусь является основным источником отрасли конституционного права.
Однако как наша, так и зарубежная конституционно-правовая (государственно-правовая) наука не ограничивается лишь этим аспектом исследования конституции.
Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства называют необходимость всестороннего изучения конституции как самостоятельного объекта научного познания.
Ученые анализируют понятие и сущность конституции, предпосылки, способы ее возникновения, ее виды, юридические свойства, место в правовой системе государства, принципы, функции и другие стороны правовой природы конституции.
В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу принятия, изменения и прекращения действия Конституции в Республике Беларусь.
1 ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ АКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ
За целую историю формирования Беларуси было принято 5 Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.).
Однако единым для первых 4 Конституций Беларуси считалось то, что они обладали безусловно общеклассовой направленностью, фиксировали доминирующей только 1 идеологию, вычеркивали многопартийность, разнообразие форм имущества, всегда были подчинены заинтересованностям сначала социалистического, а потом и коммунистического строительства. Их минусом было то, что в них, как правило, никак не приобретали отображение утверждения главных международных документов о правах и свободах человека и гражданина, многочисленные нормы носили показной вид, никак не обладали непосредственным воздействием на практике, иногда подконституционные акты имели действительное преимущество перед Конституцией [1, с. 88].
В первый этап Русской власти права и свободы в абсолютном размере фиксировались за рабочими и крестьянами (трудящимися), «эксплуататоры» ограничивались в правах. Общеклассовый аспект безусловно оттаял в период «раскрученного социализма», хоть всегда был подчинен заинтересованности поддержания социалистических взаимоотношений и формирования коммунизма. В сфере прав и свобод доминировали безусловно коллективистские основания. Воле многих обязано было быть подчинено все, самостоятельный индивид рассматривался в качестве «винтика» в трудной концепции взаимоотношений в мире.
2 ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ КОНСТИТУЦИЙ
Процедуры изменения и дополнения конституций были различны на протяжении конституционного развития нашего государства.
Если вести речь о первых Конституциях 1919 и 1927 гг., то в них не регламентировалась процедура изменения и дополнения конституций.
По поводу Конституции 1937 года, в главе 11 «Порядок изменения Конституции» в ст. 122 содержалось следующее: « Изменение Конституции Белорусской Советской Социалистической Республики производится лишь по решению Верховного Совета БССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов Верховного Совета» [4].
Так в Конституции 1978 года в главе 10 «Действие конституции Белорусской ССР и порядок ее изменения» в ст.172 содержалось следующее: Изменение Конституции Белорусской ССР производится решением Верховного Совета Белорусской ССР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета Белорусской ССР [6].
С конца 80-х годов 20 века Конституцию 1978 года приходилось беспрерывно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы, и главы. Это свидетельствовало о том, что действующее конституционное законодательство уже во многом перестало соответствовать требованиям времени [9, с.99].
Конституция Беларуси была принята 15 марта 1994 года Верховным Советом Республики Беларусь и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Беларуси (после Октябрьской революции 1917 года).
В Конституции 9 разделов, 8 глав и 146 статей. Конституция Беларуси отражает демократические воззрения на устройство общества и государства.
Современное общество характеризуется повышенным уровнем правового нигилизма, абсентеизма. Политическая жизнь для всего существования современной Беларуси не позволяет говорить о широком использовании института референдума. Отсутствие законодательных норм, регулирующих организацию и проведение референдумов на государственном уровне, невелико [10, с.67].
3 НОВАЦИИ МЕХАНИЗМОВ ПРИНЯТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ РБ
Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь 1994 г. были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года республиканского референдума, на который были вынесены два проекта обновленного Основного Закона [18, с. 507].
Внесение изменений в Основной Закон позволило обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского народа.
Стоит отметить, что принятие новой Конституции – основание для прекращения действия ранее действовавшей Конституции.
Поскольку изменения и дополнения Конституции предусматривают усложненную процедуру. Эта процедура конституционного права получила название "процедура двойного вотума". То есть когда все проекты законодательных актов о внесении изменений и дополнений подлежат двукратному обсуждению, рассмотрению и принятию обеими палатами парламента. Причем за принятие этих проектов требуется, чтобы было отдано не менее 2/3 голосов депутатского корпуса.
Депутаты на заседании шестой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении Конституции Республики Беларусь».
27 мая Президентом Беларуси в соответствии с ч.1 ст.99 и ст.138 Конституции Беларуси в Палату представителей внесен проект закона "Об изменении Конституции Республики Беларусь". На основании ст.170 Регламента Палаты представителей для подготовки проекта закона создана специальная комиссия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В самом общем виде Конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности Конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ Конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ Конституция является Основным Законом государства.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята в феврале 1919 года I съездом Советов БССР.
11 апреля 1927 года на VIII Всебелорусском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов принята вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики.
5 декабря 1936 г. в СССР принимается новая общесоюзная Конституция. 19 февраля 1937 года XII Чрезвычайный съезд Советов принял Конституцию БССР.
Четвертая белорусская Конституция была принята Верховным Советом БССР 13 апреля 1978 г.
Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения определены в разделе VIII Основного Закона. Для принятия Конституции, внесение в нее поправок, установлен особый усложненный порядок, который закреплен в ст. 138-140 Конституции.
В статье 138 Конституции говорится, что вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.
1. Каргин, К.В. Юридические документы / К.В. Каргин. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с.
2. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
3. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс]: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
4. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
5. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2014. – 327 с.
6. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/.
7. Баглай, М.В. Конституционное право / М.В. Баглай. - М., 2018. – 357 с.
8. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. / М.Н. Марченко. – Т. 2. – М.: Зерцало-М, 2011. – 528 с.
9. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2012. – 171 с.
10. Козлов, А.Е. Конституционное право: учебник / А. Е. Козлов. – М.: Издательство БЕК, 2017. – 464 с.
11. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности Конституции / Ж.И. Овсепян // Правоведение. – 2011. - № 5. - С. 24-36.
12. Василевич, Г. А. Конституция – главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // Вестник молодежного научного общества. – 2017. – № 1. – С.11-19.
13. Кутафин, О.Е. Государственное право / О.Е. Кутафина. – М., 2016. – 584 с.
14. Лассаль, Ф. О сущности Конституции / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Альтшулера, 2016. – 64 с.
15. Златопольский, Д.Л. О сущности Конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал права. – 2017. - № 10. – С.120-126.
16. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // Юридический журнал. – 2015. – № 1. – С.10-15.
17. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск, 2006. – 47 с.
18. Козлова, Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017. – 608 с.
19. Пугачев, А.Н. Общесоциальные функции Конституции / А.Н. Пугачев // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию юрид. образования на Полоцкой земле. - Новополоцк : ПГУ, 2016. - С. 134-138.
20. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2016. – № 6. – С. 97-106.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты